Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

Ход переговоров Доха-раунда ВТО не позволяет надеяться на полное удовлетворение требований, выдвигаемых со стороны развивающихся государств. Ввиду разногласий, существующих между участниками международной торговой системы относительно снижения ставок таможенных пошлин и обеспечения равноправного доступа на рынки товаров и услуг, можно прогнозировать дальнейшую активизацию процессов региональной интеграции и увеличение взаимодействия между участниками региональных торговых соглашений. В перспективе представляется возможным возрастание объемов торговли внутри групп государств: развивающихся стран вследствие повышения уровня их социально-экономического развития и расширения экспортного потенциала и группы развитых государств с рыночной экономикой в противовес требованию остальных стран об открытии рынков и устранении тарифных и, в особенности, нетарифных барьеров. Таким образом, среди прочего, одной из ключевых задач Конференции на современном этапе является исследование перспектив региональной интеграции и последствий заключения региональных торговых соглашений, анализ взаимодействия региональных интеграционных группировок с учетом нарастания взаимозависимости между субъектами международной торговой системы в условиях глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы и перспективы  международного сотрудничества  в рамках ЮНКТАД в начале XXI века

Перспективы деятельности Конференции  будут зависеть от того, насколько  успешным окажется процесс ее реформирования. Как выше отмечалось, с начала 1990-х  гг. ЮНКТАД не является единственной организацией, определяющей стратегию развития международных  отношений, в то же время мандат Конференции не дублирует функции других организаций системы ООН. В начале нового тысячелетия в эпоху глобализации перед Конференцией остро стоит задача повышения эффективности деятельности, создания гибкой внутренней структуры, оперативно реагирующей на стремительные изменения, происходящие во внешней среде.

Отказ государств-членов ЮНКТАД от конфронтационных установок должен стать основой эффективного реформирования Конференции ООН по торговле и развитию, изменения ее структуры и механизмов деятельности. Призыв к укреплению духа партнерства в целях развития и достижения общего успеха является центральным тезисом доклада, который был подготовлен Группой видных деятелей (далее - Группа) по итогам исследования, проведенного по просьбе Совета по торговле и развитию в июне 2006 г.44. Необходимость устранения разногласий между членами ЮНКТАД и обеспечения согласованности их действий в интересах повышения эффективности работы Конференции отмечают и развивающиеся страны45.

Указанные государства выделяют совещательную  функцию ЮНКТАД в качестве ключевого  направления деятельности организации. Во второй половине 2000-х гг. структура совещательных органов ЮНКТАД остается неизменной с момента ее реорганизации по итогам IX сессии Конференции в 1996 г., что не в полной мере отвечает потребностям, существующим на современном этапе развития.

Одно из предложений Группы заключается  в последовательном многоступенчатом рассмотрении вопросов, выносимых на обсуждение в высшем органе ЮНКТАД - Конференции: на заседаниях экспертных групп, соответствующих комиссий и  Совета по торговле и развитию. Генеральный  секретарь ЮНКТАД положительно оценил возможность преобразования совещаний экспертов в постоянно действующие экспертные группы при Совете по торговле и развитию наподобие существующих Межправительственных групп экспертов по международным стандартам учета и отчетности и по законодательству и политике в области конкуренции. Секретариат ЮНКТАД готов обеспечить преемственность работы экспертных групп, срок деятельности которых составит от двух до четырех лет46.

Озабоченность Секретариата вызвало  предложение о создании Целевого фонда под управлением Генерального секретаря Конференции в целях обеспечения участия представителей стран с низким уровнем доходов в деятельности ЮНКТАД. В результате проведения консультаций с рядом государств к декабрю 2006 г. о готовности осуществить дополнительные взносы, в сумме составляющие 95 ООО долл., заявили Индия, Ирландия, Италия и Китай. Недостаточность данной суммы не позволяет достичь поставленной цели и ставит перед Секретариатом задачу поиска дополнительных источников финансирования.

В целях эффективного комплексного рассмотрения проблем, выносимых на обсуждение, выдвинуто предложение образовать две комиссии по торговле и по инвестициям вместо существующих трех с распределением между ними круга вопросов, которыми в настоящее время занимается Комиссия по предпринимательству. Реорганизация комиссий, по мнению Группы видных деятелей, преследует цель оптимизации их деятельности, создания условий для более глубокого и целенаправленного обсуждения, а не уменьшения числа вопросов, выносимых на рассмотрение, либо снижения интенсивности работы совещательных органов ЮНКТАД47.

Развивающиеся страны выступили резко  против упразднения существующих комиссий. По их мнению, Группа видных деятелей не вполне осознает, что формирование стратегии глобального экономического развития как результата работы совещательных органов является ключевым направлением деятельности ЮНКТАД. Представители развивающихся государств требуют восстановления комиссий по сырьевым и финансовым вопросам, промышленной политике и возобновления переговоров по соответствующей проблематике. При проведении заседаний большая часть времени посвящается заслушиванию докладов, подготовленных экспертами, а не обсуждению вопросов повестки дня, представляющих интерес для государств48. Кроме того, в ходе XXIII специальной сессии Совета по торговле и развитию участниками встречи было поддержано предложение о создании Комиссии по глобализации и системным вопросам49, что, по всей вероятности, будет способствовать активизации дискуссий по проблемам глобального экономического развития, что отвечает требованиям развивающихся стран.

Отмечая недостаточную эффективность  работы Совета по торговле и развитию, Группа считает необходимым заменить его широким диалогом заинтересованных сторон с привлечением представителей частного сектора и гражданского общества. При подготовке к очередной сессии Конференции процесс «коллективной мозговой атаки» будет способствовать поиску новых идей для включения в проекты итоговых документов50.

Реформирование, согласно предложению  Группы видных деятелей, должно коснуться и высшего органа ЮНКТАД - Конференции. Более частое проведение сессий Конференции раз в два года позволит сократить период подготовки к очередному заседанию, который занимает от 10 до 12 мес., и проводить регулярное обновление мандата организации в соответствии с актуальными потребностями стран- членов51. Созыв Конференции с единственной темой на повестке дня будет способствовать более тщательному и углубленному изучению конкретной проблемы, однако, как очевидно, в значительной степени сократит круг вопросов, выносимых на рассмотрение членов ЮНКТАД. Данное предложение Группы, направленное на более подробное обсуждение на международном уровне вопросов глобального экономического развития, было негативно воспринято развивающимися странами.

Основной причиной недостаточной  эффективности работы ЮНКТАД следует считать то обстоятельство, что итоговые документы сессий представляют собой руководство к действию для Секретариата и не содержат правовых норм, обязательных для исполнения участниками обсуждений, или рекомендаций по формированию национальной политики государств в социально-экономической области. Развивающиеся страны настаивают на изменении формата итоговых документов, в числе которых должны быть согласованные заключения, принципы, нормы или правила, относимые к категории т.н. «мягкого права». Данные государства, в частности, поддерживают принятие новой Международной конвенции по торговле и развитию в целях установления равноправной мировой экономической системы и достижения устойчивого развития в глобальном масштабе52. Развивающиеся страны не согласны с возможностью отказа от групповой системы принятия решения совещательными органами ЮНКТАД, использование которой помогает им отстаивать свои интересы. На XII сессии Конференции предполагается принятие решения относительно возможности создания дополнительного консультационного органа в структуре ЮНКТАД с участием представителей стран-членов по вопросам стратегического развития организации.

Признавая XI сессию Конференции переломным моментом в развитии организации, развивающиеся страны призывают ЮНКТАД к отказу от господствующей неолиберальной идеологии при изучении глобальных процессов и действиям в интересах изменения существующего мирового порядка. Выдвигаемое ими требование о необходимости изучения альтернативных теорий экономического развития совпадает с позицией общественных организаций53. Страны-члены ЮНКТАД выступают за восстановление комплексного подхода организации к изучению актуальных социально-экономических проблем, который был утрачен с начала 1990-х гг. в результате проведенных реформ. Развивающиеся государства заинтересованы в получении актуальных данных о возможностях использования потенциала глобализации, перспективах развития сырьевых рынков и энергетической отрасли, способах защиты окружающей среды и обеспечения биологической безопасности, в проведении Конференцией комплексного анализа возможностей управления мировыми рынками и противодействия ограничительной деловой практике, а также использования международных общественных благ (ресурсов Мирового океана и космоса)54. В соответствии с потребностями стран-членов Секретариатом начата работа в области изучения роли прямых иностранных инвестиций в развитии добывающей промышленности, влияния процессов региональной интеграции на расширение международной торговли и социально- экономическое развитие, возможностей мобилизации внутренних финансовых ресурсов в государствах Африканского континента и иных актуальных проблем55.

В интересах повышения актуальности проводимых Конференцией исследований Группой видных деятелей выдвинуто  предложение о создании при ЮНКТАД глобальной сети аналитических центров по проблемам развития. С одной стороны, в качестве международного исследовательского центра и межправительственной организации Конференция действует как форум для обмена мнениями, опытом и передовой практикой между национальными аналитическими центрами. С другой стороны, взаимодействие с национальными центрами по проблемам развития повысит актуальность исследовательской работы ЮНКТАД и будет содействовать распространению результатов работы организации. Выводы дискуссий станут основой обсуждений в Совете по торговле и развитию . В 2007 г. Секретариат планирует начать выявление соответствующих партнеров на национальном уровне и приступить к созданию глобальной сети аналитических центров по проблемам развития в ходе подготовки к проведению XII Конференции56.

В то же время негативную оценку по стороны развивающихся стран  получила предложенная инициатива создания консультативной группы видных экономистов по вопросам развития для представления рекомендаций о перспективных направлениях деятельности Конференции. Развивающиеся государства требуют не допустить ограничения функций ЮНКТАД в каких-либо областях со стороны внешнего консультативного органа .

С начала 1990-х гг. кризис развития ЮНКТАД в значительной степени послужил причиной ослабления сотрудничества с  Группой 77, представляющей интересы развивающихся  государств. В современных условиях Группа 77 намерена усилить взаимодействие с Конференцией ООН по торговле и  развитию и взять под свой контроль процесс реформирования организации. С тем, чтобы у развивающихся государств не возникало сомнений по поводу необходимости существования ЮНКТАД и высокой эффективности ее работы, Конференции следует оказывать прямую поддержку Группе 77 в различных формах. Группа 77 намерена не допустить сокращения мандата Конференции под давлением развитых государств . Учитывая, что успешность проведения реформы ЮНКТАД будет зависеть от наличия соответствующих финансовых ресурсов, развивающиеся страны настаивают на том, что в целях обеспечения стабильности и предсказуемости финансирования деятельность Конференции должна финансироваться в первую очередь за счет средств регулярного бюджета ООН, а не добровольных внебюджетных поступлений. Представители Группы 77 выступили инициатором организации серии исследований с целью определения, каким образом возрастающая доля внебюджетных средств в структуре расходов ЮНКТАД оказывает влияние на направления использования средств, поступающих из регулярного бюджета ООН, и возможна ли смена приоритетов финансирования57.

Анализ проблем функционирования Конференции показывает, что ресурсы  ЮНКТАД несоразмерны тем дополнительным задачам, которые государства-члены возлагают на нее, без выделения соответствующих финансовых средств. Ввиду невозможности реализации программ технического содействия в требуемых размерах из-за недостаточности финансовых ресурсов, Конференции следует диверсифицировать базу финансирования и увеличить размеры аккумулируемых ресурсов за счет привлечения средств региональных банков развития, неправительственных организаций и других источников.

В современных условиях перед ЮНКТАД стоит задача оптимизации сложной и раздробленной структуры технического сотрудничества. Ввиду недостаточности финансирования ЮНКТАД предлагается консолидировать в четыре-пять основных направлений свыше 300 проектов, осуществляемых на национальном и межгосударственном уровнях, и создать сбалансированный портфель программ технического содействия . Такой концентрированный подход в целях достижения максимальной отдачи и эффективности вложений в значительной степени будет способствовать повышению предсказуемости и устойчивости деятельности Конференции в данной области, позволит оперативно реагировать на потребности развивающихся стран.

Рассматривая процесс расширения деятельности ЮНКТАД в области технического содействия как угрозу выполнения Конференцией совещательной функции, представляется возможным осуществить передачу проектов, связанных с созданием торговой и транспортной инфраструктуры на национальном уровне, другим организациям, например Центру международной торговли. С позиции развивающихся государств, Конференция, в первую очередь, должна выступать исследовательским центром, который может также оказывать консультационные услуги по вопросам формирования социально-экономической политики. Кроме того, эти страны не одобряют участия ЮНКТАД в новой Инициативе помощи торговле, направленной, по их мнению, на обеспечение интересов развитых стран на международной арене58.

По сообщению Генерального секретаря  ЮНКТАД, в конце 2006 г. был создан специальный комитет Секретариата, задача которого заключается в проведении анализа поступающих заявок об оказании содействия и использовании новейших результатов исследований при реализации проектов. При этом Секретариат Конференции готов активизировать сотрудничество с представителями общественных организаций из развивающихся стран в интересах обмена опытом59. Вместе с тем развивающиеся государства высказывают опасения, что рекомендации Группы видных деятелей будут способствовать окончательному превращению ЮНКТАД в агентство по техническому сотрудничеству. Ввиду имеющихся разногласий между странами-членами относительно направлений реформирования ЮНКТАД, решение возникающих вопросов будет выработано по итогам обсуждений в ходе XII сессии Конференции, которая состоится в Аккре (Гана) в 2008 г.

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики