Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, деятельность Конференции  ООН по торговле и развитию затрагивает  широкий круг проблем глобального  экономического развития. Результатом деятельности Конференции с момента создания стало достижение ряда договоренностей между странами по принципиальным проблемам мирового экономического развития. Однако в начале XXI в. в условиях нарастания процессов глобализации мировой экономики и усиления взаимозависимости различных государств и регионов мира деятельность Конференции направлена на создание недискриминационных условий участия различных стран в международных экономических отношениях, в первую очередь в интересах улучшения социально-экономического положения развивающихся государств. В то же время анализ показывает снижение эффективности работы ЮНКТАД за последние годы. Нечеткость формулировок, содержащихся в документах, принимаемых по итогам совещаний, отсутствие договоренностей, направленных на регулирование международных экономических отношений, с начала 1990-х гг. привели к некоторому снижению значимости ЮНКТАД как важного международного форума и организации переговоров по проблемам развития мировой экономики в рамках Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и других международных экономических организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщая результаты исследования, можно  сделать следующие выводы:

1. К настоящему времени ЮНКТАД  в целом удалось преодолеть  кризис, связанный с созданием  Всемирной торговой организации  в 1995 г., и стать одной из  ведущих экономических организаций  по проблемам функционирования международной торговой системы. Члены Конференции подтверждают необходимость существования ЮНКТАД как организации, которая, в отличие от ВТО, занимается комплексом вопросов глобального экономического развития, и служит международным форумом для поиска путей эффективной интеграции развивающихся стран в мировую экономику. Необходимо отметить, что во многом благодаря усилиям ЮНКТАД в мировом сообществе возникло понимание того, что процессы глобализации и либерализации экономики могут быть использованы в интересах повышения уровня социально-экономического развития.

Дисбалансы, для устранения которых  была создана Конференция, сохранились  и в начале XXI в., в частности значительное расслоение государств по уровню доходов. Глобальные асимметрии являются одним из важнейших препятствий для развития, основным источником политической и социальной нестабильности в мире. Поэтому задачи ЮНКТАД остаются актуальными в современных условиях.

2. ЮНКТАД выступает одной из  центральных организаций, определяющих стратегию комплексного развития международных экономических отношений, мандат Конференции не является дублированием функций других организаций системы ООН. Как и прежде, в центре внимания Конференции стоят проблемы построения равноправной международной торговой системы с учетом аспектов развития и интересов наименее развитых государств. ЮНКТАД является глобальным учреждением, легитимность и масштабы деятельности которого определяются универсальным характером его членского состава и мандат которого охватывает широкий круг вопросов экономического развития. В то же время ряд развитых государств с рыночной экономикой ставят под сомнение необходимость существования Конференции ООН по торговле и развитию как организации дублирующей функции Экономического совета по торговле и развитию. В ходе обсуждения реформы ООН ими были неоднократно выдвинуты предложения об упразднение ЮНКТАД и объединении Конференции с Программой развития ООН, Всемирной торговой организации или о включении ЮНКТАД в состав Департамента по социальным и экономическим вопросам Секретариата ООН в качестве отдела. В частности, США готовы пересмотреть мандат Конференции ООН по торговле и развитию.

3. В начале XXI в. наблюдается столкновение позиций развивающихся государств и развитых стран с рыночной экономикой относительно направлений дальнейшего развития Конференции. Группа 77 от лица развивающихся государств выступает резко против предложений развитых государств о ликвидации ЮНКТАД и не поддерживает упразднение Конференции или объединение ее с другими организациями. Развивающиеся страны выступают за дальнейшее укрепление позиций ЮНКТАД в качестве организации, которая будет содействовать им в отстаивании их интересов на международной арене. Развивающиеся государства не вполне удовлетворены позицией ЮНКТАД и выступают за изучение альтернативных теорий экономического роста и развития международной торговли. Взгляды ЮНКТАД должны отличаться от неолиберальной идеологии развитых стран с рыночной экономикой, с тем чтобы в международной экономической системе возник плюрализм мнений относительно стратегии глобального развития. Именно глобальные процессы, имеющие неоднозначные последствия для стран с низким уровнем доходов, а не национальные стратегии экономического развития суверенных государств должны быть в центре внимания Конференции. Данная позиция нашла отражение в Сан-Паульском консенсусе, принятом по итогам XI сессии Конференции в 2004 г. Страны- члены ЮНКТАД выступают за развитие комплексного подхода организации к исследованию актуальных социально-экономических проблем. В современных условиях Группа 77 намерена усилить взаимодействие с Конференцией ООН по торговле и развитию и взять под свой контроль процесс реформирования организации.

  1. Анализ проблем функционирования Конференции показывает, что ресурсы ЮНКТАД несоразмерны тем дополнительным задачам, которые государства-члены возлагают на нее, без выделения соответствующих финансовых средств. Отсутствие необходимых финансовых ресурсов затрудняет привлечение достаточного количества высококвалифицированных кадров. Кроме того, в современных условиях перед ЮНКТАД стоит задача оптимизации сложной и раздробленной структуры технического сотрудничества. Фрагментация программ технического содействия является одной из причин излишней бюрократизации аппарата Секретариата Конференции. В интересах повышения значимости ЮНКТАД как организации, определяющей основные направления глобального экономического развития, представляется актуальным совершенствование структуры совещательных органов.
  2. В настоящее время существует два основных подхода к определению стратегии деятельности организации. В соответствии с первым ЮНКТАД рассматривается исключительно в качестве учреждения, оказывающего содействие государствам при их участии в переговорных процессах в рамках иных международных организаций. Второй подход предполагает использование развивающимися странами возможностей, предоставляемых Конференцией как совещательным органом, в целях резкого противодействия глобальному капиталу и режиму ВТО в области сельского хозяйства. Наиболее вероятной представляется реализация т.н. промежуточной стратегии развитии, при которой ЮНКТАД сохранит свою независимость и будет стремиться достичь консенсуса между различными группами государств с учетом интересов развивающихся стран.

6. Отвечая на вызовы глобализации, ЮНКТАД выдвинула ряд концепций,  отражающих современные реалии, на которых, по всей вероятности, будет основано дальнейшее развитие международных экономических отношений. В результате длительной исследовательской работы, осуществляемой на протяжении десятилетий, эксперты ЮНКТАД сделали вывод о том, что не существует единой теории социально-экономического развития, которая может быть применима ко всем странам и регионам. Вместе с тем принятие суверенными государствами большого количества обязательств, вытекающих из международных и региональных соглашений, сдерживает эффективное использование национального потенциала развития. Таким образом, имеется необходимость предоставления развивающимся государствам большей свободы в процессе определения направлений внутренней экономической политики. Данная позиция, впервые зафиксированная в Сан-Паульском консенсусе, получила название концепции «свободы действий государства».

К недостаткам формулировки, содержащейся в итоговом варианте Сан-Паульского консенсуса, следует отнести исключение из текста положения об ответственности международного сообщества в целом за установление соответствующего баланса между свободой действий отдельных государств и обязательствами, вытекающими из международных соглашений, без нарушения целостности последних, содержавшегося в предварительном варианте рассматриваемого документа. В русле данной концепции лежит и выдвинутое ранее со стороны развивающихся стран требование о включении специального и дифференцированного режима в соглашения Всемирной торговой организации.

В частности, в ходе многосторонних переговоров в рамках XXIII специальной сессии Совета по торговле и развитию США отказались участвовать в обсуждении вопроса о признании права государств на проведение социально-экономической политики в ином варианте, чем это установлено международными обязательствами.

7. Следует отметить, что Конференция  ООН по торговле и развитию  не противопоставляет себя Всемирной  торговой организации. ЮНКТАД подчеркивает важность вступления развивающихся стран во Всемирную торговую организацию, поскольку никакое иное двустороннее или региональное торговое соглашение не может быть таким же предсказуемым и безопасным и нести столько же выгод, как многосторонняя торговая система.

8. В начале нового тысячелетия  в эпоху глобализации перед  Конференцией остро стоит задача повышения эффективности деятельности, создания гибкой внутренней структуры, оперативно реагирующей на стремительные изменения, происходящие во внешней среде. Реформирование должно, в первую очередь, коснуться изменения структуры совещательных органов ЮНКТАД, которая остается неизменной с момента ее реорганизации по итогам IX сессии Конференции в 1996 г., что не в полной мере отвечает потребностям, существующим на современном этапе развития. В частности, представляется необходимым создание Комиссии по глобализации и системным вопросам с целью активизации обсуждений по данному вопросу. Кроме того, представляется необходимым изменение формата итоговых документов, в числе которых должны быть согласованные заключения, принципы, нормы или правила, относимые к категории т.н. «мягкого права». В настоящее время итоговые документы сессий представляют собой руководство к действию для Секретариата и не содержат правовых норм, обязательных для исполнения участниками обсуждений, или рекомендаций по формированию национальной политики государств в социально- экономической области.

  1. В целом, дальнейшие перспективы деятельности ЮНКТАД во многом будут связаны с развитием многосторонней торговой системы, в том числе результатами переговоров в рамках Доха-раунда Всемирной торговой организации. Анализируя ход переговоров Доха-раунда ВТО, не следует ожидать полного удовлетворения требований, выдвигаемых со стороны развивающихся государств. Ввиду разногласий, существующих между участниками международной торговой системы можно спрогнозировать дальнейшую активизацию процессов региональной интеграции и увеличение взаимодействия между участниками региональных торговых соглашений. Принимая во внимание, что одной из ключевых задач Конференции на современном этапе является исследование перспектив региональной интеграции представляется возможным проведение экспертами ЮНКТАД независимого анализа взаимодействия региональных интеграционных группировок на постсоветском пространстве с учетом нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в условиях глобализации. Таким образом, Конференция ООН по торговле и развитию внесет свой вклад в развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учебное пособие /Л.П. Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга.- М.: Экономистъ, 2005.-298с.
    2. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие /П.Н. Бирюков.-М.: Юристъ, 2006.-685с.
    3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учебное пособие /И.Н. Герчикова.-М.: Издательство «Кон- салтбанкир», 2002.-622с.
    4. Доклад о мировом развитии 2005: улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения: обзор [Электронный ресурс]; Всемирный банк.-Электрон. текстовые дан. (1 файл: 815 кб).- Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Всемирный банк, 2005.- Adobe Acrobat Reader.-URL:http://siteresources.worldbank.org/ INT WDR2005/Resources/wdr20 05_russian.pdf
    5. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование /И.И. Дюмулен-М.: ВАВТ, 2004.-527с.
    6. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс]; Высшая школа экономики.-Электрон, текстовые дан. (1 файл: 67 кб).-Москва, ВШЭ, 2003 -Microsoft WordURL :http://www. hse.ru/science/isiez/texts/unktad. doc
    7. Кривенький А.И. Правовое регулирование международных экономических отношений: учебник /А.И. Кривенький.-М.: Дашков и К, 2006.—341 с.
    8. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для юридических факультетов и вузов /И.И. Лукашук.-М.: Волтерс Клувер, 2005.-518с.
    9. Любимов А.П. Международные организации: хрестоматия /А.П. Любимов, Л.Л. Ефимова; Московский гуманитарный университет.-М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005.-399с.
    10. Маргиев В.И. Международные организации: теоретические аспекты /В.И. Маргиев.-Майкоп: ГУРИПП, 2001 .-475с.
    11. Международные организации: материалы и документы: сборник /Сибирский институт международных отношений и регионоведе- ния /Под ред. О.В. Плотниковой, Ю.И. Дубровина, B.C. Плотникова.- Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004.-440с.
    12. Международные организации: сборник статей /РАН. ИМЭМО /Под ред. О.Г. Зайцевой, Д.К. Утегеновой.-М.: ИМЭМО РАН, 2004.- 228с.
    13. Международные экономические отношения: учебник /Под ред. И.П. Фаминского.-М.: Экономистъ, 2004.-878с.
    14. Мировая политика и международные от<span class="dash041e_0441_043d_043e_043

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики