Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все большее значение приобретает «стратегическое планирование». Этот термин мало связан с горизонтом планирования, но решения, которые служат предметом стратегического планирования, являются самыми важными для будущего организации. Так понятие «долгосрочное планирование» не применимо для туристических организаций, тогда как без стратегического планирования они вряд ли сохранят свою конкурентоспособность в туристическом бизнесе.

Содержание работы

Глава 1. Общая характеристика стратегического планирования 2
1.1 Понятие долгосрочного и стратегического планирования. Общие подходы к стратегическому планированию 2
1.2 Элементы стратегического планирования 5
1.2.1 Генеральная цель организации 6
1.2.2 Цели организации 7
1.2.3 Задачи организации 8
1.2.4 Стратегия организации 9
1.2.5 Программы и проекты 9
1.3 Пирамида стратегического планирования 10
1.4 Базы стратегических данных (БСД) 12
1.4.1 Понятие БСД 12
1.4.2 БСД о сильных и слабых сторонах организации 12
1.4.3 БСД о внешней окружающей среде 13
1.4.4 БСД о конкуренции 15
1.4.5 БСД о мнениях и установках руководителей 15
Глава 2. Стратегическое планирование на примере ОАО «Таттелеком» 16
2.1.Описание отрасли 16
2.2. Пирамида стратегического планирования 19
2.3. Сильные и слабые стороны ОАО «Таттелеком» и его конкурентов 20
2.3.1. Сильные и слабые стороны ОАО «Таттелеком» 20
2.3.2. Оценка конкурентов 29
2.4. Выбор стратегии развития 38
Приложение №1 – Бухгалтерская отчетность ОАО «Таттелеком» 43
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая для Ирины.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 5 – Услуги электросвязи предоставляемые компаниями Татарстана.

Наименование услуги ОАО «Таттелеком» ЗАО Радиокомпания «Вектор» ООО «Телеком» ОАО «ИнтелСет» ОАО Телерадиокомпания «ТВТ» ООО «Телесет» ООО «Таксофон»
Городская телефонная связь + +   +   + +
Междугородная (в т.ч. внутризоновая), международная связь +            
Услуги  присоединения и пропуска трафика +     + + +  
Услуги  Интернет и передачи данных (в т.ч. IP-TV, Wi-Fi,Wi-Max) +   + + + +  
Сельская  телефонная связь +     +   + +
Документальная связь +            
Услуги  спутниковой связи (в т.ч. системы безопасности, спутникового телевидения, спутниковая новигация)   +          
Эфирное и кабельное телевидение   +     +    
 
 
 
 

    Опираясь  на полученную информацию о конкурентах  на рынке услуг электросвязи Республики Татарстан, можно составить схему власти этих конкурентов (см. табл. 6).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 6 – Схема власти конкурентов в отрасли телекоммуникационных услуг1.

    
Характеристики  и компетенции ОАО «Таттелеком» ОАО «Интелсет» ОАО ТРК «ТВТ» Прочие
Количество  предоставляемых услуг 6 4 3 1-2
Доля  в рынке 80 8 7 5
Рентабельность  деятельности 12,5 3,6 25,3  
Монтированная ёмкость телефонной сети 869200 71380 70000  
Число абонентов, пользующихся услугами Интернет 20000 »25000 32000 20000

    Цветовой  график власти конкурентов представляет собой простой способ отображения относительного превосходства между конкурирующими организациями по ряду конкурентных параметров. При использовании нескольких цветов изображаются относительная слабость, равенство или превосходство конкурентов. Этот график эффективно и результативно отображает спектр относительного конкурентного преимущества между конкурентами.

2.4. Выбор стратегии развития

    Для выбора стратегии развития предприятия  необходимо проанализировать информацию о сложившейся ситуации на рынке и имеющихся конкурентных преимуществах.

    Для ОАО «Таттелеком» как альтернативную стратегию можно рассмотреть стратегию «SWAT», учитывающую оценку сильных и слабых сторон организации, его внешних возможностей и угроз.

    Возможности ОАО «Таттелеком»:

  1. цифровизация телефонной сети на территории Республики Татарстан;
  2. расширение сети широкополосного доступа xDSL с возможностью предоставления различных видов услуг;
  3. ввод в эксплуатацию беспроводных технологий Wi-Fi и Wi-MAX;
  4. планирование внедрения услуги IP-TV;
  5. ввод в действие в 2011 году 2 668 таксофонов и 831 пункт коллективного доступа;
  6. создание центра обработки вызовов с системой мониторинга;
  7. возможность оперативного развертывания большого числа новых сервисов на базе существующей сети;
  8. проведение единой маркетинговой политики в рамках региона;
  9. использование в случае необходимости возможности перераспределения финансовых ресурсов;
  10. внедрение услуг на базе существующей инфраструктуры.
 

    Угрозы  «Тателеком»:

  1. рост уровня конкуренции на российском  рынке телекоммуникационных услуг;
  2. конкуренция с альтернативными операторами в сегменте предоставления новых услуг связи;
  3. ослабление рыночных позиций услуг фиксированной телефонной связи за счет роста рынка услуг сотовой связи
  4. государственное регулирование телекоммуникационной отрасли приносит риски, связанные с изменением тарифов и зависимостью Общества от ФАС России в установлении регулируемых тарифов;
  5. риск ликвидности, т.е. возможность того, что общество не сможет оплатить все обязательства при наступлении срока их погашения;
  6. риск изменения процентных ставок, что приведет к негативному влиянию на финансовый результат Общества;
  7. кредитный риск, т.е. риск того, что контрагент может не исполнить свои обязательства перед Обществом в срок.

    Используя данные о возможностях и угрозах, а также сильных и слабых сторонах ОАО «Таттелеком» (см. подраздел 2.3), составим матрицу SWAT (см. табл. 7).

    На  основе SWAT-анализа можно быстро оценить стратегическое положение организации. При выборе стратегии развития организации необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей (т.е. сильных и слабых сторон организации) условиям внешней окружающей среды (т.е. возможности и угрозы). Стратегия должна быть направлена на максимально эффективное использование имеющихся у организации конкурентных преимуществ, использование рыночных возможностей и избежание угроз.

    Оценка  конкурентных возможностей и ресурсов организации проводится в форме составления своего рода стратегического баланса, где сильные стороны и ресурсный потенциал отражаются как конкурентные активы, а слабые стороны и недостатки ресурсов – как конкурентные пассивы. Конкурентные активы организации должны превосходить конкурентные пассивы, равенство активов и пассивов, принятое в бухгалтерском балансе здесь неприемлемо.

Таблица 7 – Матрица SWAT для ОАО «Таттелеком»

  Возможности:
  1. цифровизация телефонной сети;
  2. внедрение технологий Wi-Fi и Wi-MAX, услуги IP-TV, таксофонной связи и пунктов коллективного доступа;
  3. проведение единой маркетинговой политики в рамках региона;
  4. использование в случае необходимости возможности перераспределения финансовых ресурсов.
Угрозы:
  1. рост уровня конкуренции на российском  рынке ТК услуг;
  2. конкуренция с альтернативными операторами в сегменте предоставления новых услуг связи;
  3. государственное регулирование ТК отрасли и зависимость Общества от ФАС России в установлении регулируемых тарифов;
  4. риск ликвидности;
  5. риск изменения процентных ставок;
  6. кредитный риск;
Сильные стороны:
  1. предприятие функционирует эффективно, так как рентабельность капитала превышает ставку рефинансирования;
  2. внедрение новых услуг на базе существующей инфраструктуры;
  3. создание и поддерживание имиджа надежного оператора
  4. использование процедуры прогнозирования бюджета;
  5. привлечение кредитов под фиксированную процентную ставку;
  6. наличие диверсифицированной клиентской базы;
  7. использование гибкого тарифного регулирования.
Поле «СиВ»

· 2-2

· 3-3

Поле «СиУ»

· 1-1

· 4-4

· 5-5

· 6-6

· 7-3

Слабые  стороны:
  1. основные средства требуют обновления;
  2. организация финансово неустойчива, лишь к концу года ситуация начинает выравниваться;
  3. недостаточно высокая доля на рынке услуг по предоставлению доступа к Интернет (20,6%).
Поле «СлВ»

· 1-1

· 2-4

Поле «СлУ»

· 3-2

    На  основе выделенных парных зависимостей разрабатываются возможные стратегии развития организации.

    Таблица 8 – возможные стратегии ОАО «Таттелеком»

Название  поля Вырабатываемые  стратегии
СиВ
  1. Стратегии на динамичных рынках – прогнозирование изменений;
  2. Стратегии для организаций – лидеров отрасли: стратегия активной обороны.
СиУ
  1. Стратегии для организаций – лидеров отрасли: стратегия демонстрации силы;
  2. Стратегии на динамичных рынках – прогнозирование изменений.
СлВ
  1. Стратегии для организаций – лидеров отрасли: стратегия активной обороны.
СлУ
  1. Стратегии на динамичных рынках – стратегия управления изменениями рынка.
  1. Стратегии организации на динамичных рынках:
    • Прогнозирование изменений предполагает анализ ситуации и подготовку к возможным вариантам развития событий. Для этого необходимо изучать поведение, запросы и ожидания покупателей и предлагать соответствующие услуги. Это вариант оборонительной стратегии.
  • Управление изменениями рынка означает инициирование организацией таких конкурентных действий, на которые сильные организации вынуждены реагировать – это вариант наступательной стратегии для захвата лидерства в отрасли. Следуя этой стратегии, организация первой выводит на рынок новые виды услуг, сохраняет технологической лидерство, раньше других конкурентов выводит на рынок услуги, формирующие потребительские предпочтения.
  1. Стратегии для организации – лидера в отрасли:
  • Стратегия активной обороны состоит в создании препятствий для действующих конкурентов и новых организаций на рынке. Цель –сохранить за собой имеющуюся долю на рынке и конкурентные преимущества и закрепиться на уже занятых позициях. Например, интенсивное ведение рекламной компании, патентование приоритетных технологий и др.
  • Стратегия демонстрации силы – доминирующий в отрасли лидер действует жестко и решительно (не выходя за рамки юридических и этических норм), если другие конкуренты пытаются поколебать положение лидера.

   Приложение  №1 – Бухгалтерская отчетность ОАО «Таттелеком»

   Список  литературы

  1. П.Дойль  Маркетинг – менеджмент и стратегии. 3-е изд./Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.: илл.-(Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  2. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.: илл.
  3. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285с. – (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент»).
  4. Маркетинг и менеджмент. 11-е изд./ Ф. Котлер – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.
  5. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 496 с.
  6. Котова Н.Н. Стратегической планирование организации: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 60 с.
  7. Котова Н.Н. Методические указания  к курсовой работе  по дисциплине  «Стратегическое планирование» (для студентов  специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»). – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.
  8. Котова Н.Н. Методические указания к контрольной работе по дисциплине «Планирование конкурентных преимуществ». – Нижневартовск, 2005.

    В курсовой работе также использована информация, полученная из сети Интернет.

Информация о работе Стратегический менеджмент