Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших задач ЮНКТАД в области экономического анализа  является поиск возможностей создания открытой, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой системы. Ведущим изданием ЮНКТАД по данной проблематике является ежегодный «Доклад о торговле и развитии» . В частности, доклад, опубликованный в 2006 г., посвящен проблеме взаимосвязи между национальными стратегиями развития и международными экономическими процессами. В 2006 г. ЮНКТАД опубликовала второй доклад по проблемам взаимосвязи между развитием международной торговли и состоянием окружающей среды10.

В области международной торговли сырьевыми товарами сотрудниками ЮНКТАД был разработан ряд инициатив, направленных на поощрение мелких производителей и оказание им помощи при выходе на международные рынки. В базе данных «Статистика цен на сырьевые товары»11 содержится информация о рыночных ценах на различные товары. С января 1960 г. ЮНКТАД рассчитывает индексы цен по группам сырьевых товаров в долларах по текущему курсу и СДР, а также индексы нестабильности цен и ценовые тренды, максимумы и минимумы значений средних месячных цен. ЮНКТАД также создала портал ЮТОСОММ, содержащий актуальную информацию о состоянии более чем 40 сырьевых товаров12. С начала 2000-х гг. ЮНКТАД был подготовлен ряд публикаций по проблемам развития международной торговли сырьевыми товарами: Обзор мирового сырьевого сектора, Статистический справочник по меэ/сдународной торговле минеральным сырьем, Рынок эюелезной руды, Ежегодник сырьевых товаров, а также ежемесячно выпускается Бюллетень цен на сырьевые товары13. На XI сессии Конференции был представлен разработанный совместно с Общим фондом для сырьевых товаров Атлас сырьевых товаров 2004 .

После включения в 1993 г. в состав ЮНКТАД Программы ООН по транснациональным  корпорациям одно из центральных  мест в работе Секретариата ЮНКТАД занимают исследования по проблемам осуществления инвестиционной деятельности в мировом масштабе. В соответствии с положениями Монтеррейского консенсуса ЮНКТАД выпускает ежегодный «Доклад о мировых инвестициях»14. Ежегодно эксперты Конференции ООН по торговле и развитию составляют рейтинг 100 крупнейших транснациональных корпораций мира. В конце 2005 г. был опубликован очередной доклад «Перспективы прямых иностранных инвестиций и стратегии транснациональных корпораций, 20052008», содержащий прогноз о дальнейшем развитии в инвестиционной сфере15.

Экспертами ЮНКТАД создан ряд интерактивных  баз данных по прямым иностранным  инвестициям, доступ к которым представлен  в сети Internet. В них содержится информация о потоках прямых иностранных инвестиций в мировом масштабе, деятельности транснациональных корпораций, трансграничных слияниях и поглощениях, двусторонних инвестиционных соглашениях и соглашениях об избежании двойного налогообложения16, а также данные о потенциале внутреннего инвестирования и возможностях его использования . Конференцией ООН по торговле и развитию также создана информационная база «Инвестиционный компас», где представлена информация о сравнительных преимуществах и потенциальных рисках инвестирования в 55 развивающихся странах мира (см. прил., табл. 21) .

В соответствии с требованием Монтеррейского консенсуса о повышении прозрачности и качества информации о частных инвестиционных потоках в рамках программы ACIS по транспортной логистике экспертами ЮНКТАД была разработана интерактивная система Invest- ment gateway, с помощью которой правительствам государств предоставлена возможность размещения информации о национальных условиях инвестирования, в том числе об особенностях национального законодательства . С помощью данной компьютерной системы инвесторы получили возможность напрямую связываться с государственными учреждениями, осуществляющими регулирование в данной области.

Осознавая нехватку в развивающихся  странах финансовых ресурсов и квалифицированных специалистов для анализа законодательных норм в области международного инвестирования в рамках Программы международных инвестиционных соглашений ЮНКТАД издала три основополагающих документа по проблемам международных инвестиционных соглашений и серию документов по международной инвестиционной политике в целях развития . Помимо этого эксперты ЮНКТАД готовят ряд публикаций: Бюллетень данных о стране, Коротко о прямых иностранных инвестициях, Очерк о прямых иностранных инвестициях, Инвестиционный гид по каждой из 187 стран17. Проводимые экспертами ЮНКТАД обзоры инвестиционной политики'3' и разрабатываемые ими рекомендации ставят своей целью обеспечить максимальную отдачу от прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах за счет улучшения инвестиционного климата путем совершенствования нормативно-правовой и институциональной базы. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в страны Африки анализируются в докладах из серии «Экономическое развитие Африки» .

Кроме этого, специалисты ЮНКТАД проводят анализ долгового бремени развивающихся  стран в рамках проекта по разработке стратегий обеспечения приемлемого уровня задолженности и оказывают им содействие в решении практических вопросов управления долговыми обязательствами18.

В соответствии с решениями, содержащимися  в Монтеррейском консенсусе и Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., а также резолюциями Генеральной ассамблеи ООН Конференцией ООН по торговле и развитию была проведена работа в направлении повышения прозрачности оценок суверенного риска, выставляемых рейтинговыми агентствами. В исследовании «Рейтинг агентств, составляющих кредитные рейтинги и их потенциальное влияние на развивающиеся страны» экспертами ЮНКТАД анализируются проблемы подотчетности рейтинговых агентств и отсутствия конкуренции в данной области, а также дана негативная оценка возможного влияния рейтинговых агентств на экономическую политику и долгосрочные стратегии развития суверенных заемщиков19. ЮНКТАД также содействует работе по осуществлению Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой - единственного многостороннего соглашения по вопросам политики в области конкуренции. Кроме того, экспертами ЮНКТАД были подготовлены и изданы «Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления>>20, а также «Руководство по показателям ответственности корпораций в еэ/сегодных отчетах»'36.

ЮНКТАД откликнулась на призыв содействовать  разработке национальных стратегий в области развития человеческих ресурсов, науки и техники, содержащийся в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. В сотрудничестве со вспомогательным органом Экономического и Социального Совета Комиссией по науке и технике в целях развития Конференция ООН по торговле и развитию продолжает исследование проблем использования развивающимися государствами новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С 2005 г. Конференция ООН по торговле и развитию выпускает «Доклад об информационной экономике» вместо ранее издававшегося «Доклада об электронной торговле и развитии». В докладе, изданном в 2006 г., содержится анализ национальной политики различных государств в области информационно-коммуникационных технологий, направленной на построение информационной экономики21.

ЮНКТАД также занимается исследованием  проблем развития международных  транспортных систем. Ежегодно публикуемый  с 1968 г. «Обзор морского транспорта» служит важным источником статистической информации о новейших тенденциях развития отрасли для пользователей во всем мире22. Помимо этого Конференция издает ежеквартальный Транспортный вестник, представленный в электронном виде. В 2005 г. был запущен пилотный проект системы Infoshare для распространения количественных данных о затратах на перевозку, хранение и инспектирование грузов в различных государствах, а также информации о национальных стандартах качества и компаниях- экспортерах.

ЮНКТАД является ведущей организацией в системе ООН, которая занимается изучением макроэкономических проблем наименее развитых стран и государств, не имеющих выхода к морю. Конференция содействует достижению целей Брюссельского заявления и Программы действий третьей Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. В частности, в различных исследованиях ЮНКТАД затрагиваются вопросы наращивания производственного потенциала и формирования стратегии борьбы с нищетой, выхода на международные рынки и получения торговых преференций. Исследования экономического и социального положения отдельных групп государств содержатся в ежегодно публикуемом Конференцией «Докладе о наименее развитых странах»ш. Кроме того, в 2004 г. ЮНКТАД опубликовала доклад о возможностях реализации целей, установленных Планом действий по достижению устойчивого развития малых островных государств1^. В 2005 г. Секретариатом ЮНКТАД впервые был подготовлен доклад о проблемах интеграции стран, не имеющих выхода к морю, в международную торговую систему, который был представлен на Конференции министров торговли государств, не имеющих выхода к морю, в Асунсьоне (Парагвай)23.

Таким образом, основной целью ЮНКТАД в исследовательской области  определена подготовка рекомендаций по вопросам формирования экономической политики на международном и национальном уровнях24. Перед Конференцией поставлена задача поиска возможностей использования международной торговли в качестве инструмента развития и сокращения масштабов нищеты. В связи с этим ЮНКТАД участвует в разработке контрольных показателей, позволяющих оценить, насколько эффективно развивающиеся страны интегрируются в систему международной торговли. В центре внимания ЮНКТАД также стоят проблемы эффективной либерализации торговли услугами и защита прав интеллектуальной собственности. Участниками XI сессии Конференцией перед ЮНКТАД также поставлена задача изучить проблемы неустойчивости международных рынков капитала и перспективы расширения международных инвестиционных потоков в интересах развития, в том числе благодаря использованию новых финансовых инструментов25. В центре внимания ЮНКТАД находятся как вопросы функционирования малых и средних предприятий развивающихся стран, адаптации их деятельности к международным стандартам и получения доступа к новым технологиям, так и проблемы увеличения положительного вклада транснациональных корпораций в экономическое и социальное развитие принимающих государств. Полученные результаты исследований сотрудники ЮНКТАД стремятся воплотить на практике при выполнении проектов технического содействия, осуществляемых в государствах-бенефициарах для реализации поставленных задач повышения уровня социально- экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой  экономики

2.1. ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей

Задача ЮНКТАД в области расширения международной торговли между государствами, находящимися на различных этапах экономического развития, обозначенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1995 (XIX) от 30 декабря 1964 г., по-прежнему остается актуальной в начале XXI в. в силу того, что в эпоху глобализации перед государствами открываются новые перспективы использования потенциала международных экономических отношений в интересах национального экономического развития. Международное интегрирование представляет собой наивысшую ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств26. В результате углубленного интегрирования в мирохозяйственные связи государства получают возможность расширения рынков сбыта экспортируемой продукции, что может способствовать увеличению темпов экономического роста.

Вместе с тем развивающиеся  страны в целом негативно относятся  к повышению степени открытости экономики, которая становится уязвимой для кризисных явлений в условиях увеличивающейся нестабильности мировой экономики, возникающей с развитием процессов глобализации. Указанные государства, стремящиеся наиболее выгодным образом участвовать в международных экономических отношениях и адаптироваться к происходящим изменениям мировой экономики, не вполне довольны результатами сотрудничества с Конференцией ООН по торговле и развитию. Развивающиеся страны выступают за изменение характера международных экономических отношений в соответствии с собственными интересами27. Однако подобное отношение Конференции к проблемам государств, отстающих по уровню социально-экономического развития от развитых государств, во многом было утрачено в ходе эволюции ЮНКТАД. В период проведения VIII и IX сессий Конференции в начале 1990-х гг. в результате столкновения интересов развивающиеся страны были вынуждены пойти на уступки в виде сокращения мандата и функций ЮНКТАД под угрозой прекращения финансирования со стороны развитых стран с рыночной экономикой. Ликвидация комитетов по сырьевым и промышленным товарам, финансовым вопросам, связанным с торговлей, проблемам судоходства, а также комитета по сотрудничеству между развивающимися странами послужила причиной того, что данные проблемы перестали обсуждаться в рамках ЮНКТАД .

С начала 1990-х гг. Конференция перестала  выступать единственным международным форумом по вопросам торговли, финансов и экономического развития. Как следствие столкновения интересов разных государств, формирование экономической стратегии развитых стран стало происходить в иных организациях, в частности в «Группе семи». Кроме того, никакой орган в системе ООН не подвергся столь значительному сокращению финансирования в связи с реформой организации, как ЮНКТАД . В результате Конференция утратила возможность привлекать ведущих экспертов-экономистов для анализа актуальных проблем развития, что послужило причиной снижения качества результатов исследований. Вместе с тем, по мнению развивающихся государств, возросла значимость деятельности ЮНКТАД в области оказания технического содействия в интересах развитых государств, предоставляющих с этой целью финансовые ресурсы28.

Особое внимание проблеме повышения  эффективности деятельности Конференции уделяется со стороны развивающихся государств по той причине, что с уходом социалистических стран с мировой политической арены на первый план вышли противоречия в мировом хозяйстве, существующие между развивающимися странами и небольшим числом развитых государств с рыночной экономикой. В то время как интересы последних находят отражение в деятельности Организации экономического сотрудничества и развития, Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда, развивающиеся страны выступают за дальнейшее укрепление позиций ЮНКТАД в качестве организации, которая будет содействовать им в отстаивании их интересов на международной арене29.

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики