Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа
Сегодня международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики. В международный обмен рабочей силы в настоящее время включено, по оценкам Международной организации труда (МОТ) 152 страны. В мировом хозяйстве не осталось региона, не охваченного процессами международной трудовой миграцией.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА………………………………6
Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы……………………………6
Основные виды международной миграции……………………… 11
1.3. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции……………………………………………………………………14
ГЛАВА2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ………………………………………………………………19
2.1. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века…………………………………………………………...19
2.2. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию…………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ…………………………………..….30
3.1.Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы……………………………….…30
3.2.Основные направления в вопросах регулирования процессов трудовой миграции в России и начале XXI века…………………………………36
ГЛАВА 4.Механическое движение населения в России в начале XXI века……………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….83
■ значительная доля российских работников за границей работает не по специальности, на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых и непрестижных работах, в странах с неблагоприятным климатом и условиями трудоустройства;
■ уровень заработной платы и социальной защищенности у российских трудящихся-мигрантов более низкий, чем у национальных работников, либо отсутствует совсем;
■ российские граждане трудоустраиваются за рубежом в основном в рамках временных трудовых контрактов, при этом доля работающих по договорам подряда является незначительной;
■ за границу продолжают выезжать профессионалы с высоким уровнем квалификации и научные работники, что негативно сказывается на качестве производительных сил в России;
■ российские граждане при трудоустройстве за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами (наличие языкового барьера, необходимость подтверждения своих профессиональных характеристик, демпинг на международном рынке труда российских специалистов), которые они самостоятельно не могут преодолеть. В результате для многих мигрантов происходит понижение профессионального и квалификационного статуса;
■ практически отсутствует
11. Приток иностранной рабочей силы может смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные проблемы и локальные демографические задачи России. Однако выход из демографического кризиса и дальнейшее поступательное развитие России возможны только при комплексном подходе к демографической проблеме, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации, уменьшении смертности, привлечении мигрантов, рассмотрении человеческой жизни, как самой главной ценности государства, в соответствии с чем и должны разрабатываться меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.
12. Специфика геополитического положения и особенности социально-экономического развития России будет обострять проблемы, связанные с нелегальной и транзитной миграцией на территории нашей страны. В основном нелегальные мигранты заняты в частном секторе в сфере торговли, ремонта и строительства, ресторанном и гостиничном бизнесе. Под натиском нелегальных мигрантов деформируются региональные рынки труда. Россия является одним из главных источников торговли людьми или незаконного въезда людей. Представляя опасность в результате вовлечения в криминальные виды деятельности, нелегальные мигранты часто сами оказываются объектом различного вида дискриминации. Во многом развитие процессов нелегальной миграции связано с регулированием легального трудоустройства на территории России и за ее пределами, что расширяет возможности поиска рабочих мест и заключения трудовых контрактов для потенциальных мигрантов.
13. Отличительная особенность иммиграционной политики в большинстве промышленно развитых стран - ее превентивный характер. Наиболее широко распространенными рычагами являются оказание финансовой помощи странам-донорам рабочей силы, активизация прямых инвестиций в их экономику, либерализация внешнеторговой политики. Однако они эффективны только при воздействии на весь комплекс причин миграционной мобильности населения. В противном случае они могут иметь обратный эффект и увеличивать масштабы миграционных перемещений. Запретительная политика в отношении к приему иностранных работников постепенно сводится к мерам, направленным на оптимизацию структуры иммиграции, т.е. ограничению ее нежелательных компонентов и все более селективному расширению приема иммигрантов. К основным режимам трудовой эмиграционной политики можно отнести политику невмешательства государства, регулируемую систему, административную систему, государственную монополию.
14. Для России в настоящее время наиболее оптимальной является административная система, при которой государство не только содействует процессу трудовой эмиграции и регулирует ее, но и создает специальные предприятия для набора рабочей силы, проводит активную политику в сфере трудоустройства за рубежом.
15. Организационная-правовая система привлечения иностранной рабочей силы в Россию требует совершенствования как в части законодательства, так и в части организационной составляющей. В числе первоочередных задач можно назвать создание центрального банка данных об иностранцах, пребывающих и работающих на территории РФ, и службы консультационной поддержки.
Эти же проблемы требуют решения и при экспорте рабочей силы. Процесс выхода на международные рынки российской рабочей силы осложняется жесткой конкуренцией на них со стороны стран - традиционных поставщиков рабочей силы. Государство ослабило воздействие на внешнюю трудовую миграцию, постепенно перенося эту функцию на коммерческие посреднические организации, что неблагоприятно сказывается на тенденциях развития процессов трудовой эмиграции из России. В частности, стимулирование возвратных потоков мигрантов, можно обеспечить расширением практики заключения между государствами двусторонних соглашений о трудоустройстве и трудовых стажировках российских граждан за рубежом, созданием информационной базы по открытым вакансиям, условиям трудовых контрактов, условиями проживания и т. п. Удачным примером данного метода миграции может служить договор о Союзе Беларусь - Россия, закрепляющий основные нормы по привлечению иностранных работников.
16. Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях. Для этого целесообразно:
• четко распределить функции государственных органов, в компетенцию которых входят те или иные вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и обеспечить координацию и взаимодействие между ними;
• создать при Федеральной миграционной службе МВД РФ специальный орган (бюро, агентство) по внешней трудовой миграции на началах самофинансирования с отнесением к его компетенции широкого спектра оперативных функций;
• создать государственную систему информирования граждан о трудоустройстве за границей и аналогичную консультационную службу для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации;
• разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств. Это так называемые соглашения по ремиссии, то, что от нас требует Европейское сообщество;
• для сокращения масштабов нелегальной миграции необходимо ввести более жесткий паспортно-визовый режим для въезжающих в страну туристов и торговцев, а также разработать и внедрить механизм отслеживания и возвращения иностранных граждан на родину (создать общую информационную базу о прибывающих/выбывающих иностранных гражданах на основании отметок в миграционных картах);
• для сдерживания интеллектуальной миграции из России необходима финансовая поддержка государством научно- технических, культурных программ, деятельности фондов, в рамках которых ученым, специалистам, квалифицированным рабочим будет предоставляться высокооплачиваемая работа в России, а также кратковременные выезды за рубеж;
• осуществлять мероприятия по перераспределению иностранной рабочей силы по всей территории России и препятствовать ее концентрации в отдельно взятых регионах, для чего разработать систему мероприятий, стимулирующих перелив рабочей силы.
Список литературы:
I. Источники
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
II. Литература
III Сайты
1. http://www.demoscope.ru
2. http://www.un.org
3. http://www.unhcr.ru
4. http://www.gcim.org.
5. http://.migrationinformation.
6. http://en.wikipedia.org
7. http://www.gks.ru
1 Теория миграционных систем. Юдина Т.Н. 2007г.
2 Международная миграция. М.,2002; Введение в демографию. Учебник/Под ред.В.А. Ионцева, А.А.Саградова
3 Крысина Л. П. Толковый словарь иностранных слов. М., 2003.
4 Федеральная миграционная служба.