Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Значение ЮНКТАД в  совершенствовании многостороннего  регулирования внешнеэкономических  связей

Важнейшей функцией Конференции ООН  по торговле и развитию является проведение совещаний между различными субъектами международных экономических отношений по проблемам мирового экономического развития. Деятельность ЮНКТАД, в первую очередь, направлена на активизацию сотрудничества между всеми государствами мира в целях выработки перспективных направлений экономической политики как на глобальном, так и на национальном уровнях.

В структуре Конференции ООН  по торговле и развитию реализован многоступенчатый механизм принятия решений на основе обсуждения и согласования на многосторонней основе. Наиболее важные для мирового сообщества вопросы в области торговли и развития выносятся на обсуждение в высшем органе ЮНКТАД - Конференции, сессии которой проводятся не реже одного раза в четыре года (см. прил., рис. 1). Дата и место проведения очередной сессии определяются решением Генеральной Ассамблеи ООН (см. прил., табл. 20) . Сессия - это многосторонний экономический форум, где происходит выработка основных направлений деятельности ЮНКТАД и принимается программа работы на период до следующей сессии. На сессиях Конференции присутствуют представители стран-членов ЮНКТАД, организаций системы ООН, межгосударственных и негосударственных организаций. Каждое государство обладает правом одного голоса. Решения Конференции принимаются двумя третями голосов от числа голосующих .

Исполнительным органом ЮНКТАД выступает Совет по торговле и  развитию, который проводит совещания  по наиболее актуальным вопросам экономического развития в перерывах между сессиями Конференции. Все государства-члены ЮНКТАД могут стать членами Совета60. Совет отвечает за выработку общих направлений деятельности ЮНКТАД и производит оценку выполнения намеченных задач. В соответствии с решением, принятым на IX сессии Конференции, Совет ежегодно проводит одну очередную сессии продолжительностью две недели и три исполнительные сессии продолжительностью один день каждая. В период между сессиями Конференции Совет по торговле и развитию также может проводить специальные сессии. Решения Совета принимаются большинством голосов61. Совет подотчетен Конференции, а также при посредничестве Экономического и Социального Совета ООН ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. Доклады Совета представляются в качестве дополнений к Официальным отчетам Генеральной Ассамблеи ООН62.

С целью облегчения процедуры избрания представителей в Совет по торговле и развитию в ЮНКТАД была реализована  групповая система принятия решений. Перед каждой сессией Конференции в ходе предварительного обсуждения в группе происходит формирование единой позиции по ключевым вопросам повестки дня. Распределение государств по группам было произведено по двум признакам: по географическому положению и по уровню социально-экономического развития. В соответствии с данными критериями были выделены группы В (развитые государства с рыночной экономикой), А (развивающиеся страны Азии и Африки), С (развивающиеся страны Латинской Америки и Карибского региона), В (социалистические страны)63. Групповая система принятия решений, образованная в середине 1960-х гг., во многом является устаревшей в настоящее время, однако по-прежнему используется при проведении обсуждений.

В основе создания ЮНКТАД лежала объективная  необходимость преодоления институциональной  фрагментарности при обсуждении проблем мирового экономического развития. В начале 1960-х гг. проблемы в области международной торговли рассматривались Генеральным соглашением по тарифам и торговле, международные соглашения в области сырьевого сектора - соответствующими комитетами Экономического и Социального Совета ООН, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, проблемы оказания многосторонней помощи развитию - Всемирным банком. В то же время в результате получения независимости бывшими колониями появлялись новые государства, относимые к категории развивающихся, которым требовалось содействие со стороны мирового сообщества для эффективного интегрирования в мирохозяйственные связи. Таким образом, ввиду необходимости формирования комплексного подхода к проблемам развития и была создана Конференция ООН по торговле и развитию.

Во второй половине XX в. сессии Конференции  сыграли центральную роль в формировании консенсуса и разработке практических решений актуальных проблем мировой экономики. С момента создания до конца 1970-х гг. ЮНКТАД рассматривалась международным сообществом в качестве альтернативы Генеральному соглашению по тарифам и торговле в силу того, что развивающиеся страны были неудовлетворенны высокими ставками таможенных тарифов, затрудняющими доступ на рынки развитых государств, и незначительными потоками финансовых ресурсов, поступающими по официальным каналам64.

В итоговом документе I сессии ЮНКТАД, проведенной в 1964 г., принципиальными  задачами мирового сообщества были названы  увеличение экспорта из развивающихся стран путем предоставления им преференциального доступа, уменьшение протекционизма в торговле сельскохозяйственными товарами, стабилизация рынков сырья. Эти проблемы легли в основу положений части IV ГАТТ «Торговля и развитие», принятой в 1965 г. Период проведения III сессии ЮНКТАД в 1972 г. совпал с началом распада Бреттон-Вудской валютной системы. Следствием девальвации доллара и нестабильности мировой валютной системы стало ухудшение торговых условий. В силу снижения размеров официальной помощи развитию, поступающей в развивающиеся страны, участники сессии предложили устанавливать количественные ориентиры в процентах от размеров валового внутреннего дохода стран-доноров.

В ходе проведения Токио-раунда ГАТТ, когда Конференция оказывала  содействие развивающимся государствам, представителям различных стран  не удалось создать универсальную  систему торговых преференций, вследствие чего развитые государства с рыночной экономикой ввели различные схемы торговых преференций, отличающиеся и по условиям и по географическому охвату стран-бенефициаров. Рост цен на нефть вызвал расслоение развивающихся государств, появление новых индустриальных стран, демонстрирующих стремительное экономическое развитие, и выделение группы наименее развитых государств. Как результат, в 1979 г. в силу снижения цен на сырьевые товары на мировых рынках и стабилизации положения развитых стран участниками V сессии не была поддержана Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка Генеральной ассамблеи ООН в интересах развивающихся государств .

Период, длившийся до начала 1990-х  гг., характеризовался значительными изменениями международной торговой системы в результате экспансии крупных транснациональных корпораций из промышленно развитых государств.

В период проведения VI сессии Конференции  стала очевидной невозможность  изменения сложившейся международной  экономической системы в соответствии с потребностями развивающихся государств. В то же время Секретариатом ЮНКТАД была разработана новая концепция положения ЮНКТАД в системе международных отношений, согласно которой Конференция может не только служить форумом для согласования политики отдельных государств, но и самостоятельно разрабатывать новые подходы к развитию мировой экономики. В частности, был предложен ряд мер по увеличению размеров официальной помощи развитию наименее развитым государствам за счет продажи золотых запасов Международного валютного фонда и списания задолженности ряда государств, против чего высказались представители развитых государств в силу возможного ухудшения состояния мировой экономики и увеличения темпов инфляции . Деятельность ЮНКТАД на этом этапе была призвана оказать влияние на эволюцию Генерального соглашения по тарифам и торговле с целью его приспособления к потребностям развивающихся стран. Результатом стало начало Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 гг. По итогам VII сессии было принято решение о создании Глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами. В то же время широкое распространение получила практика использования нетарифных барьеров для защиты национальных рынков, что послужило стимулом к усилению региональной интеграции, в частности в Западной Европе и Америке.

Современный этап деятельности ЮНКТАД с начала 1990-х гг. характеризуется появлением новых проблем, связанных с развитием процессов глобализации, которые сопровождались нарастанием нестабильности и, в частности, возникновением вооруженных конфликтов в ряде государств. Это, в свою очередь, потребовало усиления влияния Организации Объединенных Наций и ее реорганизации в интересах повышения эффективности ее деятельности. С конца 1980-х гг. в странах Восточной Европы началась смена общественного строя и возникла задача их интеграции в мировое сообщество. В проведении структурных реформ в государствах с переходной экономикой активное участие принимали Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

В связи с реформированием системы  регулирования международной торговли и созданием Всемирной торговой организации в 1995 г. встал вопрос о возможной ликвидации ЮНКТАД. На IX сессии Конференции в 1996 г. ее участники подтвердили необходимость существования Конференции как организации, которая, в отличие от ВТО, занимается комплексом вопросов, связанных с экономическим развитием, и служит международным форумом для поиска путей эффективной интеграции развивающихся стран в мировую экономику65. Таким образом, к настоящему времени ЮНКТАД в целом удалось преодолеть кризис, связанный с созданием ВТО, и стать одной из ведущих международных экономических организаций по проблемам социально- экономического развития мирового сообщества. Вместе с тем существует необходимость корректировки существующих направлений деятельности Конференции. Потенциальные возможности и вызовы глобализации и либерализации мировой экономики явились главной темой IX сессии ЮНКТАД. Признавая необходимость создания новых возможностей для ускорения темпов экономического роста и достижения устойчивого развития, участники сессии указали на неоднозначность последствий глобализации и либерализации международной торговли для развивающихся стран. В связи с этим было отмечено, что каждое государство должно формировать собственную стратегию участия в международных экономических отношениях и нести ответственность за избранную им политику развития66.

В соответствии с задачами, поставленными  участниками IX сессии, была осуществлена структурная перестройка Конференции ООН по торговле и развитию, упорядочена внутренняя структура организации и уменьшено количество органов управления. По тематическому признаку были образованы Комиссия по торговле товарами и услугами и по сырьевым товарам, Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам и Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию, а также Рабочая группа по среднесрочному плану и бюджету по программам67.

X сессия Конференции, состоявшаяся  в 2000 г., проводилась в условиях  постепенного оживления мировой  экономики после азиатского финансового кризиса середины 1990-х гг. и была посвящена изучению стратегий развития в условиях взаимозависимости. В ходе сессии мнения участников разделились по вопросу управления глобальным экономическим развитием: развивающиеся страны выразили неудовлетворенность результатами международных переговоров по проблемам развития мировой торговли, в то время как развитые страны высказались за корректировку национальных экономических стратегий (совершенствование национального законодательства, борьбу с коррупцией и и.д.). По итогам данной сессии была принята программа работы Конференции, отражающая новейшие изменения мировой экономики, которая наряду с решениями, принятыми на XI сессии ЮНКТАД в июне 2004 г., определила направления деятельности организации.

Основным результатом деятельности ЮНКТАД, по-видимому, должно стать наращивание  производственных мощностей в развивающихся государствах и использование потенциала международной торговли для ускорения их экономического развития. В ходе XI сессии Конференции ЮНКТАД все государства-члены ВТО выразили намерение содействовать тому, чтобы результаты торговых переговоров действительно отражали задачи развития68.

К числу актуальных проблем следует  также отнести вопросы функционирования малых и средних предприятий  в развивающихся странах, адаптации  их деятельности к международным  стандартам и получения доступа  к новым технологиям посредством  налаживания связей между ними. Конференция  ООН по торговле и развитию, в  свою очередь, предоставляет возможность  для обсуждения вопросов политики и обмена опытом в области информационно-коммуникационных технологий, содействует активному участию развивающихся стран в обсуждении проблем развития науки и техники на международном уровне.

В целом, обмен национальным опытом в процессе дискуссий в ходе работы совещательных органов ЮНКТАД сыграл важную роль в мировом развитии. Это дало возможность участникам сессий воспользоваться передовым опытом других стран в области структурной перестройки экономики, стимулирования внешней торговли, наращивания национального инновационного потенциала, развития региональной экономической интеграции.

За четыре десятилетия деятельности по инициативе ЮНКТАД в разные годы были проведены переговоры по развитию торговли сырьевыми товарами, например какао, сахаром и пшеницей. При участии Конференции были созданы международные исследовательские группы по меди, никелю, свинцу и цинку, а также каучуку, в 1980-е гг. велись переговоры по положению на рынках железной руды и вольфрама. На IV сессии Конференции в 1976 г. было принято решение о создании международной межправительственной организации - Общего фонда сырьевых товаров в целях финансирования проектов, направленных на развитие мировых рынков сырьевых товаров.

К числу важных достижений ЮНКТАД относится проведение переговоров по проблемам создания эффективно действующей международной транспортной системы, наличие которой является одним из условий успешного участия развивающихся стран в международной торговле. Результатом обсуждений на межгосударственном уровне стало принятие в 1974 г. Конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конференций, а также Международных конвенций о морских залогах и ипотеке (1993 г.) и об аресте судов (1999 г.)69.

Конференция сыграла важную роль в  достижении согласованных действий мирового сообщества по вопросам, касающимся развития международной валютной и финансовой систем. В частности, на сессиях ЮНКТАД обсуждались перспективы снижения размеров долгового бремени развивающихся стран, возможности улучшения доступа указанных стран к международным рынкам капиталов. В центре внимания государств-членов ЮНКТАД также оказалась деятельность Международного валютного фонда, в частности работа механизмов компенсационного и чрезвычайного финансирования и финансирования буферных запасов.

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики