Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа
Сегодня международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики. В международный обмен рабочей силы в настоящее время включено, по оценкам Международной организации труда (МОТ) 152 страны. В мировом хозяйстве не осталось региона, не охваченного процессами международной трудовой миграцией.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА………………………………6
Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы……………………………6
Основные виды международной миграции……………………… 11
1.3. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции……………………………………………………………………14
ГЛАВА2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ………………………………………………………………19
2.1. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века…………………………………………………………...19
2.2. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию…………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ…………………………………..….30
3.1.Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы……………………………….…30
3.2.Основные направления в вопросах регулирования процессов трудовой миграции в России и начале XXI века…………………………………36
ГЛАВА 4.Механическое движение населения в России в начале XXI века……………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….83
Особую роль в регулировании
миграционных процессов в мире играет
Международная организация
Мировой опыт использования иностранной рабочей силы доказывает, что не существует единой стратегии для всех стран и народов, для разных периодов времени. Существуют различные варианты развития процессов трудовой иммиграции, поэтому особенно важным становится анализ российской специфики процессов трудовой миграции.
3.2.Основные направления в вопросах регулирования процессов трудовой миграции в России и начале XXI века.
Решение многих экономических, политических и социальных проблем в современной России предполагает наличие хорошо обоснованной государственной миграционной политики и специальных мер, процедур и механизмов, реализующих ее. Большое значение имеет также активное участие России в международном сотрудничестве в сфере регулирования межгосударственных миграций населения (в научном, законодательном и практическом аспектах).
Характерной чертой регулирования
процессов международной
Во многом отсутствие единой государственной миграционной политики обостряет миграционную обстановку в стране. Существует необходимость разработки Комплексной программы регулирования миграции населения Российской Федерации.
Такая программа должна отвечать следующим критериям:
• опираться на фундаментальную научную проработку концепций регулирования внутренних и внешних потоков миграции;
• обеспечивать сочетание конституционных положений, государственных и региональных интересов, интересов и возможностей самих мигрантов и местного населения;
• быть законодательно подкрепленной при минимальном числе универсальных актов, охватывающих все виды миграционных потоков;
• быть реалистичной, учитывать возможности финансирования и существующие условия финансово-кредитной деятельности;
• быть достаточно гибкой
Основной целью миграционной политики
в ближайшее десятилетие
В настоящее время основные функции по регулированию миграционных перемещений в России выполняет Федеральная миграционная служба МВД РФ, которая имеет систему региональных органов строго вертикального подчинения (территориальные миграционные службы).
Для эффективного управления процессами трудовой миграции необходимо взаимодействие нескольких правительственных ведомств, так как в рамках одного министерства невозможно охватить все сферы регулирования.
Вопрос регулирования
Роль министерства труда в регулировании
иммиграционных процессов заключается
в сборе, обработке и предоставлении
информации о наличии спроса на ИРС
в отдельных секторах экономики
и передавать эти сведения в иммиграционное
бюро ФМС для корректировки
Министерство юстиции должно нести ответственность за регулирование допуска иностранцев в Россию и выработку норм по предотвращению нарушений прав мигрантов и законодательных актов, контролировать иммиграцию трудовых ресурсов (в этом поддержку Министерству юстиции должно оказывать иммиграционное бюро).
Контроль за въездом, а также пресечение нарушений и злоупотреблений в области трудоустройства мигрантов должно осуществлять Министерство внутренних дел при непосредственной поддержке милиции и иммиграционного бюро.
При разработке иммиграционной политики в России необходимо учитывать следующее:
1. ограниченность возможностей государства по оказанию помощи мигрантам;
2. ограниченность демографических ресурсов России (особенно в центральных и западных районах России), что обусловливает неизбежность масштабной иммиграции в недалеком будущем.
3. неизбежность усложнения этнической структуры населения России, появления новых диаспор и соответствующих этнических микрорайонов в крупных городах.
Для достижения поставленных целей, в
ближайшее десятилетие
• обеспечить свободу передвижения, разработать механизм действенного обеспечения зашиты частной собственности и отменить ограничения на регистрацию по месту жительства;
• создать систему защиты прав и интересов мигрантов
• создать условия приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующей социально-экономической ситуации;
• совершенствовать миграционное законодательство;
• сдерживать незаконную миграцию путем развития системы иммиграционного контроля
• содействовать добровольной репатриации беженцев и лиц, ищущих убежища, в страны их происхождения или постоянного проживания.
Следует рационально распределить существующие миграционные потоки, направив их из регионов основной концентрации (в основном, крупные конгломераты - Москва, Санкт-Петербург, Владивосток) в те регионы, где испытывается потребность в рабочей силе.
Для предотвращения нежелательных последствий от интеллектуальной миграции за рубеж, которая в большей части случаев может приобрести безвозвратную форму, необходимо:
• развивать научное
• поощрять возвращение научных кадров
• обучать молодых специалистов, поддерживать программы получения ученой степени;
• предоставлять гранты как на двусторонней, так и многосторонней основе;
• создавать международные фонды для поддержки ученых и преподавателей;
Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях
ГЛАВА 4.АНАЛИЗ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
Столица
– Москва
Россия расположена на востоке Европы и севере Азии
Площадь территории– 17098,2 тыс. км
(сельскохозяйственные угодья – 13%,леса – 51%, поверхностные воды, включая болота – 13%)
Численность населения
(на 01.01. 2011 г.) – 142865 тыс. человек
Плотность населения
(на 01.01. 2011 г.) – 8,4 человека на 1 км
4.1.Абсолютные
и относительные показатели
Статистический анализ механического движения населения РФ в данной работе будет проводиться на основании международной миграции и миграции населения в пределах РФ в период с 2000 года по 2011 год.
Рассмотрим основные показатели механического движения населения России.
Механическое (пространственное) движение населения или миграция — изменение численности, возрастно-полового состава и размещения населения (плотности), связанное с перемещениями людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства постоянно или временно.
Для характеристики механического движения населения используются абсолютные и относительные показатели миграции.
К абсолютным показателям миграции относятся:
К относительным показателям миграции относятся:
Начнем наш анализ
с первого значимого
Этот показатель представляет
собой разницу между
Выбывшим считается лицо, выехавшее с данной территории за ее пределы. Общее число выбывших определяется по итогам разработки талонов статистического учета убытия, составляемых органами внутренних дел при снятии с регистрационного учета (выписке) по месту жительства населения.
К прибывшим относятся лица, въехавшие на данную территорию из-за ее пределов. Общее число прибывших определяется в результате разработки талонов статистического учета прибытия, составляемых органами внутренних дел при регистрации (прописке) населения по месту нового места жительства.
Сальдо миграции = Прибывшие – выбывшие
Далее, рассчитаем показатель сальдо миграции.
Международная миграция.
Сальдо миграции = Прибывшие – выбывшие
Сальдо миграции 2000=359330-145720=213610 тыс. чел
Сальдо миграции 2001=193450-121166=72284 тыс. чел
Сальдо миграции 2002=184612-106685=77927 тыс. чел
Сальдо миграции 2003=129144-94018=35126 тыс. чел
Сальдо миграции 2004=119157-79795=39362 тыс. чел
Сальдо миграции 2005=177230-69798=107432 тыс. чел
Сальдо миграции 2006=186380-54061=132319 тыс. чел
Сальдо миграции 2007=286956-47013=239943 тыс. чел
Сальдо миграции 2008=281614-39508=242106 тыс. чел
Сальдо миграции 2009=279907-32458=247449 тыс. чел
Сальдо миграции 2010=191656-33578=158078 тыс. чел
Сальдо миграции 2011=356535-36774=319761 тыс. чел
Сальдо миграции в 2000 году составило 213610 тыс. чел, в 2001году-72284 тыс. чел, в 2002 году-77927 тыс. чел, в 2003 году-35126 тыс. чел, в 2004 году-39362 тыс. чел, 2005 году-107432 тыс. чел, в 2006 году- 132319тыс. чел, в 2007 году- 239943 тыс. чел, в 2008 году- 242106 тыс. чел, в 2009 году-247449 тыс. чел, в 2010 году- 158078 тыс. чел, в 2011году -319761 тыс. чел.
Теперь рассчитаем относительную величину динамики (ОВД) базисным методом, за базисный год возьмем – 2000.
ОВД = ·100%
= =149,69%
= =74%
= =115,84%
= =113,34%
= =112,33%
= =61,94%
= =50,29%
= =18,43%
= =16,44%
= =36,48%
= =33,84%
Сальдо миграции в 2011 году по сравнению с 2000 годом увеличился на 49,69%,в 2010 году по сравнению с 2000 уменьшился на 26%, в 2009 году увеличился на 15,84%, в 2008 увеличился на 13,34%, в 2007 году увеличился на 12,33%, в 2006 году уменьшился на 38,06%, в 2005 году уменьшился на 49,71%, в 2004 году уменьшился на 81,57%, в 2003 году уменьшился на 83,56%, в 2002 году уменьшился на 63,52%, в 2001 году на 66,16%.
Миграция населения в пределах РФ.
Сальдо миграции = Прибывшие – Выбывшие
Сальдо миграции 2000=2302999-1473444=829555 тыс. чел
Сальдо миграции 2001=2140584-1375928=764656 тыс. чел
Сальдо миграции 2002=2017302-1311581=705721 тыс. чел
Сальдо миграции 2003=2039024 -1326821=712203 тыс. чел
Сальдо миграции 2004=1998277-1306141=692136 тыс. чел
Сальдо миграции 2005=1911409-1234874=676535 тыс. чел
Сальдо миграции 2006=1935691-1246960=688731 тыс. чел
Сальдо миграции 2007=1997980 -1262458=735522 тыс. чел
Сальдо миграции 2008=1934331-1224730=709601 тыс. чел
Сальдо миграции 2009=1707691-1079505=628186 тыс. чел
Сальдо миграции 2010=1910648-1212296=698352 тыс. чел
Сальдо миграции 2011=3058520-1890734=1167786 млн.чел.
Сальдо миграции в 2000 году составило 82955 тыс. чел, в 2001году-764656 тыс. чел, в 2002 году-705721 тыс. чел, в 2003 году-712203 тыс. чел, в 2004 году-692136 тыс. чел, 2005 году-676535 тыс. чел, в 2006 году- 688731тыс. чел, в 2007 году- 735522 тыс. чел, в 2008 году- 709601 тыс. чел, в 2009 году-628186 тыс. чел, в 2010 году- 698352 тыс. чел, в 2011году-1167786 млн.чел
Рассчитаем ОВД миграции в пределах РФ тем же базисным методом:
= =140,77%
=
=
= =85,54%
=
=
= 81,55%
= =83,43%
=
=
= =92,18%
Сальдо миграции в 2011 году по сравнению с 2000 годом увеличился на 40,77%,в 2010 году по сравнению с 2000 уменьшился на 15,82%, в 2009 году уменьшился на 24,27%, в 2008 уменьшился на 14,46%, в 2007 году уменьшился на 11,34%, в 2006 году уменьшился на 16,98%, в 2005 году уменьшился на 18,45%, в 2004 году уменьшился на 16,57%, в 2003 году уменьшился на 14,15%, в 2002 году уменьшился на 14,93%, в 2001 году на 7,82%.
Далее, рассмотрим показатель оборот миграции.
Оборот миграции– характеризует абсолютные масштабы миграции, независимо от направления.
Он рассчитывается по формуле:
Оборот миграции = Прибывшие + Выбывшие
Оборот миграции также может именоваться миграционной подвижностью, валовой миграцией или брутто-миграцией. Этот показатель, по сути дела, свидетельствует о том, сколько всего людей принимает участие в миграционном движении общества.
Далее, рассчитаем показатель оборота миграции.
Международная миграция.
Оборот миграции 2000=359330+145720=505050 тыс. чел
Оборот миграции 2001 =193450+121166=314616 тыс. чел
Оборот миграции 2002=184612+106685=291298 тыс. чел
Оборот миграции 2003=129144+94018=223162 тыс. чел
Оборот миграции 2004=119157+79795=198952 тыс. чел
Оборот миграции 2005=177230+69798=247028 тыс. чел
Оборот миграции 2006=186380+54061=240441 тыс. чел
Оборот миграции 2007=286956+47013=333969 тыс. чел
Оборот миграции 2008=281614+39508=321122 тыс. чел
Оборот миграции 2009=279907+32458=312365 тыс. чел
Оборот миграции 2010=191656+33578=225234 тыс. чел
Оборот миграции 2011=356535+36774=393309 тыс. чел
Оборот миграции в 2000 году составило 505050тыс. чел, в 2001году-314616 тыс. чел, в 2002 году-291298 тыс. чел, в 2003 году-223162 тыс. чел, в 2004 году-198952 тыс. чел, 2005 году-247028 тыс. чел, в 2006 году- 240441тыс. чел, в 2007 году- 333969 тыс. чел, в 2008 году- 321122 тыс. чел, в 2009 году-312365 тыс. чел, в 2010 году- 225234тыс. чел, в 2011году -393309 тыс. чел.