Структура и динамика международной миграции рабочей силы к началу XXI века и практика ее регулирования в России. Статистический анализ меха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Сегодня международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики. В международный обмен рабочей силы в настоящее время включено, по оценкам Международной организации труда (МОТ) 152 страны. В мировом хозяйстве не осталось региона, не охваченного процессами международной трудовой миграцией.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА………………………………6
Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы……………………………6
Основные виды международной миграции……………………… 11
1.3. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции……………………………………………………………………14
ГЛАВА2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ………………………………………………………………19
2.1. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века…………………………………………………………...19
2.2. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию…………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ…………………………………..….30
3.1.Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы……………………………….…30
3.2.Основные направления в вопросах регулирования процессов трудовой миграции в России и начале XXI века…………………………………36
ГЛАВА 4.Механическое движение населения в России в начале XXI века……………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….83

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МЭО.docx

— 176.38 Кб (Скачать файл)

Однако необходимо отметить, что  доля легальной иностранной рабочей  силы (ИРС) на российском рынке труда  незначительна и, согласно официальным  данным, колеблется в пределах от 0,35% до 0,5%.

Можно выделить ряд факторов, стимулирующих  приток иностранных работников в  Россию в начале XXI века.

Важнейшей причиной трудовой иммиграции в России, прежде всего из стран  СНГ, является достаточно высокий уровень  заработков (разрыв в сравнении с  доходами, получаемыми ими на родине, составляет до 10 раз).

Противоречие между спросом и предложением разрешается таким образом, что многим мигрантам приходится вместо привычного для них высококвалифицированного труда заниматься трудом малоквалифицированным. Иначе говоря, происходит масштабное недоиспользование их квалификационных возможностей. Более 40% трудоспособных мигрантов, имевших или получивших российское гражданство, работают не по специальности, и по этому показателю село в 3,5 раза превышает город.

По территории России ситуация с  привлечением и использованием иностранной  рабочей силы различается, причем довольно существенно.

Наибольшими масштабами привлечения  иностранной рабочей силы характеризуются  г. Москва и Московская область, Ханты-Мансийский АО, Приморский край, Ямало-Ненецкий округ  и Белгородская область. На долю этих пяти административно-территориальных  единиц приходится более 50% всей трудовой миграции в страну.

На некоторых предприятиях севера Тюменской области доля иностранных  работников достигает 50-70 и даже 90% списочной  численности занятых. На Дальнем  Востоке по ряду предприятий строительного  комплекса доля иностранных работников превышает 50%.

В сельском хозяйстве в отдельных  хозяйствах она колеблется от 20 до 70% Сложилась определенная специализация регионов на приеме ИРС. Центральное Черноземье принимает мигрантов преимущественно из Украины и Молдовы; Западно-Сибирский регион - из Беларуси; Западная Сибирь - из Украины, Литвы, Эстонии, Среднеазиатских республик, Азербайджана и Казахстана; Центральный район - из Латвии, Грузии и Армении.

Китайские мигранты направляются в  основном в восточные регионы: Приморский и Хабаровский края, Республика Бурятия,Иркутская и Читинская области. Из Вьетнама потоки трудящихся- мигрантов ориентированы на Приморский край, Москву и Астраханскую область. Болгар притягивают больше всего предприятия Урала, а также Западной Сибири (в основном Тюменской области). Большинство рабочих из Турции направляются в Центральный район (преимущественно в Москву и Калужскую область), в Центральное Черноземье (главным образом в Воронежскую область), а также на Северный Кавказ - прежде всего в Краснодарский и Ставропольский края.

Практика показывает, что прибывающие, как правило, не являются конкурентами на рынке труда для работников средней и низкой квалификации, поскольку  занимают свою нишу и выполняют виды работ, менее привлекательные для  россиян: в строительстве, торговле, на транспорте, сфере услуг.

В то же время, миграция обостряет  конкуренцию на рынке высококвалифицированного труда, поскольку уровень образования  у прибывающих в Россию мигрантов  достаточно высок. Однако следует отметить, что в России, как и в целом  в мировом хозяйстве, немногие мигранты имеют возможность продолжить работу по специальности.

В 2005 году на работу в Россию прибывали трудящиеся-мигранты из 123 стран мира (в 1998 г. - из 119 стран). По сравнению с 2000 г. количество работающих иностранных граждан на территории Российской Федерации увеличилось на 70435 человек (на 33%).

Среди стран, экспортирующих рабочую  силу в Россию, лидерами на протяжении последних лет остаются Украина (в общей структуре привлечения и использования рабочей силы из стран СНГ и Балтии на долю Украины приходится 60%, в общей структуре привлеченной ИРС - 32,4%), Китай (13,6% от общего числа мигрантов и 30% среди стран дальнего зарубежья), Турция, Молдова, страны бывшей Югославии. В настоящее время лидирующие позиции также стал занимать Вьетнам. Масштабы использования иностранных работников из других стран, особенно развитых, крайне незначительны.

Большинство специалистов-иностранцев  привлекаются в Москву и Санкт-Петербург, а также на предприятия нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири (включая  специалистов геологоразведочных организаций).

Среди потоков ИРС в Россию наибольшую озабоченность вызывают сегодня  противоречивые последствия роста  китайской миграции. С 1999 г. Китай  занял лидирующие позиции по числу  приезжающих на работу в Россию из стран дальнего зарубежья. В настоящее  время оценки численности китайцев на территории России колеблются от нескольких сот тысяч до 2,0 - 2,5 млн. человек. Даже если исходить из самой низкой оценки в 200 тыс. человек, то за истекшее десятилетие численность китайцев в России возросла почти в 20 раз.

К негативным последствиям притока  ИРС в Россию можно отнести следующие:

Во-первых, чрезмерная концентрация мигрантов  в пределах конкретной территории чревата  быстрым и резким обострением  проблемы безработицы на соответствующем  региональном рынке труда.

Во-вторых, на региональном уровне (в  более мягкой форме — и на национальном) может сузиться доступ к жилью  и социальным услугам. Это означает, что появятся, во-первых, дополнительные факторы социальной дифференциации населения, во-вторых - угроза маргинализации некоторых слоев общества.

В-третьих, из-за того, что некоторая, нередко значительная, часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалификационного потенциала мигрантов, возникает также угроза снижения их мотивации к труду.

Процессы трудовой иммиграции в Россию сопровождаются обострением проблем социального статуса и социальной защиты иностранных рабочих. Отсутствие контрактов или несоответствующее их оформление приводят к тому, что многие иностранцы работают на условиях хуже тех, что предоставляются российским гражданам.

Положительные последствия для  экономики России от трудовой иммиграция состоят в том, что, в первую очередь, компенсируются неблагоприятные демографические процессы.

России не удастся избежать более  масштабных миграций титульного населения  из перенаселенных стран, и это усугубляется тем, что Россия имеет общую границу  с государствами, имеющими высокий  миграционный потенциал (Центральная  Азия, Китай).

Положительным последствиям трудовой иммиграции в Россию относятся:

  • возвращение высококвалифицированных русскоязычных кадров
  • образование дополнительных доходов для широких слоев населения от сдачи в аренду недвижимости и других видов собственности;
  • покрытие дефицита товаров на потребительском рынке;
  • использование сбережений мигрантов для развития национальной экономики;
  • дополнительная возможность компенсации международных платежей;

Подводя итог, можно сказать, что  мигранты в России представляют собой значительный по численности и высокого качества трудовой потенциал, в определенной мере способный компенсировать потери от снижения естественного прироста трудовых ресурсов и от утечки умов, однако используется этот потенциал неэффективно. Большая часть мигрантов работает не по специальности, у многих понизился профессионально¬квалификационный статус.Лидером в экспорте трудовых ресурсов в Россию являются страны СНГ, а из них - Украина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ.

3.1. Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах и странах-реципиентах рабочей силы.

Для стимулирования оседлости населения  в рамках национальных границ его  проживания требуется сочетание  трех главных факторов: динамичное развитие экономики, улучшение социальных условий и обеспечение безопасности жизни, а также гражданских прав и политических свобод в странах  исхода мигрантов. Недостаточная результативность используемых инструментов помощи и  развития зачастую связана с тем, что они воздействуют лишь на отдельные  параметры, а не на весь комплекс причин миграционной мобильности населения: применяются раздельно, изолированно друг от друга, не дополняются, когда  это необходимо, политическими средствами и не увязываются с ними.

По типу иммиграционной политики страны-реципиенты можно разделить на три группы: 1) традиционные страны иммиграции - США, Канада и Австралия; 2) новые страны иммиграции: страны Северной и Центральной  Европы и 3) страны Южной Европы.

В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

1.  рабочих, претендующих на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу;

2.  специалистов быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

3.  представителей редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

4.  специалистов высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

Поощряется также въезд так  называемых коммерческих иммигрантов, то есть лиц, обладающих капиталом и  ориентированных на предпринимательство  и инвестирование (особенно это характерно для США и Канады).

Единая иммиграционная политика ЕС находится в стадии разработки, и  этот процесс близится к завершению. В июле 2001 г. Европейская Комиссия (ЕК) уже приняла «Условия въезда и проживания людей из стран, не входящих в ЕС», предусматривающие создание общих правил в этой сфере и  выдачу единого для всех стран  ЕС удостоверения. Однако этот документ еще должен быть одобрен Европейским  Парламентом. В настоящее время  каждая страна имеет собственное  законодательство и исходит из своих  конкретных экономических и социальных потребностей.

Новые проблемы в области трудовой миграции в европейском регионе  может принести предстоящее расширение ЕС. Если присоединившимся странам  Центральной Европы и странам  Балтии будут предоставлены равные права с нынешними членами, в  частности безвизовое передвижение граждан, то массовый приток иммигрантов  из этих стран практически неизбежен. Такие предположения основываются на том, что оплата труда там значительно  ниже, чем в Западной Европе. Средняя  зарплата в 10 государствах — будущих  членах Евросоюза составляет лишь 14% от средней заработной платы в нынешних членах ЕС. Для того, чтобы избежать резкого наплыва иностранцев, ЕК рассматривает сейчас предложения о предоставлении гражданам стран - новых членов ЕС права на безвизовый въезд лишь по истечении «переходного периода», предполагаемая длительность которого составляет 6 лет.

Важным этапом регулирования миграционных перемещений является:

  • мониторинг уже работающих на территории страны иностранных граждан. Для этого в ЕС создана транснациональная система (ТЭСС), которая предназначена для связи между органами социального обеспечения всех государств-членов.
  • ЕС также делает определенные шаги в сфере унификации систем образования, например, принята директива о взаимном признании дипломов, унификация систем профессиональной подготовки.
  • Особую значимость имеет опыт зарубежных стран в регулировании нелегальной миграции.
  • Современная политика в отношении незаконных иммигрантов ведется одновременно по трем направлениям: против не разрешенных законом въезда, пребывания и занятости.
  • ужесточают пограничный контроль и устанавливают компьютерные системы проверки идентификационных свидетельств
  • Против перевозчиков нелегальных мигрантов применяются жесткие санкции

Барьером на пути нелегальной занятости  служит система разрешений на работу, согласно которой иностранный работник и его работодатель должны иметь  необходимые разрешения: первый - на работу; второй - на наем иностранного работника. В случае отсутствия требуемых  разрешений могут быть применены штрафные санкции, а в некоторых странах предусмотрено лишение свободы до двух лет (Канада).

В качестве крайнего средства в отношении  нелегальных иммигрантов применяется  взятие под стражу и депортация.

Несмотря на то, что эмиграция  трудовых ресурсов оказывает большое  влияние на условия жизни мигрантов, до сих пор нет четкого представления  о том, каким образом государство  может влиять на эффективность экспорта трудовых ресурсов.

Существуют разные подходы к  политике в области трудовой эмиграции: от полного невмешательства государства  в этот процесс до абсолютной монополии  государства в сфере регулирования  миграционных процессов. Между этими  полярными подходами находится  эмиграционная политика, включающая в себя административные меры (процедуры въезда и выезда граждан за рубеж) и экономические меры (субсидии, налоги, дополнительные выплаты, льготы).

Трудовая эмиграционная политика наиболее эффективна тогда, когда ее направления не противоречат общей  стратегии развития страны. В противном  случае она приводит к нежелательным  последствиям. Вместе с тем регулирование  процессов миграции должно быть гибким и пересматриваться в зависимости  от меняющихся условий функционирования экономики.

Информация о работе Структура и динамика международной миграции рабочей силы к началу XXI века и практика ее регулирования в России. Статистический анализ меха