Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа
В настоящее время все большее значение приобретает «стратегическое планирование». Этот термин мало связан с горизонтом планирования, но решения, которые служат предметом стратегического планирования, являются самыми важными для будущего организации. Так понятие «долгосрочное планирование» не применимо для туристических организаций, тогда как без стратегического планирования они вряд ли сохранят свою конкурентоспособность в туристическом бизнесе.
Глава 1. Общая характеристика стратегического планирования 2
1.1 Понятие долгосрочного и стратегического планирования. Общие подходы к стратегическому планированию 2
1.2 Элементы стратегического планирования 5
1.2.1 Генеральная цель организации 6
1.2.2 Цели организации 7
1.2.3 Задачи организации 8
1.2.4 Стратегия организации 9
1.2.5 Программы и проекты 9
1.3 Пирамида стратегического планирования 10
1.4 Базы стратегических данных (БСД) 12
1.4.1 Понятие БСД 12
1.4.2 БСД о сильных и слабых сторонах организации 12
1.4.3 БСД о внешней окружающей среде 13
1.4.4 БСД о конкуренции 15
1.4.5 БСД о мнениях и установках руководителей 15
Глава 2. Стратегическое планирование на примере ОАО «Таттелеком» 16
2.1.Описание отрасли 16
2.2. Пирамида стратегического планирования 19
2.3. Сильные и слабые стороны ОАО «Таттелеком» и его конкурентов 20
2.3.1. Сильные и слабые стороны ОАО «Таттелеком» 20
2.3.2. Оценка конкурентов 29
2.4. Выбор стратегии развития 38
Приложение №1 – Бухгалтерская отчетность ОАО «Таттелеком» 43
Список литературы 44
Разработанные программы будут осуществляться на основе конкретных проектов (определенные работы, направленные на решение конкретных задач и предполагающие расходование определенных ресурсов). Например, программа разработки новых видов продукции, как правило, воплощается в ряде проектов, каждый из которых относится к конкретному изделию.
Совокупность программ организации включает широкий круг работ и функций. Например, в качестве программ могут применяться следующие программы:
– определение запасов и их снижение;
–
определение дебиторской
– совершенствование календарного планирования;
– расширение распределительной сети;
– увеличение мощностей обслуживающих подразделений;
– обслуживание основных покупателей;
– подготовка агентов по сбыту;
– разработка новой продукции;
– совершенствование выпускаемой продукции.
Описав все элементы стратегического планирования можно построить пирамиду стратегического планирования организации (рис. 1).
На
рисунке 1 выделены важнейшие элементы,
относящиеся к целям
Рис. 1. Пирамида стратегического планирования
Вершина пирамиды – это генеральная цель организации, её миссия и характеристика её рода деятельности. В рамках этой миссии должны быть сформированы широкие и всеобъемлющие цели. Они характеризуют те позиции или «пункты назначения», которых стремится достичь организация при осуществлении своей миссии. Основываясь непосредственно на этих целях, организация выбирает свою стратегию (общее направление), задачи (конкретные показатели) и программы (совокупности работ, ориентированных на цели и задачи). Цели прямо определяются миссией. В свою очередь стратегии, задачи и программы определяются целями.
Первый стратегический вопрос, который необходимо выяснить в ходе стратегического планирования относится к текущему состоянию организации: «Каково наше положение?». Для ответа на этот вопрос необходима важная исходная информация. Информация, включающая в себя оценку сильных и слабых сторон организации, ее конкурентов, а также возможностей и риска представляет собой базу стратегических данных (БСД).
База стратегических данных – это сжатое описание наиболее существенных стратегических моментов, относящихся к клиентуре или внешним условиям и влияющих на стратегические решения организации.
База стратегических данных – это целевые подборки поддающихся управлению и поэтому полезных для процесса планирования данных.
Выделяют следующие базы стратегических данных:
1) о сильных и слабых сторонах организации;
2) о внешней среде;
3) о конкуренции;
4)
о мнениях и установках
Это
краткая и беспристрастная
Слабые стороны – это ограничения, которые мешают бизнесу превосходить конкурентов или хотя бы на равных бороться с ними.
БСД сильных и слабых сторон организации может быть представлена в виде сводного перечня (табл. 1).
Таблица 1- Пример БСД сильных и слабых сторон организации
Основные сильные стороны | Основные слабые стороны |
Технический опыт в производстве продукции. | Низкая доля на рынке. |
Высокий производственный потенциал. | Узкая производственная линия. |
Хорошая репутация у покупателей. | Высокий удельный вес постоянных издержек. |
Производственный перечень призван служить ориентиром в процессе стратегического планирования, но его не следует рассматривать как проблемы, подлежащие разрешению.
Информация, полезная с точки зрения принятия стратегических решений заключается и в наличии разнообразных данных, относящихся к внешним условиям функционирования организации.
По
отношению к организации
Макросреда включает экономическую, правовую, социальную, технологическую и политическую составляющие. Экономическая составляющая отражает состояние экономики в целом через показатели валового национального продукта (ВНП), безработицы, уровня инфляции и т.п.
Социальная составляющая связана как с культурными тенденциями, так и с демографическими сдвигами (включая возраст населения, доход, уровень образования, долю работающего населения и географическое размещение).
Технологическая составляющая призвана отразить многочисленность и разнообразие применяемых технологий (с выделением ключевых технологий).
Правовая
составляющая отслеживает уровень
разработанности
Политическая составляющая связана с законодательством и должна отражать понимание целей развития общества, приоритеты отраслей и регионов, отношения с иностранными компаниями, стабильность политики правительства, социальные ориентиры.
Макросреда находится за пределами границ отрасли.
Анализ мезосреды (отрасли) важен, поскольку отраслевая среда бизнеса в значительной степени влияет на его экономические показатели. Определяя ценность отраслевых групп, экономисты в последнее время пользуются такими показателями, как рентабельность отрасли и размер инвестированного в нее капитала. Потенциал прибыли отрасли во многом зависит от ценовой эластичности спроса, численности и размера основных конкурентов и их распределения в отрасли.
Анализ микросреды включает в себя анализ ближайших конкурентов. С этой целью в отрасли выделяют стратегические группы конкурентов. Стратегическая группа представляет собой соперничающие организации с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями (ассортимент выпускаемой продукции, ориентацию на схожий тип покупателя – одинаковый сегмент рынка, одинаковый размер цен, схожую стратегию поведения на рынке).
Конкуренция
– наиболее очевидный элемент
внешних условий
Виды информации о конкурентах включают широкий круг данных о рыночных ценах, скидках, условиях договоров, спецификациях, общем объеме сбыта данного продукта, прошлых тенденциях, доле конкурентов на рынке и тенденциях ее изменения, качестве товаров конкурента, его стратегии маркетинга, сильных и слабых позициях конкурента.
Основными элементами информации о конкурентах должны быть: 1) информация о рынке; 2) информация о производстве и продукции; 3) информация об организационных особенностях и финансах.
Оценка
конкурентов – это в
Очевидно, что мнение и позиции высшего руководства играет важную роль в делах организации. Не зря, собирая информацию о конкурентах, организация стремится узнать список лиц, принимающих ключевые решения, а также их философию.
2.1.Описание отрасли
ОАО «Таттелеком» предоставляет услуги местной и зоновой телефонной связи, оказывает полный спектр услуг сети передачи данных, доступа к сети Интернет, весь комплекс современных телекоммуникационных услуг, также являясь единственным в РТ оператором интерактивного цифрового телевидения на территории Республики Татарстан.
Юридический адрес предприятия: 450061, Россия, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Н.Ершова, д.57.
ОАО «Таттелеком» оказывает услуги электросвязи на территории Республики Татарстан Приволжского федерального округа. Общество занимает лидирующее положение на телекоммуникационном рынке Татарстана (прежде всего это относится к услугам местной проводной телефонии и услугам внутризоновой связи) и является одним из ведущих провайдеров Интернет-услуг. Республика Татарстан относится к регионам с высоким уровнем развития экономики. По инвестиционной привлекательности регион входит в пятерку лучших субъектов РФ.
Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика – вторая по численности населения после Башкортостана. На территорию в 68 тысяч кв. км проживает более 3,7 млн. человек
Республика расположена в
Рис. 2 – Карта Татарстана
Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики и микролитражные автомобили, компрессоры и нефте-газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.