Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной работы является определение роли Конференции ООН по торговле и развитию в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику в условиях глобализации и исследование возможных перспектив функционирования ЮНКТАД в будущем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи исследования:
изучить особенности деятельности международных экономических организаций в условиях глобализации мировой экономики;
раскрыть актуальные проблемы интегрирования развивающихся стран в мировую экономику;
определить задачи, стоящие перед ЮНКТАД в соответствии с ее мандатом и оценить эффективность функционирования Конференции ООН по торговле и развитию как совещательного органа;

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности развития и регулирования мировой экономики на современном этапе 7
Состояние и современные тенденции развития мировой экономики 7
Эволюция механизмов регулирования мировой экономики: роль институтов системы ООН 14
Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО 14
Глава II. Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики 30
ЮНКТАД как фактор интегрирования развивающихся стран в систему мирохозяйственных связей..................................... 30
Значение ЮНКТАД в совершенствовании многостороннего регулирования внешнеэкономических связей 43
Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД в начале XXI века 53
Заключение 61
Список литературы 67

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 163.83 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существует два  основных подхода к определению стратегии деятельности организации30. В соответствии с первым ЮНКТАД рассматривается исключительно в качестве учреждения, оказывающего содействие государствам при их участии в переговорных процессах в рамках иных международных организаций. Второй подход предполагает использование развивающимися странами возможностей, предоставляемых Конференцией как совещательным органом, в целях противодействия глобальным потокам капитала и режиму ВТО в области сельского хозяйства, который угрожает существованию 3 млрд. крестьян в мире31. В будущем наиболее вероятной представляется реализация стратегии развития ЮНКТАД, направленной на достижение консенсуса между различными группами государств с учетом интересов развивающихся стран, в особенности наименее развитых, в том числе путем включения специального и дифференцированного режима в соглашения ВТО и т.д.

Развивающиеся государства не вполне удовлетворены позицией ЮНКТАД и  выступают за изучение альтернативных теорий экономического роста и развития международной торговли. По их мнению, в деятельности ЮНКТАД должен преобладать критический подход к политике развитых стран, осуществляемой ими на глобальном уровне. Именно глобальные процессы, имеющие неоднозначные последствия для стран с низким уровнем доходов, а не национальные стратегии экономического развития суверенных государств должны быть в центре внимания Конференции. Данная позиция нашла отражение в Сан-Паульском консенсусе, принятом по итогам XI сессии Конференции в 2004 г.32. Взгляды ЮНКТАД должны отличаться от неолиберальной идеологии развитых стран с рыночной экономикой, с тем чтобы в международной экономической системе возник плюрализм мнений относительно стратегии глобального развития . Подход развивающихся государств в целом совпадает с позицией представителей общественных организаций, согласно которой Конференции следует осуществлять поиск альтернативных инновационных теорий и моделей экономического развития, что было подтверждено в ходе публичных слушаний в рамках 53ей сессии Совета по торговле и развитию в октябре 2006 г.33.

Результаты деятельности ЮНКТАД востребованы со стороны развивающихся государств. В ходе обсуждений во время XI сессии Конференции неоднократно подчеркивалась важность функции ЮНКТАД по изучению внешних причин, сдерживающих развитие стран с низким уровнем доходов. Необходимо отметить, что во многом благодаря усилиям ЮНКТАД в мировом сообществе возникло понимание того, что процессы глобализации и либерализации экономики могут быть использованы в интересах повышения уровня социально-экономического развития. Дисбалансы, для устранения которых была создана Конференция, сохранились и в начале XXI в., в частности значительное расслоение государств по уровню доходов. Глобальные асимметрии являются одним из важнейших препятствий для развития, основным источником политической и социальной нестабильности в мире.

Исследования, проводимые ЮНКТАД, показали в целом неудовлетворительный эффект от проведения рыночно ориентированных реформ в развивающихся странах. В результате длительной исследовательской работы, осуществляемой на протяжении десятилетий, эксперты ЮНКТАД сделали вывод о том, что не существует единой теории социально-экономического развития, которая может быть применима ко всем странам и регионам. Вместе с тем принятие суверенными государствами большого количества обязательств, вытекающих из международных и региональных соглашений, сдерживает эффективное использование национального потенциала развития. Таким образом, имеется необходимость предоставления развивающимся государствам большей свободы в процессе определения направлений внутренней экономической политики. Данная позиция, впервые зафиксированная в Сап-Паульском консенсусе, получила название концепции «свободы действий государства»34.

При разработке рассматриваемой концепции  были учтены содержащиеся в заключительном документе I сессии ЮНКТАД принципы суверенитета и свободы экономической деятельности государства, необходимости адаптации социально-экономической политики, осуществляемой в глобальном масштабе, к индивидуальным особенностям отдельных стран. Положение об ответственности государств за собственное экономическое и социальное развитие было зафиксировано в выводах Международной конференции по вопросам финансирования в 2002 г., а позднее в резолюции Генеральной ассамблеи ООН, принятой по результатам проведения Всемирного саммита в 2005 г.35.

К недостаткам формулировки, содержащейся в итоговом варианте Сан-Паульского консенсуса, следует отнести исключение из текста положения об ответственности международного сообщества в целом за установление соответствующего баланса между свободой действий отдельных государств и обязательствами, вытекающими из международных соглашений, без нарушения целостности последних, содержавшегося в предварительном варианте рассматриваемого документа36. Согласно утвержденной в окончательном варианте формулировке суверенное государство самостоятельно определяет потенциальные выгоды и негативные последствия от принятия международных обязательств37.

По итогам XXIII специальной сессии Совета по торговле и развитию в октябре 2006 г., посвященной выполнению решений XI сессии Конференции, основной задачей ЮНКТАД на период до 2008 г. была определена разработка теоретических положений концепции «свободы действий государства». В русле данной концепции лежит и выдвинутое ранее со стороны развивающихся стран требование о включении специального и дифференцированного режима в соглашения Всемирной торговой организации.

Включение данной концепции в текст  Сан-Паульского консенсуса было направлено, в первую очередь, на обеспечение интересов развивающихся государств, что вызвало негативную реакцию со стороны развитых стран с рыночной экономикой. В частности, в ходе многосторонних переговоров в рамках XXIII специальной сессии Совета по торговле и развитию США отказались участвовать в обсуждении вопроса о признании права государств на проведение социально-экономической политики в ином варианте, чем это установлено международными обязательствами38. Генеральный секретарь ВТО, выступая на 53-ей сессии Совета по торговле и развитию, выразил несогласие с позицией ЮНКТАД. По его мнению, не существует уверенности в том, что отступление от установленных правил и предоставление дополнительных преференций развивающимся странам окажет положительное воздействие на их экономику. Напротив, присоединение к международным соглашениям на добровольной основе способствует созданию предсказуемой среды для осуществления предпринимательской деятельности и благоприятного инвестиционного климата. Данная позиция в значительной степени соответствует интересам развитых государств с рыночной экономикой.

Следует отметить, что Конференция  ООН по торговле и развитию не противопоставляет  себя Всемирной торговой организации. ЮНКТАД подчеркивает важность вступления развивающихся стран во Всемирную торговую организацию, поскольку никакое иное двустороннее или региональное торговое соглашение не может быть таким же предсказуемым и безопасным и нести столько же выгод, как многосторонняя торговая система .

В связи с этим в рамках Конференции  действует программа по оказанию содействия развивающимся государствам при вступлении в ВТО. Специалисты  ЮНКТАД, в частности, изучают последствия  присоединения страны к соглашениям ВТО, участвуют в корректировке национального законодательства, проведении реформ экономики в интересах формирования рыночной конкурентной среды, содействуют разработке Меморандума режима внешней торговли и иных документов с учетом заключенных ранее двусторонних и региональных торговых соглашений, подготовке специалистов по ведению переговоров. Возможные последствия присоединения к соглашениям ВТО рассчитываются в том числе с использованием моделей и баз данных, разработанных специалистами ЮНКТАД, например Модели оценки изменений сельскохозяйственной политики и Информационной системы по торговому анализу (TRAINS). Таким образом, вырабатываются сбалансированные условия присоединения к соглашениям ВТО, отражающие достигнутый уровень социально-экономического развития в интересах достижения долговременного положительного макроэкономического эффекта.

С 1993 по 2006 г. общая сумма расходов по данной программе превысила 9 млн. долл. . Однако достигнутый уровень финансирования по итогам независимой экспертизы, проведенной в 2006 г., был признан недостаточным для оказания содействия всем государствам,

планирующим интеграцию в международную торговую систему. Наряду с возможным притоком средств от государств-доноров и увеличением финансирования за счет средств регулярного бюджета ООН странам-получателям помощи рекомендовано по возможности самостоятельно компенсировать расходы на оказываемые им консультационные услуги. В целях снижения уровня бюрократизации Секретариату ЮНКТАД, по мнению экспертов, следует документально зафиксировать принципы и механизмы взаимодействия между различными отделами, поскольку существующий в настоящее время неформальный обмен информацией между ними снижает успешность деятельности организации в целом39.

По заключению группы экспертов, с  целью повышения эффективности функционирования программы следует привлечь специалистов, знакомых с проблемами конкретных регионов, а также организовать обмен опытом между ними40. Кроме того, участие внешних экспертов в работе ЮНКТАД позволит расширить знания сотрудников Секретариата в таких областях, как санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в международной торговле. В силу того, что эффективность работы программы во многом зависит от принимающей стороны, в частности министерства торговли, наиболее эффективной была признана практика создания специальных комитетов в принимающих государствах, осуществляющих мониторинг программ, реализуемых различными международными и региональными организациями.

Группой экспертов была подчеркнута  важность привлечения представителей общественных организаций, в особенности  женщин, к обсуждению актуальных проблем, в частности развития текстильной  промышленности и производства готовой  одежды, в связи с тем, что во многих наименее развитых государствах заработная плата женщин служит основным источников доходов в семье, поэтому  для них особенно важной является проблема выживания в экономических условиях, изменяющихся после вступления в Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд стран-членов ЮНКТАД неоднократно подчеркивал определяющую роль государств в современной международной системе и в целом отрицательно относятся к возможности определения направлений международного развития представителями частного сектора, в первую очередь транснациональными корпорациями, или общественными организациями .

С тем, чтобы в совещаниях ЮНКТАД принимали участие не только представители правительств государств, следует учитывать мнение общественных организаций. В силу того, что экономическая политика, проводимая правительствами, не всегда отвечает интересам широких слоев населения, к числу областей исследования Конференции также должны относиться вопросы формирования адекватной социально- экономической политики государств на национальном уровне41. Несмотря на то, что данная точка зрения вступает в противоречие с официальной позицией правительств, выступающих за самостоятельное формирование направлений развития, по итогам XI сессии ЮНКТАД было принято решение о создании партнерств с участием представителей общественности. В интересах увеличения исследовательского потенциала Конференции участники 53-ей сессии Совета по торговле и развитию поддержали расширение деятельности партнерств. С целью привлечения представителей частного сектора, научных кругов и общественных организаций к работе Конференции группой независимых экспертов было рекомендовано создать специальный сайт в Интернете о деятельности программы по оказанию поддержки странам, планирующим вступление в ВТО42.

Помимо данной программы востребованными  являются и другие инициативы ЮНКТАД. К числу перспективных направлений  деятельности Конференции следует отнести разработку положений концепции формирования «новой географии мировой торговли», которая получила широкое одобрение со стороны развивающихся стран. Призыв к развитию торговых отношений между данными государствами был озвучен в ходе XI сессии Конференции президентом Бразилии. По его словам, снижение ставок таможенных пошлин, применяемых по отношению к развивающимся государствам, на 50% приведет к росту торговли между ними на 18 млрд. долл. . Согласно выдвинутой концепции, потенциал новых динамичных центров роста среди развивающихся стран может быть использован как источник экономического развития в глобальном масштабе. В связи с этим необходима поддержка инициатив, способствующих интеграции данных центров с другими развивающимися государствами. Одной из перспективных задач, стоящих перед ЮНКТАД, является увеличение числа участников, подписавших соглашение о Глобальной системе торговых преференций между развивающимися государствами. В 2004 г. объемы торговли между 44 участниками данного соглашения превышали 2 трлн. долл., что составило около 55% торгового оборота между развивающимися государствами .

В целом, дальнейшие перспективы деятельности ЮНКТАД во многом будут связаны с  развитием многосторонней торговой системы, в том числе результатами переговоров в рамках Доха-раунда ВТО. Желание возобновить и завершить переговоры в рамках текущего раунда было высказано участниками 53-ей и XXIII специальной сессий Совета по торговле и развитию в октябре 2006 г. Представители различных государств выразили намерение достичь договоренности по вопросам отказа от субсидий в области сельского хозяйства, снижения ставок таможенных пошлин на промышленные товары, улучшения доступа развивающихся стран на мировые рынки. Несмотря на важность переговоров в рамках ВТО, ЮНКТАД по-прежнему остается ведущей организации по проблемам международного развития. Представители развивающихся стран признают ошибочность перенесения переговоров по вопросам функционирования международной финансовой системы, внешней задолженности, передачи технологий и развития рынка сырьевых товаров во Всемирную торговую организацию. Сложные процедуры, используемые ВТО, затрудняют достижение развивающимися странами поставленных целей, что ведет к нерезультативности переговоров43. Опираясь на исторический опыт и признавая авторитет Конференции на международном уровне, в интересах достижения консенсуса представляется возможным проведение переговоров по актуальным вопросам либерализации международной торговли в рамках ЮНКТАД, в то время как юридическое закрепление достигнутых договоренностей может осуществляться Всемирной торговой организацией. Подобное предложение, впервые выдвинутое представителем Индии в период проведения XI сессии Конференции, было поддержано Группой 77 в ходе 53-ей сессии Совета по торговле и развитию в 2006 г. . К числу возможных тем для переговоров следует отнести проблемы развития конкуренции и деятельности транснациональных корпораций в глобальном масштабе, регулирования цен на сырьевые товары. Участие в работе совещательных органов ЮНКТАД может также способствовать формированию стратегии участия развивающихся стран в деятельности Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда или Международного банка реконструкции и развития .

Информация о работе Стратегия развития ЮНКТАД в условиях глобализации мировой экономики