Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
2007г.
был довольно успешным для
бурно развивающегося
В
январе 2006г. российское правительство
разработало программу
Оценивающие перспективы потребительского рынка эксперты сулят ему стабильное развитие до 2008г. Наш рынок остается весьма привлекательным для крупнейших в мире сетевых ритейлеров. Вслед за IKEA, Ramenka и другими «китами» розничной торговли к нам пришли Marks &Spender и Real. Все это дает мощный импульс развитию рынка торговой недвижимости. Амбициозные региональные проекты осуществляют многие российские ритейлеры. Они планируют размещать свои магазины в крупных и средних городах, и не только в областных центрах. Все это приводит к перераспределению покупательских потоков: современные торговые центры и гипермаркеты отберут покупателей у менее крупных не вооруженных современными торговыми технологиями и концепциями. Им придется менять стратегию или уходить с рынка.
По
мнению экспертов в ближайшие
три года ценовая ситуация на рынке
потребительских товаров
Развитие
оборота отдельных видов
Таблица- 10 Динамика продажи основных продуктов питания в 2004-2005гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года
2006г. |
Январь-Сентябрь 2005г. |
2007г. (оценка) | |
Мясо и птица |
106 |
105,7 |
106 |
Колбасные изделия |
108,3 |
107 |
108 |
Рыбная продукция |
107,4 |
104,3 |
104 |
Масло животное |
107,6 |
107,3 |
108 |
Масло растительное |
110,6 |
110,2 |
109 |
Цельномолочная продукция |
103,8 |
103,6 |
103 |
Яйца |
100,8 |
105,8 |
106 |
Сахар |
109,6 |
112,2 |
111 |
Кондитерские изделия |
110 |
108,4 |
110 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
96,7 |
103,1 |
103 |
Картофель |
120,4 |
109,2 |
108 |
Овощи |
118,3 |
103,7 |
103 |
Фрукты |
111 |
111,4 |
111 |
Сохраняется
напряженность с ресурсами
По оценке экспертов в 2009г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырастет на 11%, в 2010г.- на 10,5%, в 2011г.- на 11%, в фактических ценах соответственно на 23, 22 и 20% (см. табл.)
Таблица- 12
Прогноз оборота розничной
2009г. (прогноз) |
2010г. (прогноз) |
2011г. (прогноз) | |
Общий оборот розничной торговли |
8600 |
10400 |
12500 |
Оборот продовольственных |
3950 |
4800 |
5800 |
В том числе: |
|||
Продукты питания |
3100 |
3800 |
4600 |
Алкогольные напитки |
850 |
1000 |
1200 |
Оборот непродовольственных |
4650 |
5600 |
6700 |
В том числе: |
|||
Ткани, одежда, обувь |
2360 |
2860 |
3400 |
Культурно-бытовые и |
2290 |
2740 |
3300 |
Развитие
потребительского рынка в 2009-2011гг. будет
определяться сохранением благоприятной
внешнеэкономической
Рыночная ситуация по важнейшим группам товаров в ближайшие три года будет определяться следующими факторами.
По продуктам питания:
Для успешной
конкурентной борьбы российским товаропроизводителям
необходимо продолжать реконструкцию
производства, активно расширять
дилерскую сеть, повышать качество
и дизайн отечественных товаров.
Пора ожидать от российского бизнеса
выполнения одной из важнейших задач
- «инвестирование в потребителя»
В целях нормального развития рынка должны быть решены главные проблемы:
Еще
одно важное направление, которое может
обеспечить продвижение российских
товаров на потребительский рынок,-
информационная и рекламная поддержка.
Зарубежные компании на рекламу в
СМИ своих товаров и раскрутку
брендов тратят сотни миллионов
долларов. У правительства и субъектов
РФ есть возможности по расширению
своего прямого участия в
Ценовая ситуация на рынке продовольственных товаров в 2009-2011гг. будет определяться состоянием агропромышленного комплекса, ценами на топливо, размерами инвестиций, платежеспособностью населения, а также возможностью государства регулировать цены на энергоносители, осуществлять поддержку российского производителя (см. табл.).
Таблица- 13 Прогноз средних розничных цен по основным группам продовольственных товаров в 2009-2011гг., декабрь прогнозируемого года в % к декабрю предыдущего года
2009г. (прогноз) |
2010г. (прогноз) |
2011г. (прогноз) | |
Продукты питания- всего |
112 |
110 |
108 |
В том числе: |
|||
Хлеб (включая муку) |
102 |
102 |
101 |
Крупа |
104 |
102 |
102 |
Макароны |
110 |
105 |
103 |
Мясопродукты |
114 |
106 |
104 |
Рыбопродукты |
114 |
110 |
107 |
Жиры |
106 |
104 |
103 |
Молокопродукты |
108 |
107 |
105 |
Кондитерские изделия |
111 |
107 |
104 |
Сахар |
102 |
101 |
100 |
Яйца |
110 |
103 |
105 |
Картофель, овощи, фрукты |
109 |
106 |
106 |
Без картофеля, овощей, фруктов |
110 |
108 |
105 |
Алкогольные напитки - всего |
110,5 |
109 |
107 |
В том числе: |
|||
Водка |
110 |
109 |
107 |
Настойка |
112 |
108 |
104 |
Коньяк |
112 |
110 |
108 |
Вино |
113 |
111 |
107 |
Шампанское |
109 |
108 |
107 |
Пиво бутылочное |
108 |
107 |
104 |
Без пива |
110 |
109 |
107 |
В экономической политике в ближайшие годы сохранится либеральный курс, рассчитанный на саморегулирование рыночных процессов при минимальном вмешательстве государства.
Это означает, что не произойдет перелива капитала из высокоприбыльных отраслей экономики и крупнейших городских мегаполисов в низкорентабельные, но обеспечивающие научно-технический прогресс в стране и снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами, а также в слаборазвитые регионы.
Социально-экономическое
Большого позитивного
Однако качественных, кардинальных
изменений в уровне жизни населения
регионов не произойдет, ввиду недостатка
для этого экономических
Заключение
В последние пять лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами-10-156% прироста ежегодно в основном благодаря предприятиям розничной торговли, общепита и бытового обслуживания. Они занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики. По оценкам Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), объем розничной торговли превысил 120млрд долл. в 2005г., 150млрд долл. в 2006-м и практически достиг 180млрд долл. в 2007 году.
Подобное стремительное увеличение товарооборота отражает рост потребления населения и личных доходов граждан. По оценке компании «Тройка-Диалог», частное потребление в настоящее время почти на 20% превышает аналогичный показатель последних лет советской эпохи.
Залог
активного роста
Основа роста доходов - повышение заработной платы. Она за последние 4 года росла активными темпами. Всего за период с 2003 по 2007г. средний заработок по России вырос на 75,8%.
По прогнозу МЭРТ, к 2009г. доходы населения увеличатся на 40%, можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от динамики уровня инфляции.
Благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, с 2002г. начала меняться и структура потребления.
Во-первых, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, молока, фруктов.
Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем начала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. Причем, если в 2002г. рост благосостояния в большей степени способствовал покупкам одежды и обуви (их доля в расходах повысилась тогда до 15,5%), то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов отдыха и развлечений.
В середине 2004г. фонд «Индекс потребительских настроений» Центра развития совместно с ВЦИОМ провел очередное исследование, прогнозирующее дальнейшее повышение потребительской активности в России. Главными факторами этого прогноза называют позитивные сдвиги в сфере занятости т расширение потребительского кредитования. Кредиты позволили вовлечь в число активных потребителей более Шировкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи, то есть те товары, которые не интересуют более зажиточные прослойки, ухе имеющие эти изделия и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, мебель, недвижимость и т.п.
Увеличивающийся
спрос на высококачественные товары
длительного пользования
Несомненно,
также, что по мере дальнейшего улучшения
экономиче6ской ситуации в стране российский
потребительский рынок будет
постепенно приближаться по структуре
к рынкам западных стран. В первую
очередь более совершенной
В первой половине 2004г. впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка нарасчивать выпуск потребительских товаров.
Внутренний потребительский
Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле