Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 100.03 Кб (Скачать файл)

2007г.  был довольно успешным для  бурно развивающегося потребительского  рынка России. Для прошлого года  была характерна «позитивная  динамика социально-экономического  развития страны». И хотя экономика  не росла больше 6%, реальные доходы  населения увеличились на 8,3%, средняя  реальная заработная плата –  на 9,7%, а реальный размер средней пенсии – на 9,3%. Торговля остается фактически самой динамично развивающейся отраслью.

В январе 2006г. российское правительство  разработало программу социально-экономического развития на 2006-2008гг. Ставка в ней  сделана на развитие отраслей ориентированных  на внутренний рынок и выпускающих  продукцию конечного потребления, а также на серьезные изменения  в структуре конечного спроса. Правительство заявило, что рассчитывает в нынешнем году удержать рост цен  на уровне 8,5%, хотя за январь этот показатель превысил 1,5 %.

Оценивающие перспективы потребительского рынка  эксперты сулят ему стабильное развитие до 2008г. Наш рынок остается весьма привлекательным для крупнейших в мире сетевых ритейлеров. Вслед за IKEA, Ramenka и другими «китами» розничной торговли к нам пришли Marks &Spender и Real.  Все это дает мощный импульс развитию рынка торговой недвижимости. Амбициозные региональные проекты осуществляют многие российские ритейлеры. Они планируют размещать свои магазины в крупных и средних городах, и не только в областных центрах. Все это приводит к перераспределению покупательских потоков: современные торговые центры и гипермаркеты отберут покупателей у менее крупных не вооруженных современными торговыми технологиями и концепциями. Им придется менять стратегию или уходить с рынка.

По  мнению экспертов в ближайшие  три года ценовая ситуация на рынке  потребительских товаров принципиально  не изменится. Индексы потребительских  цен в 2006г. могут составлять порядка 111%, в 2007г.-110%, в 2008-не более 9%, цен производителей - соответственно 127, 130 и 132%. Инфляция (индекс потребительских цен) систематически росла, и правительство постоянно  корректировало свои оценки на 2005г. Пока годовая инфляция оценивается правительством в 11%. Скорее всего эта цифра будет  больше.

Развитие  оборота отдельных видов продукции  крайне неравномерно. Так, по-прежнему весьма невысокими темпами развивается  продажа мяса, цельномолочной продукции, рыбы. Заметно ускорилась реализация мясных полуфабрикатов и консервов, плодоовощных консервов, крупы и  др.  (см. табл.)

Таблица- 10 Динамика продажи основных продуктов питания  в 2004-2005гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

 

2006г.

Январь-Сентябрь 2005г.

2007г. (оценка)

Мясо и птица

106

105,7

106

Колбасные изделия

108,3

107

108

Рыбная продукция

107,4

104,3

104

Масло животное

107,6

107,3

108

Масло растительное

110,6

110,2

109

Цельномолочная продукция

103,8

103,6

103

Яйца

100,8

105,8

106

Сахар

109,6

112,2

111

Кондитерские изделия

110

108,4

110

Хлеб и хлебобулочные изделия

96,7

103,1

103

Картофель

120,4

109,2

108

Овощи

118,3

103,7

103

Фрукты

111

111,4

111


 

Сохраняется напряженность с ресурсами мяса. Крайне медленно развивается отечественное  производство мяса и мясопродуктов. Этих объемов недостаточно для удовлетворения спроса населения, ни для растущих нужд перерабатывающей промышленности. Более  благоприятная ситуация с мясом  птицы. Однако и здесь возможно замедление объемов производства вследствие эпидемии птичьего гриппа. Официальных данных о размерах сокращения поголовья птицы в России пока нет. Тем не менее, объем предложения мяса птицы сокращается и это приводит к росту цен. Доля мяса птицы в структуре всего производства скота и птицы в 2008г. составит не менее 40%.

По  оценке экспертов в 2009г. оборот розничной  торговли в сопоставимых ценах вырастет на 11%, в 2010г.- на 10,5%, в 2011г.- на 11%, в фактических  ценах соответственно на 23, 22 и 20% (см. табл.)

Таблица- 12  Прогноз оборота розничной торговли в 2008-2010гг., в млрд. руб.

 

2009г. (прогноз)

2010г. (прогноз)

2011г. (прогноз)

Общий оборот розничной торговли

8600

10400

12500

Оборот продовольственных товаров

3950

4800

5800

В том числе:

     

Продукты питания

3100

3800

4600

Алкогольные напитки

850

1000

1200

Оборот непродовольственных товаров

4650

5600

6700

В том числе:

     

Ткани, одежда, обувь

2360

2860

3400

Культурно-бытовые и хозяйственные  товары

2290

2740

3300


 

Развитие  потребительского рынка в 2009-2011гг. будет  определяться сохранением благоприятной  внешнеэкономической коньюктуры, не слишком резким - в среднем на 20%- снижением мировых цен на нефть, реализацией антиинфляционных мер, снижением налоговой нагрузки на бизнес, увеличением уровня инвестиционных расходов федерального бюджета.

Рыночная  ситуация по важнейшим группам товаров  в ближайшие три года будет  определяться следующими факторами.

По  продуктам питания:

  • Крайне медленными темпами развития животноводства;
  • Сохранением большого числа посредников при реализации сельскохозяйственной продукции, что ведет к многократному ее удорожанию;
  • Расширением сферы применения импортного сырья и комплектующих при производстве продуктов питания;
  • Обострением эпидемиологической обстановки среди крупного рогатого скота и птицы, что может привести к дефициту мясных и молочных продуктов.

Для успешной конкурентной борьбы российским товаропроизводителям необходимо продолжать реконструкцию  производства, активно расширять  дилерскую сеть, повышать качество и дизайн отечественных товаров. Пора ожидать от российского бизнеса  выполнения одной из важнейших задач - «инвестирование в потребителя», активное формирование спроса. Балансируя на емком понятии «цена-качествро», непросто выводить товары на рынок и при этом формировать у покупателя новые потребности.

В целях нормального развития рынка  должны быть решены главные проблемы:

    • Устранение дефицита собственного производства высококачественных комплектующих по многим товарным позициям;
    • Преодоление низкого качества и дизайна отечественной продукции, прежде всего товаров длительного пользования;
    • Устранение сложившегося в последние десятилетия стереотипа, что российские товары при прочих равных условиях хуже импортных.

Еще одно важное направление, которое может  обеспечить продвижение российских товаров на потребительский рынок,- информационная и рекламная поддержка. Зарубежные компании на рекламу в  СМИ своих товаров и раскрутку  брендов тратят сотни миллионов  долларов. У правительства и субъектов  РФ есть возможности по расширению своего прямого участия в стимулировании качественной продукции отечественных  товаропроизводителей. Известные, поддерживаемые государством, конкурсы, премии и знаки  следует дополнить специальными премиями и конкурсами по отраслевому  принципу, тем самым, оказывая поддержку  группам и видам товаров, в  развитии производства которых заинтересована российская экономика. Таким образом, могут быть уравновешены возможности  честной конкуренции отечественных  и зарубежных производителей потребительских  товаров.

Ценовая ситуация на рынке продовольственных  товаров в 2009-2011гг. будет определяться состоянием агропромышленного комплекса, ценами на топливо, размерами инвестиций, платежеспособностью населения, а  также возможностью государства  регулировать цены на энергоносители, осуществлять поддержку российского  производителя (см. табл.).

Таблица- 13  Прогноз средних розничных цен  по основным группам продовольственных  товаров в 2009-2011гг., декабрь прогнозируемого  года в % к декабрю предыдущего года

 

2009г. (прогноз)

2010г. (прогноз)

2011г. (прогноз)

Продукты питания- всего

112

110

108

В том числе:

     

Хлеб (включая муку)

102

102

101

Крупа

104

102

102

Макароны

110

105

103

Мясопродукты

114

106

104

Рыбопродукты

114

110

107

Жиры

106

104

103

Молокопродукты

108

107

105

Кондитерские изделия

111

107

104

Сахар

102

101

100

Яйца

110

103

105

Картофель, овощи, фрукты

109

106

106

Без картофеля, овощей, фруктов

110

108

105

Алкогольные напитки - всего

110,5

109

107

В том числе:

     

Водка

110

109

107

Настойка

112

108

104

Коньяк

112

110

108

Вино

113

111

107

Шампанское

109

108

107

Пиво бутылочное

108

107

104

Без пива

110

109

107


 

В экономической политике в ближайшие  годы сохранится либеральный курс, рассчитанный на саморегулирование  рыночных процессов при минимальном  вмешательстве государства.

Это означает, что не произойдет перелива капитала из высокоприбыльных отраслей экономики и крупнейших городских мегаполисов в низкорентабельные, но обеспечивающие научно-технический прогресс в стране и снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами, а также в слаборазвитые регионы.

Социально-экономическое развитие страны и регионов сохранит инерционный  характер, из-за ограниченного роста  промышленного и сельскохозяйственного производства не ослабнет импортная зависимость товарного обеспечения потребительского рынка в регионах.

 Большого позитивного воздействия  на состояние регионального потребительского  рынка следует ожидать от намечаемого  повышения заработной платы работников  бюджетной сферы и пенсий.

Однако качественных, кардинальных изменений в уровне жизни населения  регионов не произойдет, ввиду недостатка для этого экономических предпосылок.

 

Заключение 

В последние пять лет потребительский  рынок России развивается быстрыми темпами-10-156% прироста ежегодно в основном благодаря предприятиям розничной торговли, общепита и бытового обслуживания. Они занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики. По оценкам Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), объем розничной торговли превысил 120млрд долл. в 2005г., 150млрд долл. в 2006-м и практически достиг 180млрд долл. в 2007 году.

Подобное  стремительное увеличение товарооборота  отражает рост потребления населения  и личных доходов граждан. По оценке компании «Тройка-Диалог», частное  потребление в настоящее время  почти на 20% превышает аналогичный  показатель последних лет советской  эпохи.

Залог активного роста потребительского спроса - сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов на селения, которые за 2007г. увеличились на 7,8%, в то время как оборот розничной  торговли - на 12,1%.

Основа  роста доходов - повышение заработной платы. Она за последние 4 года росла активными темпами. Всего за период с 2003 по 2007г. средний заработок по России вырос на 75,8%. 

По  прогнозу МЭРТ, к 2009г. доходы населения  увеличатся на 40%, можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от динамики уровня инфляции.

Благодаря позитивным переменам в структуре  денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, с 2002г. начала меняться и структура потребления.

Во-первых, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, молока, фруктов.

Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем  начала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. Причем, если в 2002г. рост благосостояния в  большей  степени способствовал покупкам одежды и обуви (их доля в расходах повысилась тогда до 15,5%), то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов отдыха и развлечений.

В середине 2004г. фонд «Индекс потребительских  настроений» Центра развития  совместно  с ВЦИОМ провел очередное исследование, прогнозирующее дальнейшее повышение  потребительской активности в России. Главными факторами этого прогноза называют позитивные сдвиги в сфере  занятости т расширение потребительского кредитования. Кредиты позволили  вовлечь в число активных потребителей более Шировкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи, то есть те товары, которые не интересуют более зажиточные прослойки, ухе имеющие эти изделия и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, мебель, недвижимость и т.п.

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители  находятся вне конкуренции. В 2005г. импорт вырос примерно на 25%, что  много, хотя и не больше, чем в  предыдущие годы. В 2006г. проблема конкуренции  с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и  автомобильной промышленности.

Несомненно, также, что по мере дальнейшего улучшения  экономиче6ской ситуации в стране российский потребительский рынок будет  постепенно приближаться по структуре  к рынкам западных стран. В первую очередь более совершенной станет его инфраструктура, доля  нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и  вещевых рынках будет сокращаться, продолжиться процесс универсализации  торговых предприятий, в которых  посетители смогут делать все виды покупок. За последние 10 лет количество таких торговых центров выросло с 9% до 35%.

В первой половине 2004г. впервые за несколько  последних лет доля отечественных  производителей в удовлетворении внутреннего  спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам  потребительского рынка нарасчивать выпуск потребительских товаров.

  Внутренний потребительский рынок  по-прежнему плохо оценен и  недостаточно обсчитан официальной  статистикой. Однако, по общему  мнению, он остается важным движущим  моментом экономического роста.  По оценкам МЭРТ, в первой половине 2004г. рост ВВП (на 7,4%) обеспечивали  три основных фактора: рост  доходов населения, инвестиций  и экспорта. Вклад каждого из  них составил примерно 1/4, 1/4 и  1/2  соответственно.

Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле