Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – научиться практически применять методы стратегического планирования.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «Риори», постановка целей и разработка стратегии.
Введение 4
1 Стратегическое планирование в организации 6
1.1 История возникновения стратегического планирования 6
1.2 Сомнения относительно стратегического планирования 7
1.3 Понятие стратегического планирования 10
1.4 Реализация стратегического плана 13
1.5 Стратегическое рыночное планирование 15
1.6 Выбор стратегии 17
2 Бизнес-диагностика предприятия ООО «Риори» 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Анализ структуры собственности 19
2.1.2 Анализ продукции и рынков 19
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 21
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 21
2.1.5 Анализ производственного процесса 23
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия 26
2.1.7 Характеристика персонала предприятия 27
2.1.8 Анализ издержек 29
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия 32
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и оргструктуры 33
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 35
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли 35
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли 40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли 46
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 50
2.3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности 50
2.3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности 51
2.3.3 Оценка конкурентной позиции предприятия 51
2.4 Выводы 54
3 Разработка стратегии для предприятия ООО «Риори» 55
Заключение 58
Список использованных источников 59
Все полномочия идут от высшего звена управления к низшему.
Она характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, осуществляющий единое руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.
Данная система управления дает возможность: эффективно использовать централизованную систему управления, повышать контроль за работой персонала организации, централизовать и координировать управленческие действия. Кроме того, распределение должностных обязанностей максимально нацеливает на выполнение производственных задач организации.
Однако такая система приводит к повышению времени в принятии управленческих решений, а также к малой инициативе на подчиненных уровнях. Схематично структура представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Оргструктура ООО «Риори»
Организационная структура не совершенна. К недостаткам можно отнести:
- главный бухгалтер подчиняется не непосредственно генеральному директору, а финансовому директору;
- специалисты, участвующие в подготовке производства (дизайнер, конструктор - модельер, специалист по печати) подчиняются непосредственно генеральному директору;
- размывание разработанной стратегии развития компании: подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем всей компании в целом, то есть ставить свои собственные цели выше целей всей компании, то есть достаточно велика вероятность возникновения конкуренции и конфликтов между функциональными подразделениями;
- наблюдается информационная перегрузка руководителей высших уровней управления.
Более эффективным решением было бы введение должности директора по подготовке производства.
К преимуществам можно отнести:
Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
2.2 Анализ отрасли и конкуренции
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли
Легкая промышленность включает несколько отраслей: текстильную, швейную и кожевенную, меховую и обувную. В свою очередь в текстильной промышленности девять отраслей, в кожевенной, меховой и обувной по пять. В структуре выпускаемой продукции, наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, а также головных уборов, текстильной и кожевенной галантереи, высок удельный вес продукции производственно - технического и специального назначения. Это производство корда для шин, сердечников стальных канатов, тканей для транспортерных лент, тканей фильтровальных и ситовых для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, авиационной и космической техники, вещевого имущества для силовых федеральных ведомств. Отрасль обеспечивает также основные потребности населения в изделиях медицинского назначения и хозяйствующих субъектов в специальной, рабочей одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты.
Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной отраслей.
За последние от 10 до 15 лет в мировой легкой промышленности прошли очень серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и США в страны «третьего мира»: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Стремление к экономии на оплате персонала заставила ведущие текстильные европейские компании закрывать свои фабрики и перемещать оборудование в зоны с меньшей стоимостью труда. Правительства развивающихся стран, понимая серьезные перспективы создания своей текстильной промышленности, принимали программы поддержки развития новых производств, начиная с льгот в налогообложении и законодательств о гарантиях инвестиций и вплоть до прямых дотаций экспорта и льготных кредитов. В результате всей этой активной деятельности современный текстильный мир кардинально отличается от того, что было 15 лет назад.
Европейские компании сконцентрировались на производстве более качественной, уникальной продукции. Компании, отказавшиеся от планов переноса производства, ушли в модный сектор рынка и хай-тек технологии производства, сделали инвестиции в дизайнерские разработки и торговые марки. Однако это не означает, что в развивающихся странах производят только массовую, низкокачественную продукцию. Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на закрывающихся российских фабриках. Но затем они уже успели заменить его на более совершенное, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке.
За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около 500 млн. долларов и тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки. Эти компании производят основной объем мирового текстиля. Интересно, что на ежегодно проходящих отраслевых выставках продукция европейско-американских и азиатских компаний демонстрируется отдельно.
Существует две крупнейшие выставки, Premier Vision и TexWorld: на первой собираются западные компании, на второй - азиатские. Причем попасть на Premier Vision для производителя из развивающихся стран почти невозможно: эта выставка как закрытый клуб, при всем при том, что качество часто близкое.
Азиатским компаниям удается удерживать короткую дистанцию с европейскими и американскими производителями за счет того, что в своих странах они дают значительную долю бюджета и доходов населения и всячески поддерживаются государством. Другая сторона – азиатские текстильщики быстро копируют все нововведения.
Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею. Кроме того, предприятиями легкой промышленности обеспечивается поставка тканей и корда для производства шин, сердечников стальных канатов для угольных шахт и металлургической промышленности, фильтровальных и ситовых тканей для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, тканей для транспортных лент, используемых во всех отраслях промышленности России.
Таким образом, предприятия легкой промышленности наряду с товарами народного потребления выпускают сырье и вспомогательные материалы для других отраслей народного хозяйства.
В легкой промышленности функционируют 20 научно - исследовательских институтов, которые специализированы в соответствии с группами отраслей и обслуживают текстильную, трикотажную, швейную, кожевенно-обувную и меховую подотрасли. Институты имеют свои разработки, многие из которых получили признание на ежегодно проводимых международных салонах изобретений. Но в то же время в последние годы появилась тенденция разрушения научно-технического потенциала и ранее эффективно функционирующей системы подготовки специалистов, что в первую очередь связанно с недостаточным финансированием.
Легкая промышленность
влияет на общую экономическую ситуацию
в стране, потому что, во-первых, это
отрасль с быстрой
Сырьевая база легкой промышленности Росси недостаточно развита, т.к. не обеспечивает потребности отрасли в сырье.
Основным поставщиком натурального сырья для легкой промышленности является сельское хозяйство. Льноводство находится в сложном положении: сокращаются посевы льна - долгунца, падает его урожайность. Размещено льноводство неравномерно: свыше 60 % заготавливаемого сырья приходится на Центральный федеральный округ , 25 % - Северо-западной округ и только 15 % - на все остальные. Льноводство на сегодняшний день является единственным поставщиком отечественного растительного сырья, а цены на льноволокно самые низкие из всех видов волокон.
На данный момент потребности льняной промышленности в сырье удовлетворяются за счет импорта, а основным поставщиком льна является Белоруссия.
Натуральную шерсть дают преимущественно овцы. За последнее время их поголовье в России сократилось, а качество шерсти ухудшилось. Полностью всем требованиям по качеству соответствует только шерсть, поступающая из племенных хозяйств, но такой шерсти поступает мало, так как именно племенное поголовье сократилось в наибольшей степени.
Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится.
Сырьем для выпуска крученых изделий (шпагат, веревки) является пенька, джут и сизаль. Пенька производится из стеблей конопли, посевы которой сокращаются с 1960 года, а джут и сизаль ввозятся из-за рубежа.
Хлопчатник в России не выращивается, поэтому после распада СССР развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок - сырец поступает преимущественно из Узбекистана, так же из Таджикистана, Туркменистана, небольшая часть поступает из Азербайджана и Казахстана.
Кроме натурального сырья в легкой промышленности используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходным сырьем для их производства являются продукты нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основными районами поставки являются Центральный и Приволжский федеральные округа.
Состояние основных производственных фондов отрасли не позволяет производить высококачественную, сравнимую с зарубежными аналогами продукцию. По состоянию на конец 2000 года степень их износа составила 54,2 %, коэффициент обновления и коэффициент выбытиясоставили в сопоставимых ценах, соответственно, 0,5 и 2,1. По оценке НИИ статистики, на начало 2000 года доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, – составила 1,4 %, от 6 до 10 лет – 21,2 %, от 11 до 20 лет – 57,3 %, более 20 лет – 20,1 %.
В структуре легкой промышленности выделяют около 30 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:
Текстильная промышленность
Основной отраслью легкой промышленности России является текстильная промышленность. Несмотря на то, что она относится к типичным «старым отраслям», в эпоху научно-технической революции производство текстильных волокон не снизилось. На долю текстильной промышленности приходится около 70 % общего объема реализуемой товарной продукцию всей легкой промышленности России.
Основной продукцией отрасли являются ткани, которые идут на удовлетворение потребностей населения и используются как сырье и вспомогательные материалы в швейной, обувной, пищевой промышленностях, в машиностроении и других отраслях.
Хлопчатобумажная
В структуре текстильной
промышленности выделяют так же льняную
промышленность. На сегодняшний день
70 % производимых в нашей стране тканей
составляют ткани производственно-
Изначально отрасль располагалась вблизи льнопроизводящих районов, но в настоящее время сырьевой фактор играет меньшую роль. Первостепенное значение для размещения в районе предприятия имеет обеспеченность квалифицированными кадрами, а первичная переработка льна сосредоточена в льносеющих районах.
Шерстяная промышленность выпускает разнообразную продукцию: бытовые ткани, одеяла, ковры и прочее. Основная часть шерстяных тканей используется для личного потребления и лишь 5 % используется для технических целей.
Швейная промышленность
Предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно, чем предприятия текстильной промышленности. Они имеются практически в каждом регионе и, преимущественно, обеспечивают внутренние потребности региона. Основным фактором размещения предприятий швейной промышленности является потребительский. Это связано с тем, что экономически выгоднее транспортировать ткани, а не готовые изделия. Обычно предприятия по выпуску одежды сосредоточены в крупных промышленных центрах.
В последние годы российская швейная промышленность довольно успешно сотрудничает с зарубежными странами, используя форму международной кооперации, т.е. размещение заказов на российских предприятиях на производство одежды по моделям и из материалов зарубежных стран. Иностранных производителей в нашей стране привлекают высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и при этом низкая стоимость труда, а так же территориальная близость к западному рынку. Для российских производителей швейной промышленности сотрудничество с иностранными производителями позволяет улучшить качество продукции и сделать ее более конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия ООО«Риори»)