Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

Расслоение государств, которые  представляют собой неоднородную группу субъектов мирового хозяйства, по уровню социально- экономического развития представляет ключевую проблему для мирового сообщества. Для характеристики уровня развития государства обычно применяется такой показатель, как размер валового национального дохода на душу населения. В соответствии с классификацией, разработанной Международным банком реконструкции и развития, выделяются страны с низким уровнем доходов, страны с доходами среднего уровня, страны с высоким уровнем доходов (см. прил. табл. 1). Другая типология государств, в основу которой положен иной критерий, а именно тип экономики государства, используется Организацией Объединенных Наций. В этой классификации также учитывается уровень социально-экономического развития страны, который определяется не только величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, но и его отраслевой структурой, уровнем и качеством жизни населения страны. В соответствии с классификацией ООН все государства мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой; развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой; страны с переходной экономикой .

Эпоха глобализации предоставляет  государствам новые возможности улучшения социально-экономического положения. Однако несмотря на то, что углубление процессов глобализации открывает субъектам национального хозяйства доступ к рынкам других стран, способствует расширению обмена товарами и услугами, создает возможности для ускоренного внедрения новейших достижений научно- технического прогресса, не все государства оказываются способными эффективно использовать потенциал глобализации в интересах национального развития. Задача международных экономических организаций, и в первую очередь Конференции ООН по торговле и развитию, в современных условиях заключается в том, чтобы обеспечить эффективное интегрирование развивающихся государств и стран с переходной экономикой в мирохозяйственные связи и использовать потенциальные выгоды от нарастания процессов глобализации в интересах широких слоев населения различных государств мира.

Основные противоречия мировой  экономики, которые находятся в  центре внимания международных экономических  организаций, возникают между группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой, которые получают максимальный экономический эффект от глобализации, и развивающимися странами, прежде всего наименее развитыми. Противоречия современного этапа глобализации находят свое выражение в стремительном нарастании разрыва между уровнями экономического развития разных групп государств. По данным официальной статистики ООН за период 1960-1995 гг. соотношение доходов самых богатых и самых бедных наций возросло с 30:1 до 74:13.

Улучшение социально-экономического положения развивающихся государств невозможно без их успешной интеграции в мировую экономику и эффективного использования потенциала международных экономических отношений в интересах развития. Перед этими странами стоит задача поиска своего места в мировой экономической системе, чему призваны способствовать многочисленные международные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН

В декабре 1961 г. впервые были сформулированы задачи международного сотрудничества в целях развития, и утвержденные Резолюцией 1715 (XVI) Генеральной Ассамблеи  ООН.  В связи с провозглашением  в 1960 г. первого Десятилетия для  развития международное сообщество приняло на себя не только обязательство  по выделению определенного объема финансовых средств на цели развития, но и, в целом, выказало приверженность и единение с проблемами развития и необходимостью решать их коллективно. Благодаря усилиям со стороны  ООН (не без поддержки других международных  организаций, конечно) в 2000 г. международное  сообщество согласилось с целевыми показателями развития в восьми ключевых и жизненно важных сферах общественного  развития развивающихся стран.

Для решения задач содействия международному развитию ООН располагает разветвленной  системой главных органов и специализированных институтов, фондов и программ.

Структура управления ООН определяется положениями Устава организации  и включает шесть главных органов  – Генеральную Ассамблею, Совет  Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный  суд и Секретариат. Дополнительно  структура организации включает 15 специализированных учреждений, несколько  агентств, программ и органов, а также  отделения в Женеве, Вене и Найроби.

Генеральная Ассамблея (ГА), в соответствии с Уставом организации, является главным и наиболее авторитетным международным органом, призванным содействовать экономическому и социальному развитию государств и обеспечивать межправительственный диалог по широкому кругу глобальных проблем, включая вопросы социального, экономического, торгового, гуманитарного и экологического развития.

Экономический и социальный совет(ЭКОСОС) – главный орган ООН, координирующий деятельность организации по экономическим и социальным вопросам, ее специализированных учреждений, а также других институтов и подразделений ООН. ЭКОСОС является центральным форумом для обсуждения международных экономических, гуманитарных, экологических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

Основу структуры ЭКОСОС составляют так называемые вспомогательные  органы совета: функциональные и региональные комиссии и ряд постоянных комитетов  – элементы трехуровневого межправительственного  механизма ООН (ГА-ЭКОСОС-Комиссии)

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО), ведет борьбу с бедностью и  голодом, содействуя развитию сельского  хозяйства, улучшению качества питания, а также обеспечению продовольственной  безопасности посредством оказания содействия программам, призванным незамедлительно  увеличить доступность продовольствия для беднейших слоев населения.

Международный фонд сельскохозяйственного  развития (МФСР), выделяет финансирование на цели развития для борьбы с сельской нищетой и голодом в беднейших  регионах мира.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) - крупнейшая в мире организация  по оказанию продовольственной помощи.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) содействует цели предоставления доступа к образованию для  всех, на всех уровнях и на протяжении жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и  развитии личности человека, экономическом  росте и укреплении социальных связей. В то же время оно – важный инструмент борьбы с бедностью и  одна из основ устойчивого развития.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) призван  защищать права детей в интересах  их выживания и развития. Наряду с другими учреждениями ООН ЮНИСЕФ принял ЦРТ в качестве части своего мандата. В настоящее время приоритетными  направлениями деятельности ЮНИСЕФ являются выживание и развитие детей, повышение качества образования  для всех детей и создание условий  для гендерного равенства в образовательном процессе, обеспечение условий, гарантирующих защиту детей с ВИЧ/СПИДом, защиту детей от насилия, жестокого обращения, эксплуатации, войны и стихийных бедствий.

Фонд ООН для развития в интересах  женщин (ЮНИФЕМ) осуществляет финансовую и техническую поддержку новаторских  программ, направленных на улучшение  положения женщин и их гендерного равенства. Сегодня деятельность Фонда затрагивает жизни женщин и девочек в более чем в 100 странах мира. ЮНИФЕМ делает все возможное для того, чтобы голос женщин был услышан в ООН, включая в повестку дня наиболее острые проблемы и выступая в поддержку обязательств, принятых для улучшения положения женщин.

В целях борьбы с ВИЧ/СПИДом 10 учреждений ООН объединили свои ресурсы в Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС). Участниками ЮНЭЙДС являются Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная продовольственная программа (ВПП), Программа развития ООН (ПРООН), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), Международная организация труда (МОТ), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк и Управление Верховного комиссара по делам беженцев. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляет работу в шести приоритетных направлениях: изменение климата, деятельность в сфере предотвращения стихийных бедствий, управление экосистемами, управление, обеспечивающее безопасность окружающей среды, вредные вещества, эффективность использования ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО

Центральными задачи ЮНКТАД являются изучение актуального состояния  международных экономических отношений  и анализа потенциальных выгод от участия развивающихся государств в мирохозяйственных связях. Во-первых, публикации и базы данных ЮНКТАД служат важным источником информации о функционировании мировой экономики для широкого круга заинтересованных лиц, в первую очередь субъектов международных экономических отношений. Во-вторых, данные об актуальных проблемах мирового экономического развития и рекомендации экспертов обеспечивают информационную поддержку деятельности совещательных органов ЮНКТАД: Конференции, Совета по торговле и развитию и его вспомогательных органов.

Функции проведения аналитических  исследований в структуре организации  выполняет Секретариат ЮНКТАД, который  является частью Секретариата Организации Объединенных Наций. Подразделения Секретариата образованы по тематическому признаку, в его состав входят пять управлений: Управление глобализации и стратегий развития, Управление инвестиций, технологии и развития предпринимательства, Управление международной торговли товарами, услугами и по сырьевым товарам, Управление сферы услуг и эффективности торговли, а также Специальная программа для наименее развитых стран, малых островных государств и стран, не имеющих выхода к морю, и Управление менеджмента (см. прил., рис. 2). Генеральный Секретарь ООН обеспечивает координацию деятельности Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию, Департамента по социальным и экономическим вопросам и учреждений системы ООН4.

Общее руководство деятельностью  Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию выполняет Генеральный  секретарь ЮНКТАД, назначаемый Генеральным секретарем ООН с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН (см. прил., рис. 2) . Офис Генерального секретаря осуществляет стратегическое планирование деятельности ЮНКТАД в целом, в том числе программ технического содействия, производит координацию совещаний отдельных органов, дает оценку результативности деятельности Конференции ООН по торговле и развитию. Офис Генерального секретаря осуществляет подготовку всех документов и аналитических публикаций ЮНКТАД, а также осуществляет надзор за деятельностью территориального подразделения ЮНКТАД в Нью-Йорке, США. В интересах расширения аналитических возможностей Секретариата данное подразделение поддерживает контакты с научно-исследовательскими институтами и университетами Северной Америки, представляет интересы Конференции ООН по торговле и развитию в штаб-квартире Организации Объединенных Наций, обеспечивает взаимодействие с иными международными организациями, дипломатическими миссиями, негосударственными организациями и представителями средств массовой информации, расположенными в Нью-Йорке или Вашингтоне5.

Генеральный секретарь ЮНКТАД определяет основные направления развития организации. Важную роль в становлении Конференции ООН по торговле и развитию сыграл первый Секретарь - аргентинский экономист Рауль Пребиш. Его экономические идеи легли в основу работы первых сессий Конференции. По его мнению, в силу постепенного снижения цен на сырьевые товары - основной статьи экспорта - развивающиеся страны не имели возможности получить дополнительный доход и ускорить темпы экономического развития. В связи с этим на сессиях ЮНКТАД обсуждались перспективы предоставления им преференциального доступа на рынки промышленных товаров развитых государств, стабилизации международных сырьевых рынков путем заключения соответствующих соглашений и внедрения схем компенсационного финансирования, которые рассматривались Генеральным секретарем в качестве средства перераспределения доходов на глобальном уровне в пользу развивающихся государств6. Позднее Секретариат ЮНКТАД отдавал предпочтение неоклассическим теориям развития, которые требовали построения саморегулируемой рыночной экономики без вмешательства государства при опоре на внутренние ресурсы, что вызвало негативную реакцию со стороны развивающихся стран в силу того, что данная политика была навязана им ведущими капиталистическими странами. В период нестабильности, порожденной стремительным нарастанием процессов глобализации, Секретариат ЮНКТАД стремится достичь консенсуса по вопросам развития международных экономических отношений.

Основным результатом исследовательской  деятельности ЮНКТАД является широкий  круг публикаций и обширные базы данных по актуальным проблемам глобального  экономического развития. Анализ документов, публикуемых Секретариатом, показывает, что за последние годы Конференция несколько утратила комплексный подход к изучению глобальных проблем экономического развития. Следует отметить некоторую разобщенность отделов Секретариата ЮНКТАД, которая находит отражение в подготовке значительного количества публикаций и статистических источников, что создает определенные трудности при их изучении. Подробнее проблемы оптимизации деятельности Конференции в данной области будут рассмотрены в 3 главе данного диссертационного исследования.

 Одним из важнейших результатов сотрудничества ЮНКТАД с Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН, а также региональными комиссиями ООН по вопросам оценки мировой экономической ситуации является совместная подготовка ежегодных докладов «Состояние и перспективы мировой экономики7 и «Обзор мирового экономического и социального положения». Свой вклад эксперты ЮНКТАД, в частности, вносят путем составления прогнозов темпов экономического роста, экспертной оценки причин глобального дисбаланса сальдо текущих счетов торговых балансов различных государств, изучения взаимосвязи сбережений и отдачи от инвестиций, а также влияния реальных валютообменных курсов на международную конкурентоспособность и торговый баланс страны. С целью мониторинга достижения целей в области развития в 2005 г. совместно с Департаментом ООН по торговле и развитию, Международным банком реконструкции и развития и Международным валютным фондом экспертами ЮНКТАД был разработан Индекс торговли и развития, представленный в докладе «Развивающиеся страны в международной торговле 2005»8. ЮНКТАД выпускает ряд статистических сборников, которые служат важным источником информации об экономическом развитии в мировом масштабе. В июне 2004 г. к XI сессии Конференции был выпущен сборник «Развитие и глобализация»uo, а также создана электронная версия, содержащая основную статистическую информацию о мировом экономическом развитии с начала 1960-х гг.9.

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики