Структура и динамика международной миграции рабочей силы к началу XXI века и практика ее регулирования в России. Статистический анализ меха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Сегодня международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики. В международный обмен рабочей силы в настоящее время включено, по оценкам Международной организации труда (МОТ) 152 страны. В мировом хозяйстве не осталось региона, не охваченного процессами международной трудовой миграцией.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА………………………………6
Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы……………………………6
Основные виды международной миграции……………………… 11
1.3. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции……………………………………………………………………14
ГЛАВА2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ………………………………………………………………19
2.1. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века…………………………………………………………...19
2.2. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию…………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ…………………………………..….30
3.1.Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы……………………………….…30
3.2.Основные направления в вопросах регулирования процессов трудовой миграции в России и начале XXI века…………………………………36
ГЛАВА 4.Механическое движение населения в России в начале XXI века……………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….83

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МЭО.docx

— 176.38 Кб (Скачать файл)

■  значительная доля российских работников за границей работает не по специальности, на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых и непрестижных работах, в странах с неблагоприятным климатом и условиями трудоустройства;

■  уровень заработной платы и социальной защищенности у российских трудящихся-мигрантов более низкий, чем у национальных работников, либо отсутствует совсем;

■  российские граждане трудоустраиваются за рубежом в основном в рамках временных трудовых контрактов, при этом доля работающих по договорам подряда является незначительной;

■  за границу продолжают выезжать профессионалы с высоким уровнем квалификации и научные работники, что негативно сказывается на качестве производительных сил в России;

■  российские граждане при трудоустройстве за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами (наличие языкового барьера, необходимость подтверждения своих профессиональных характеристик, демпинг на международном рынке труда российских специалистов), которые они самостоятельно не могут преодолеть. В результате для многих мигрантов происходит понижение профессионального и квалификационного статуса;

■ практически отсутствует информационная поддержка процессов трудовой эмиграции  со стороны государства.

11.  Приток иностранной рабочей силы может смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные проблемы и локальные демографические задачи России. Однако выход из демографического кризиса и дальнейшее поступательное развитие России возможны только при комплексном подходе к демографической проблеме, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации, уменьшении смертности, привлечении мигрантов, рассмотрении человеческой жизни, как самой главной ценности государства, в соответствии с чем и должны разрабатываться меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.

12.  Специфика геополитического положения и особенности социально-экономического развития России будет обострять проблемы, связанные с нелегальной и транзитной миграцией на территории нашей страны. В основном нелегальные мигранты заняты в частном секторе в сфере торговли, ремонта и строительства, ресторанном и гостиничном бизнесе. Под натиском нелегальных мигрантов деформируются региональные рынки труда. Россия является одним из главных источников торговли людьми или незаконного въезда людей. Представляя опасность в результате вовлечения в криминальные виды деятельности, нелегальные мигранты часто сами оказываются объектом различного вида дискриминации. Во многом развитие процессов нелегальной миграции связано с регулированием легального трудоустройства на территории России и за ее пределами, что расширяет возможности поиска рабочих мест и заключения трудовых контрактов для потенциальных мигрантов.

13.  Отличительная особенность иммиграционной политики в большинстве промышленно развитых стран - ее превентивный характер. Наиболее широко распространенными рычагами являются оказание финансовой помощи странам-донорам рабочей силы, активизация прямых инвестиций в их экономику, либерализация внешнеторговой политики. Однако они эффективны только при воздействии на весь комплекс причин миграционной мобильности населения. В противном случае они могут иметь обратный эффект и увеличивать масштабы миграционных перемещений. Запретительная политика в отношении к приему иностранных работников постепенно сводится к мерам, направленным на оптимизацию структуры иммиграции, т.е. ограничению ее нежелательных компонентов и все более селективному расширению приема иммигрантов. К основным режимам трудовой эмиграционной политики можно отнести политику невмешательства государства, регулируемую систему, административную систему, государственную монополию.

14.  Для России в настоящее время наиболее оптимальной является административная система, при которой государство не только содействует процессу трудовой эмиграции и регулирует ее, но и создает специальные предприятия для набора рабочей силы, проводит активную политику в сфере трудоустройства за рубежом.

15.  Организационная-правовая система привлечения иностранной рабочей силы в Россию требует совершенствования как в части законодательства, так и в части организационной составляющей. В числе первоочередных задач можно назвать создание центрального банка данных об иностранцах, пребывающих и работающих на территории РФ, и службы консультационной поддержки.

Эти же проблемы требуют решения  и при экспорте рабочей силы. Процесс  выхода на международные рынки российской рабочей силы осложняется жесткой  конкуренцией на них со стороны стран - традиционных поставщиков рабочей  силы. Государство ослабило воздействие  на внешнюю трудовую миграцию, постепенно перенося эту функцию на коммерческие посреднические организации, что неблагоприятно сказывается на тенденциях развития процессов трудовой эмиграции из России. В частности, стимулирование возвратных потоков мигрантов, можно обеспечить расширением практики заключения между государствами двусторонних соглашений о трудоустройстве и трудовых стажировках российских граждан за рубежом, созданием информационной базы по открытым вакансиям, условиям трудовых контрактов, условиями проживания и т. п. Удачным примером данного метода миграции может служить договор о Союзе Беларусь - Россия, закрепляющий основные нормы по привлечению иностранных работников.

16. Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях. Для этого целесообразно:

•  четко распределить функции государственных органов, в компетенцию которых входят те или иные вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и обеспечить координацию и взаимодействие между ними;

•  создать при Федеральной миграционной службе МВД РФ специальный орган (бюро, агентство) по внешней трудовой миграции на началах самофинансирования с отнесением к его компетенции широкого спектра оперативных функций;

•  создать государственную систему информирования граждан о трудоустройстве за границей и аналогичную консультационную службу для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации;

•  разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств. Это так называемые соглашения по ремиссии, то, что от нас требует Европейское сообщество;

•  для сокращения масштабов нелегальной миграции необходимо ввести более жесткий паспортно-визовый режим для въезжающих в страну туристов и торговцев, а также разработать и внедрить механизм отслеживания и возвращения иностранных граждан на родину (создать общую информационную базу о прибывающих/выбывающих иностранных гражданах на основании отметок в миграционных картах);

•  для сдерживания интеллектуальной миграции из России необходима финансовая поддержка государством научно- технических, культурных программ, деятельности фондов, в рамках которых ученым, специалистам, квалифицированным рабочим будет предоставляться высокооплачиваемая работа в России, а также кратковременные выезды за рубеж;

•  осуществлять мероприятия по перераспределению иностранной рабочей силы по всей территории России и препятствовать ее концентрации в отдельно взятых регионах, для чего разработать систему мероприятий, стимулирующих перелив рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

I. Источники

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

II. Литература

  1. Аверин А. Н. Миграция населения. - М.. – 2006.
  2. Бобылев В. В. Миграционная политика (сущность, структура, строение, основные типы) // Власть. – 2009.
  3. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. - М.: Академкнига. – 2004.
  4. Димаев А. Р. Миграция населения как социальный феномен: факторы динамики // Социология власти. – 2007.
  5. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.:Теис. - 2005.
  6. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт // МЭ и МО. – 2008.
  7. Кузякин А. П. , Семичев М. А.Мировая экономика. – М.:Проспект. – 2006.
  8. Кириченко Э. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов»// МЭ и МО. – 2008.
  9. Николаева И. П. Мировая экономика. – М.:ЮНИТИ.
  10. Рубинский Ю. И. Демографические перспективы Европы//Современная Европа.
  11. Семененко И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // МЭиМО. 2008.
  12. Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения. – М.:Инфра-М. – 2009.
  13. Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в РФ: общее и различия//МЭ и МО. – 2008.
  14. Тимашова Т. Канада в контексте международной миграции//МЭ и МО. – 2008.
  15. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. М. – 2006.
  16. Хасбулатова Н. Интеллектуальная миграция населения // Гос.служба. – 2009. - №1.
  17. Цапенко И. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов. //МЭ и МО. – 2008.
  18. Цыпин И. С., Веснин В. Р. Мировая экономика. М: Проспект. – 2007.
  19. Щербанин Ю. А. Мировая экономика. М.:ЮНИТИ. – 2009.

III Сайты

1. http://www.demoscope.ru

2. http://www.un.org

3. http://www.unhcr.ru

4. http://www.gcim.org.

5. http://.migrationinformation.org

6. http://en.wikipedia.org

7. http://www.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория миграционных систем. Юдина Т.Н. 2007г.

2 Международная миграция. М.,2002; Введение в демографию. Учебник/Под ред.В.А. Ионцева, А.А.Саградова

3   Крысина Л. П. Толковый словарь иностранных слов.  М., 2003.

4 Федеральная миграционная служба.

 

 

 

 


Информация о работе Структура и динамика международной миграции рабочей силы к началу XXI века и практика ее регулирования в России. Статистический анализ меха