Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Н-Тагильский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Экономике отрасли
по теме:
Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле.
Факультет
Экономика
Специальность
Кафедра
Н.Тагил
2008 год
Содержание
Введение
1 Сущность
и значение потребительского
спроса
1.1 Понятие,
характеристика и виды
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика
спроса Свердловской области
2.1 Анализ
объема и структуры
2.2 Анализ
факторов влияющих на спрос
3 Перспективы
развития отрасли
Заключение
Список литературы
Введение
Торговля
является одной из основных отраслей
народного хозяйства, поскольку
она обеспечивает обращение товаров,
их движение из сферы производства
в сферу потребления. Ее можно
рассматривать как вид
В процессе розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товара непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые и технологические функции.
К основным торговым функциям следует отнести:
Формирование
рынка сопровождается структурными
изменениями в экономике, трансформацией
отношений собственности, обеспечивая
экономическую независимость и
ответственность субъектов
Центр
тяжести экономической реформы
активно перемещается в регионы,
в которых предусматриваются
не только структурные обновления экономики,
но и ускоренное развитие региональных
рынков потребительских товаров, и
решение социальных задач. Целями развития
региональной экономики является рост
эффективности процессов
Основная
задача торговли состоит в организации
рынка. Непосредственное формирование
и развитие товарных рынков торговля
осуществляет через сеть торговых предприятий.
Идет сложная перестройка
Чтобы отрасль активно развивалась, нужно грамотно организовать работу торговых предприятий. Для этого нужно анализировать хозяйственную деятельность, как предприятий, так и отрасли в целом. Именно анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, проводить анализ спроса на товары и сопоставлять его изменениями доходов населения.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, менеджер и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований.
Целью
работы стало изучить потребительский
спрос, его анализ и прогнозирование
в торговле. Для этого мне нужно
определить сущность и значение потребительского
спроса, его виды и показатели, и
факторы формирования спроса на потребительские
товары. Я также должна проанализировать
объем и структуру
Моя работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Методологической основой работы являются приемы статистики: сравнение, балансовый метод, графический способ, способ табличного отражения аналитических данных, использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности.
Теоретической основой работы являются русские ученые: Николаева Т.Н., Родионова Н.Р., Савицкая Г.В.Кравченко Л.Я.
1 Сущность и значение потребительского спроса
1.1 Понятие,
характеристика и виды
Спрос
- один из инструментов рыночного механизма.
Он способен раскрыть сущность не только
отдельных экономических
Выбор форм и методов изучения спроса напрямую связан с пониманием сущности его формирования, закономерностей развития, т.е. с изучением общетеоретических вопросов потребительского рынка.
В рыночной теории присутствует множество определений спроса, но наиболее типичные следующие.
1.
Спрос как экономическая
2.
Спрос как предмет анализа
хозяйственной деятельности
3.
Спрос отражает потребности в
приобретении на рынке
При некотором различии трактовок во всех определениях спрос связан с рынком и потреблением. Именно эта связь обусловила неоднозначность его проявления.
Прежде всего, спрос- эта рыночная форма проявления потребности в определенных благах.
На рынке потребительских товаров, главным образом, удовлетворяются личные потребности индивидов, домохозяйств и отдельных контингентов, в связи, с чем важно определить сущность и признаки потребностей.
Потребность – это осознанная необходимость индивида, коллектива, общества в благе, продукте, услуге, настоятельно требующая удовлетворения.
В экономической теории выделяются несколько признаков потребности.
Являясь формой
выражения потребностей, спрос населения
в своем движении подчиняется
тем же законам, которые управляют
развитием потребностей, и, прежде всего
закону возвышения потребностей. Действие
этого закона реализуется в том,
что потребность и спрос
Исследование
спроса как формы выражения
Спрос- форма существования потребностей. Различия спроса и потребностей проявляется, прежде всего, в том, что спрос по своим количественным размерам не совпадает с потребностями. Потребность, как правило, больше спроса. Спрос ограничивает возможности удовлетворения потребности. Потребность, принимающая форму спроса, может быть удовлетворением лишь в пределах платежеспособности населения. Спрос и потребности не совпадают в количественном отношении, т.е. они и количественно различны: спрос всегда связан с существованием товарного производства и рынка, тогда как потребности могут возникать и удовлетворяться вне связи с товарно-денежными отношениями.
В современной экономике рыночные отношения сводят возможности нетоварного удовлетворения потребностей к весьма ограниченным и четко обусловленным параметрам. Задача торговли состоит в изучении спроса как рыночной формы действительных платежеспособных потребностей индивидов, домохозяйств, организаций.
Спрос
представляет собой важнейший элемент
рынка потребительских товаров.
На рынке спрос на потребительские
товары имеет следующие
1.натурально-вещественная направленность. Поскольку покупательский спрос- это вынесенная на рынок потребность в определенном благе, то потребительской торговле предъявляется требование в покупке товаров и услуг определенного вида и качества. При всем разнообразии требований к потребительским характеристикам товаров, на которые предъявляется спрос, развитие его у разных категорий покупателей имеет и схожие черты. В основе платежеспособной потребности в каком-либо товаре лежит его полезность или способность удовлетворять желание покупателя.
Выделяют две составляющие полезности:
а) объективная, заключенная в продукции и представляющая собой базовую выгоду, которую получит потребитель;
б) субъективная, зависящая от личностных характеристик покупателя.
Разная степень насущности потребностей людей обуславливает их иерархию при покупке вещественных товаров в сфере рынка у любого покупателя.
Спрос, ограниченный денежными ресурсами, направляется на :
а) вещи и предметы обязательные (простая верхняя одежда, обувь);
б) желательные (цветной телевизор, стиральная машина);
в) престижные (видео, компьютеры);
г) создающие «богатство» (шедевры искусства, антиквариат).
Развитие производства и рост потребностей влияют на вещественную структуру спроса. Появление на рынке новых товаров, уход с рынка старых меняют номенклатуру потребительских товаров, пользующихся спросом. Поскольку спрос- элемент конкретного территориального рынка, то вещественная направленность спроса обусловлена особенностями его носителя- населения (возрастными, половыми, социальными т.п.)
2. Стоимостная характеристика, выражаемая объемом и структурой спроса.
В рамках спроса взаимодействие «производитель-потребитель» приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие «покупатель0-продавец». Поэтому объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка - размером неудовлетворенного спроса.
Спрос
на потребительские товары представляет
собой сложную социально-
Такая классификация строиться по разным направлениям и с учетом различных признаков.
Таблица- 1 Классификация покупательского спроса
Признаки |
Виды спроса |
|
Спрос на потребительские товары (макро - и микроспрос) Спрос на укрупненные товарные группы Спрос на отдельные товары Спрос на детализированные ассортиментные позиции товара |
|
Совокупный(всего населения страны или региона) Групповой (социального слоя или экономической группы) Семейный Индивидуальный |
|
Общероссийский Региональный Местный |
|
Базовый Мобильный |
|
Первичный Спрос на замену Дополнительный Спрос про запас |
|
Повседневный Периодический Эпизодический Постоянный |
|
Потенциальный Формирующийся Сложившийся |
|
Интенсивный Стабилизирующийся Угасающий |
|
Четко сформулированный Альтернативный Импульсивный |
|
Действительный Реализованный Неудовлетворенный (явный, скрытый) Отложенный |
Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле