Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
За одиннадцать месяцев 2007г. в отличие от соответствующего периода 2006г. наблюдалось превышение текущих доходов населения над его расходами.
Изменение
структуры использования
Таблица –3 Структура использования денежных доходов населения
Денежные доходы |
Из них использовано на |
Превышение доходов над | ||||||
покупку товаров и оплату услуг |
оплату обязательных платежей и разнообразных взносов |
сбережения |
из них во вкладах и ценных бумагах |
покупка валюты | ||||
2006г. | ||||||||
Январь |
100 |
67,0 |
7,2 |
25,1 |
9,6 |
6,4 |
-5,7 | |
Февраль |
100 |
65,2 |
7,5 |
21,5 |
7,7 |
6,1 |
-0,3 | |
Март |
100 |
67,3 |
8,2 |
20,7 |
5,4 |
8,8 |
-5,0 | |
Апрель |
100 |
62,2 |
8,0 |
16,1 |
5,4 |
9,4 |
4,3 | |
Май |
100 |
71,9 |
7,8 |
17,7 |
3,1 |
9,0 |
-6,4 | |
Июнь |
100 |
66,5 |
7,7 |
13,8 |
1,9 |
9,5 |
2,5 | |
Июль |
100 |
65,1 |
7,1 |
10,5 |
-1,5 |
11,6 |
5,7 | |
Август |
100 |
73,4 |
6,9 |
14,4 |
0,2 |
12,2 |
-6,9 | |
Сентябрь |
100 |
72,4 |
7,2 |
14,7 |
2,8 |
10,1 |
-4,4 | |
Октябрь |
100 |
74,0 |
7,2 |
14,8 |
3,9 |
9,2 |
-5,2 | |
Ноябрь |
100 |
70,7 |
7,1 |
17,0 |
5,2 |
7,7 |
-2,5 | |
2007г. | ||||||||
Январь |
100 |
78,8 |
7,3 |
20,3 |
4,7 |
6,4 |
-12,8 | |
Февраль |
100 |
67,6 |
8,8 |
17,3 |
5,3 |
6,2 |
0,1 | |
Март |
100 |
69,9 |
7,8 |
13,9 |
2,6 |
7,6 |
0,8 | |
Апрель |
100 |
66,5 |
7,6 |
15,0 |
5,9 |
6,6 |
4,3 | |
Май |
100 |
73,2 |
7,3 |
12,1 |
2,1 |
7,1 |
0,3 | |
Июнь |
100 |
68,9 |
7,9 |
9,9 |
3,5 |
8,3 |
5,0 | |
Июль |
100 |
68,7 |
8,6 |
10,3 |
3,5 |
8,1 |
4,3 | |
Август |
100 |
72,2 |
8,1 |
10,8 |
2,6 |
8,8 |
0,1 | |
Сентябрь |
100 |
70,0 |
8,1 |
12,0 |
4,3 |
7,5 |
2,4 | |
Октябрь |
100 |
74,8 |
8,0 |
12,0 |
3,3 |
7,2 |
-2,0 | |
Ноябрь |
100 |
75,6 |
7,0 |
7,2 |
5,4 |
7,9 |
2,3 |
В ноябре 2007г.
на покупку товаров и оплату услуг
населением затрачено на 2,3% больше
средств, чем в октябре. Доля показателя
в структуре использования
На сбережения населением направлено в ноябре 2007г. на 39,3% меньше средств, чем в предыдущем месяце, что было обусловлено влиянием двух статей: «изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей» и «изменение задолженности по кредитам». На накопление во вкладах и ценных бумагах в ноябре 2007г. населением израсходовано на 67,8% больше средств, чем в октябре. В структуре использования доходов доля сбережений населения снизилась по сравнению с октябрем 2007г. на 4,8 процентного пункта, по сравнению с ноябрем 2006г.- на 9,8 процентного пункта.
Покупка валюты в ноябре текущего года по сравнению с октябрем увеличилась на 10,7%, удельный вес показателя в структуре использования доходов возрос на 0,7 процентного пункта.
В ноябре 2007г. в отличие от предыдущего месяца и от соответствующего месяца 2006г. денежные доходы превысили расходы.
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, влияющих на изменение покупательского спроса. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота следует изучать во взаимосвязи с анализом покупательской способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности и разработать меры по росту товарооборота.
Основными задачами анализа розничного товарооборота являются:
Зная оборот розничной торговли по кварталам в 2006, 2007гг., проведем его анализ и рассчитаем коэффициент равномерности.
Таблица- 4
Квартал |
2006г |
2007г |
Отклонение |
2007г в % к 2006г |
Хj-Xср |
(Хj-Хср)2 | |||
Σ т.р. |
УВ % |
Σ т.р. |
УВ % |
Σ т.р. |
УВ % | ||||
І |
17046 |
20,35 |
22068 |
20,70 |
5022 |
0,35 |
129,6 |
2,2 |
4,84 |
ІІ |
19702 |
23,54 |
25482 |
23,91 |
5780 |
0,37 |
129,5 |
2,1 |
4,41 |
ІІІ |
21043 |
25,15 |
27745 |
26,04 |
6702 |
0,89 |
132,0 |
4,0 |
16,0 |
ІV |
25891 |
30,96 |
31249 |
29,35 |
5358 |
-1,61 |
120,8 |
-6,6 |
43,56 |
Итого за год |
83682 |
100 |
106544 |
100 |
22862 |
__ |
127,4 |
__ |
68,81 |
Рассчитаем коэффициент равномерности, формула (3):
Кравн.=100-V,
где V-коэффициент вариации;
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (4)
V=
Δ /Хср*100
Δ- среднее квадратичное отклонение
Хср - процент выполнения плана за год.
Для того, чтобы рассчитать среднее квадратичное отклонение применим формулу(5)
Δ=Σ(Хj
–Хср)2 /n
Хj-процент выполнения плана за j квартал;
n- количество кварталов.
Δ =68,81/4=4,15
V=4,15/127,4*100=3,26
Кравн.=100-3,26=96,74
Из расчетов видно, что товаров было продано в 2005г на сумму 106544т.р., что на 22862т.р. или 27,4% больше, чем в 2006г. Из таблицы видно, что оборот розничной торговли в каждом квартале имеет положительную тенденцию: в Iкв. он возрос на 29,6%, во IIкв.- на 29,5% , в IIIкв.- на 132% и в IVкв.- на 20,8%.
Увеличилась доля I, II и III кварталов соответственно на 0,35%, 0,37 % и 0,89% , но в тоже время снизилась доля IV квартала на 1,61%.Хотя объем оборота розничной торговли увеличивался во всех кварталах, доля IV квартала 2006г. больше, чем у всех других кварталов. Она возросла на 30,96%.
Среднее квадратичное отклонение по итогам года составило 4,15 ,а коэффициент равномерности 96,74.
В январе- декабре 2007г. оборот розничной торговли на 80% формировался торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля рынка составила 20% (в январе-декабре 2006г.- соответственно 77% и 23%).
Для того чтобы выяснить, как изменился
спрос на отдельные группы товаров, проанализируем
оборот розничной торговли Свердловской
области по группам товаров.
Таблица- 5
Товарная группа |
2006г |
2007г |
Отклонение |
2007г в % к 2006г | |||
Σ т.р. |
УВ % |
Σ т.р. |
УВ % |
Σ т.р. |
УВ % | ||
Мясо птицы |
7565,2 |
9,08 |
8313,4 |
7,84 |
748,2 |
-1,24 |
109,89 |
Колбасные изделия |
5821,1 |
6,99 |
6425,2 |
6,05 |
604,1 |
-0,94 |
110,38 |
Молочные изделия |
4025,2 |
4,83 |
4324,0 |
4,07 |
298,8 |
-0,76 |
107,42 |
Сахар |
1125,6 |
1,35 |
1520,1 |
1,43 |
394,5 |
0,08 |
135,05 |
Яйцо |
1488,7 |
1,79 |
1598,6 |
1,51 |
109,9 |
-0,28 |
107,38 |
Алкогольные напитки |
19368,1 |
23,26 |
21256,3 |
20,02 |
1888,2 |
-3,24 |
109,75 |
Прочее |
43888,1 |
52,70 |
62706,4 |
59,08 |
18818,3 |
6,38 |
142,88 |
Итого |
83282 |
100,00 |
106144 |
100,00 |
22862 |
__ |
127,45 |
Из расчетов видно, что в 2007г продажа отдельных видов товаров увеличилась по сравнению с 2006г. Но, не смотря на это удельный вес в общем объеме мясных, колбасных, молочных изделий, а также яйца и алкогольных напитков снизился на 1,24%, 0,94%, 0,76%, 0,28%, 3,24% соответственно. А удельный вес сахара и прочих товаров увеличился на 0,08% и 6,38% соответственно. Оборот розничной торговли за год имеет положительную тенденцию, в целом он увеличился на 24,45%
Одним из важнейших факторов влияющих на изменение покупательского спроса является соотношение цен на потребляемые товары.
Цены на продовольственные товары в декабре 2007г повысились к уровню ноября 2007г на 1%, в том числе на продукты питания - на 1,01, алкогольные напитки - на 0,97%. Рост цен наблюдался на мясную, молочную, рыбную продукцию, крупы, макаронные изделия и т.д. Снизились к уровню ноября 2007г. цены на сахар, манную крупу, замороженную разделанную рыбу - на 0,9-1,1%.
Из обследуемых городов области в декабре 2007г. наиболее высокий прирост цен зарегистрирован в Екатеринбурге на баранину (на 8,3%); репчатый лук (на 15,3%); Нижнем Тагиле - на белокочанную капусту (на 11%).
В соответствии с таблицей № 6 проанализируем изменение цен на отдельные группы товаров и рассчитаем индивидуальный индекс цен.
Таблица - 6
Группа товаров |
Средняя цена в 2006г., рублей за кг. |
Средняя цена в 2007г., рублей за кг. |
Мясо птицы |
79,19 |
96,37 |
Колбасные изделия |
120,49 |
137,36 |
Молочные изделия |
47,85 |
53,02 |
Сахар |
19,26 |
20,20 |
Яйцо |
22,85 |
23,33 |
Алкогольные напитки |
137,49 |
150,00 |
Рассчитаем индивидуальный индекс цен по формуле (6):
Iр=Рi/Ро
где Рi, Ро - цены на отдельные виды товаров в базисном и текущем периодах
Таблица - 7
Группа товаров |
Индивидуальный индекс цен |
Мясо птицы |
1,217 |
Колбасные изделия |
1,140 |
Молочные изделия |
1,108 |
Сахар |
1,049 |
Яйцо |
1,021 |
Алкогольные напитки |
1,091 |
В соответствии с рассчитанными данными можно сделать вывод, что в 2007г. цены на исследуемые группы товаров выросли в среднем на 10%
Зная индекс физического объема, таблица №., мы можем рассчитать индекс товарооборота и узнать, как изменился оборот розничной торговли в 2007г.
Таблица - 8
группа товаров |
Индекс физического объема |
Мясо птицы |
0,90 |
Колбасные изделия |
0,968 |
Молочные изделия |
0,969 |
Сахар |
1,287 |
Яйцо |
1,051 |
Алкогольные напитки |
1,006 |
Индекс товарооборота рассчитывается по формуле (7):
Ipq=Ip*Iq
где Ip- индивидуальный индекс цен,
Iq-индивидуальный индекс физического объема
Таблица - 9
Группа товаров |
Индекс товарооборота |
Мясо птицы |
1,095 |
Колбасные изделия |
1,103 |
Молочные изделия |
1,074 |
Сахар |
1,350 |
Яйцо |
1,073 |
Алкогольные напитки |
1,097 |
Из расчетов
видно, что оборот розничной торговли
по группам товаров имеет
Проанализировав факторы, влияющие на потребительский спрос можно сделать вывод, что, не смотря на рост цен в 2007г. потребление товаров увеличилось в среднем на 27,4%, этому способствовало увеличение доходов населения на 27,8%, а также связанное с этим увеличение потребительских расходов - на 32,5%.
Важнейшая
составная часть
Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле