Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить основные понятия, составить классификацию инноваций;
изучить инновационную деятельность предприятия;
оценить современное экономическое состояние ОАО «Савушкин продукт» на основе анализа основных технико-экономических показателей и инновационный потенциал, инновационную активность предприятия;
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 2 рис., 9 табл., 18 источник.
ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Объект исследования ― ОАО «Савушкин продукт».
Предмет исследования ― инновационная деятельность ОАО «Савушкин продукт».
Цель работы: изучить и оценить инновационную деятельности ОАО «Савушкин продукт».
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Исследования и разработки: изучена сущность инновационной деятельности предприятий в современных условиях, определена классификация инноваций и стратегий инновационного развития, исследован опыт инновационной деятельности на примере предприятия ОАО «Савушкин продукт», разработаны пути повышения инновационной политики и конкурентоспособности предприятия.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение возрастающей роли инновационной деятельности предприятий очень актуальна на сегодняшний день, когда инновационность экономики Республики Беларусь получила статус национальной идеи.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический
материал правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других
источников теоретические, методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях инновации являются одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности страны, повышения уровня жизни населения, а также поддержания экономической, технологической безопасности страны.
Состояние инновационной деятельности в любом государстве – это важнейший индикатор развития общества и его экономики. В реализации инновационного пути развития важная роль принадлежит базовому звену экономики – предприятиям, которые являются непосредственными субъектами инновационной деятельности. Инновационная политика позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов.
Инновационная политика государства находится в прямой зависимости от ее экономического базиса. Инновации охватывают как экономическую, так и социальную стороны жизни общества. Научно-техническая и инновационная деятельность призвана решать задачи, связанные с формированием эффективной национальной инновационной системы, повышением инновационной активности организаций. Новая экономика – это есть интеллектуальный ресурс, который становится источником богатства.
Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. В условиях модернизации актуальным становятся проблемы конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий на базе более полного использования и наращивания их инновационного потенциала. Воплощение инновационных процессов в новой продукции, технике и есть основа социально-экономического развития, которые позволят повысить прибыль в сложившейся рыночной конкуренции. Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия.
Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
Предметом исследования данной работы является инновационная деятельность ОАО «Савушкин продукт», то есть деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.
Объектом исследования является ОАО «Савушкин продукт» - крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы, документация предприятия, интернет-ресурсы.
При работе использовались научные методы экономического анализа и синтеза, описания, систематизации, классификации, сравнения относительных величин, статистический, диалектический методы
1.1 Основные понятия и классификация инноваций
Существует множество определений инноваций и инновационной деятельности, что связано со сложностью данного явления и процесса. Ряд нормативных документов определяет инновационную деятельность как «деятельность, обеспечивающую создание и реализацию инноваций: все виды научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, обеспечивающие внедрение инноваций».
Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество) понимается создание новых или усовершенствованных технологий, видов товарной продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. [1,с. 12].
Термин «инновация» впервые был введен Й. Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Инновацию он определял как новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы, и которое является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений: вследствие использования новой техники, технологических процессов и рыночного обеспечения производства; вследствие использования продукции с новыми свойствами; вследствие использования нового сырья; вследствие появления новых рынков сбыта; изменения в организации производства и способов его обеспечения.
Современные экономические теории трактуют инновации как использование результатов научных исследований и разработок, которые направлены на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества [6,с. 32].
Экономическая суть инноваций состоит в увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты - заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. Преобладающая доля добавленной стоимости в цене продукции позволяет высоко оплачивать труд работающих, иметь достаточные ресурсы для развития производства. Мировой экономический опыт показывает, что источником долгосрочного экономического благополучия страны является обрабатывающий сектор промышленности, поддерживаемый современными достижениями науки и техники.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями. Субъекты инновационной деятельности – юридические и физические лица, принимающие участие в инновационной деятельности.
Сущность инновации проявляется в ее основных функциях: воспроизводственная, инвестиционная и стимулирующая. Инновация должна обладать следующими свойствами: наличие научно-технической новизны, применимость в любой сфере деятельности человека, возможность реализации на рынке, экономический и другие виды эффекта.
Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который определяется как промежуток времени от появления идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. В соответствии с рисунком 1.1 инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий:
При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности предприятия необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация, что позволяет правильно оценивать возможный объем продаж и прогнозировать его изменение.
Инновации очень разнообразны, их принято классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.
Таким образом, инновации – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Целью инновации является повышение конкурентности предприятия, товаров или услуг и повышение за счет этого прибыли предприятия. Инновации имеют свой жизненный цикл и классифицируются по ряду признаков.
1.2 Инновационная деятельность предприятия
Огромную роль в укреплении предприятий на современном рынке играет инновационная деятельность. Инновации охватывают все стороны жизни общества. Современные предприятия, находясь в условиях постоянной конкуренции, должны активнее вести деятельность, направленную на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления [14, с.56]. Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, которой отдаст предпочтение потребитель, исходя как из ценовых, так и неценовых факторов. Предпочтение по ценовым факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшить затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия. Инновационная деятельность так же позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими характеристиками привлекают потребителей. При этом потребитель чаще выбирает более дорогой по цене товар, рассчитывая на получение экономии в процессе его эксплуатации. Так, например, у дорогой бытовой техники имеются преимущества в более удобной эксплуатации, более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что снижает затраты потребителя на ремонт и обеспечивает более высокий уровень комфортности и престижа.
Инновационная деятельность предприятия включает:
- проведение научно-
- подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
- разработку и внедрение
новых организационно-
- подготовку, обучение, переквалификация персонала;
Информация о работе Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях