Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – научиться практически применять методы стратегического планирования.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «Риори», постановка целей и разработка стратегии.
Введение 4
1 Стратегическое планирование в организации 6
1.1 История возникновения стратегического планирования 6
1.2 Сомнения относительно стратегического планирования 7
1.3 Понятие стратегического планирования 10
1.4 Реализация стратегического плана 13
1.5 Стратегическое рыночное планирование 15
1.6 Выбор стратегии 17
2 Бизнес-диагностика предприятия ООО «Риори» 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Анализ структуры собственности 19
2.1.2 Анализ продукции и рынков 19
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 21
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 21
2.1.5 Анализ производственного процесса 23
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия 26
2.1.7 Характеристика персонала предприятия 27
2.1.8 Анализ издержек 29
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия 32
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и оргструктуры 33
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 35
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли 35
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли 40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли 46
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 50
2.3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности 50
2.3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности 51
2.3.3 Оценка конкурентной позиции предприятия 51
2.4 Выводы 54
3 Разработка стратегии для предприятия ООО «Риори» 55
Заключение 58
Список использованных источников 59
Предприятие инвестирует значительные средства в приобретение нового оборудования.
На рисунке 4 представлены результаты анализа инвестиционной деятельности за последние три года, приведены объемы инвестированных средств в расширение основных фондов.
Рисунок 4 – Динамика объемов инвестированных средств по годам
На предприятии каждый год создается новая коллекция одежды. Доля новых моделей составляет 26 % (67 новых моделей из 247 производимых на предприятии).
2.1.7 Характеристика персонала предприятия
Развитие персонала
представляет собой совокупность организационно-экономических
мероприятий в области
Таблица 3 –Анализ численности и оплаты труда
Категории |
Численность |
Фонд оплаты труда |
Фонд оплаты труда к продажам, % |
Расходы на оплату труда в себестоимости, % | ||
Всего, чел. |
В % к общей численности персонала |
Всего, тыс.руб. |
В % к общей численности персонала | |||
Управление |
2,00 |
6,45 |
142 |
6,68 |
2,14 |
3,38 |
Специалисты и служащие |
4,00 |
12,90 |
272 |
12,84 |
4,12 |
6,49 |
Основные производственные рабочие |
21,00 |
67,74 |
1436 |
67,79 |
21,73 |
34,26 |
Вспомогательный персонал |
4,00 |
12,90 |
269 |
12,69 |
4,07 |
6,41 |
Весь персонал |
31,00 |
100,00 |
2119 |
100,00 |
32,06 |
50,54 |
Группы персонала по образованию представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Распределение персонала по уровню образования на конец 2012 г.
Распределение персонала по возрастным группам представлено на рисунке 6.
Рисунок 6 - Распределение персонала по возрастным группам на конец 2012 г.
Уровень образования и квалификация персонала, в целом, соответствует занимаемым должностям. На предприятии – высокий уровень дисциплины. За опоздание и прогулы введена система штрафов, что дополнительно мотивирует сотрудников и повышает эффективность их работ.
Социально – психологический климат на предприятии неблагоприятный. Сотрудники, занятые основным производством, объединены неформальные группы.
Распределение персонала по трудовому стажу представлено на рисунке 7.
Рисунок 7 - Распределение персонала по трудовому стажу на конец 2012 г.
Форма оплаты труда основных рабочих – сдельная, а у остальных сотрудников – повременная с фиксированными должностными окладами.
Для более эффективного использования трудовых ресурсов предприятию необходимо изменить его мотивационный механизм: прежде всего, использовать различные методы повышения материальной (повышение оплаты труда посредством увеличения окладов, тарифов, расценок на работы, введения различных премий, надбавок, льгот) заинтересованности работников в увеличении производительности своего труда. Моральное стимулирование (повышение престижности специальности, грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и др.) также сможет поспособствовать увеличению удовлетворенности персонала предприятия в своем труде. Выполняя данные принципы, предприятие сможет закрепить старых сотрудников, привлечь новых, а также повысить эффективность их работы.
Наиболее часто применяемой формой подготовки персонала в ООО «Риори» является внутрипроизводственное обучение, которое осуществляется в процессе работы непосредственно на рабочем месте. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются производственный инструктаж, направленное на приобретение опыта. Эту форму подготовки отличает тесная связь с повседневной деятельностью предприятия и его внутренних подразделений, оперативность и низкие затраты. Технология производства продукции ООО «Риори» не отличается повышенной сложностью, поэтому данная система подготовки производственных рабочих вполне приемлема с точки зрения стратегии развития предприятия.
2.1.8 Анализ издержек
На предприятии существует традиционная схема учета издержек: в рамках бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой.
Цепь создания издержек на ООО «Риори» может быть представлена следующим образом (рисунок 8).
маркетинг
Рисунок 8 - Цепь создания издержек на ООО «Риори»
Общая величина затрат предприятия по обычным видам деятельности составила 4271,6 тыс.руб..В таблице 4 и на рисунке 9 раскрыта структура издержек, составляющих себестоимость продукции.
Таблица 4 - Затраты по обычным видам деятельности ООО «Риори» (по элементам затрат) за 2012 год
Показатели |
2012 г., тыс.руб. |
На рубль произведенной продукции, руб. |
Трикотажное полотно |
1800,00 |
0,228 |
Швейная фурнитура |
7,62 |
0,001 |
Фирменные марки и размерные ленты |
65,00 |
0,008 |
Затраты на пластизольные краски и средства для трафаретной печати |
44,23 |
0,006 |
Затраты на упаковку продукции |
166,00 |
0,021 |
Затраты на зап. части, производственный инвентарь, ремонт оборудования |
5,47 |
0,001 |
Расходы по кредиту |
0,00 |
0,000 |
Затрыты на доставку сырья до склада |
185,51 |
0,023 |
Затраты на электроэнергию |
117,52 |
0,015 |
Затраты на рекламу |
96,13 |
0,012 |
Затраты на услуги связи |
38,58 |
0,005 |
Затраты на аренду помещения |
2391,14 |
0,302 |
Затраты на бух. и юр. обслуживание |
25,00 |
0,003 |
Затраты на информационное обслуживание |
3,00 |
0,000 |
Затраты на уборку сантехоб. |
80,80 |
0,010 |
Затраты на канцелярию |
11,05 |
0,001 |
Затраты на почтовые услуги |
0,80 |
0,000 |
Хоз. расходы |
309,66 |
0,039 |
ФОТ |
2118,70 |
0,268 |
Налоги с ФОТ |
441,15 |
0,056 |
Прочие налоги |
1,40 |
0,000 |
Итого |
7 908,76 |
1,000 |
Рисунок 9 – Структура издержек ООО «Риори»
Проведем анализ структуры себестоимости на основе имеющихся данных.
В структуре себестоимости наибольший удельный вес имеют затраты: аренда помещения, фонд оплаты труда, затраты на трикотажное полотно.
Резервы снижения себестоимости в целенаправленном и эффективном использовании сырья и материалов, а также в приобретении либо строительстве собственного помещения. Фонд оплаты труда сократить не представляется возможным, т.к.уровень зарплат на предприятии достаточно низок.
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия
Наиболее важными финансовыми показателями предприятия являются: выручка от реализации, прибыль, денежные средства на расчетном счете и в кассе (рисунок 10).
Рисунок 10 – Основные финансовые показатели предприятия
Основные технико - экономические показатели представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты хозяйственной деятельности и рентабельности ООО «Риори» в 2011 - 2012 гг.
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (2012 – 2011) |
Темп роста, % (2012/2011) |
1. Выручка от реализации, тыс.руб. |
1314 |
6609 |
5295 |
502 |
2. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
-392 |
2416 |
2808 |
616 |
3. Чистая прибыль, тыс.руб. |
-563 |
1658 |
2221 |
294 |
4. Активы, тыс.руб. в т.ч. |
2194 |
9095 |
6901 |
414 |
оборотные активы, тыс.руб. |
1976 |
9078 |
7102 |
459 |
5. Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
1961 |
9024 |
7063 |
460 |
6. Стоимость денежных средств, тыс.руб. |
11 |
34 |
23 |
309 |
7.Краткострочные |
6886 |
15438 |
8552 |
224 |
8. Рентабельность продаж, % |
-29,83 |
36,56 |
66 |
122 |
9. Рентабельность активов, % |
-25,66 |
18,23 |
44 |
71 |
10.Коэффициент |
0,66 |
0,73 |
0,06 |
109 |
11.Коэффициент текущей ликвидности |
0,29 |
0,59 |
0,30 |
205 |
Данные за 2010 г. рассматривать не корректно, т.к. до апреля 2011 г. ООО «Риори» существовало как ООО «Эридан».
Анализ ликвидности баланса необходим для оценки платежеспособности предприятия - его способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Он заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам погашения в порядке возрастания сроков.
Коэффициент текущей ликвидности крайне низок, что говорит о том, что у предприятия недостаточно оборотных средств, мобилизовав которые, оно может погасить текущие обязательства по кредитам и расчетам. Можно отметить, что по сравнению с 2011 г. наблюдается улучшение.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов также низок – это говорит о том, что эффективность управления оборотными средствами на предприятии находится на низком уровне. В структуре оборотных активов, согласно бухгалтерскому балансу, доля дебиторской задолженности составляет 99,4 % (9024 тыс.руб.).
Рентабельность продаж в 2012 г. составила 36, 56 %, т.е. на 1000 руб. выручки от реализации прибыль, остающаяся в распоряжении организации, составляла 365,6 руб.. Это является очень хорошим показателем финансового состояния предприятия.
Рентабельность собственного капитала в 2011 году снизилась за счет снижения рентабельности продаж и увеличения доли собственных средств в активах, несмотря на некоторое увеличение оборачиваемости активов. Также можно сказать, что рентабельность собственного капитала снизилась за счет снижения рентабельности активов в целом.
Рентабельность активов
В целом, наблюдается положительная тенденция ООО «Риори»: в финансовом плане 2012 г. был более удачным, чем 2011 г.. Предприятие смогло получить прибыль в размере 1658 тыс.руб. по сравнению с убытками в 2011 г. (563 тыс.руб.).
Выручка за год увеличилась в пять раз. Увеличение выручки от реализации произошло за счет увеличения объемов реализации трикотажных изделий при незначительном увеличении цены.
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и оргструктуры
Организационная структура управления – форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующим аппаратом управления.
Система управления ООО «Риори», как и большинства российских предприятий, является системой иерархического типа, а по принципу построения относится к линейно-функциональной.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия ООО«Риори»)