Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить основные понятия, составить классификацию инноваций;
изучить инновационную деятельность предприятия;
оценить современное экономическое состояние ОАО «Савушкин продукт» на основе анализа основных технико-экономических показателей и инновационный потенциал, инновационную активность предприятия;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 135.33 Кб (Скачать файл)

- проведение работ или  приобретение необходимой документации  по патентованию, лицензированию.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты, что в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям.

Откуда же берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники, которые возникают в рамках предприятия: неожиданное событие (успех, неудача, внешнее событие); несоответствие между реальностью и действительностью; нововведения, основанные на потребности процесса; внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Выделим основополагающие принципы организации инновационной деятельности.

  1. Целевая ориентация, то есть организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса.
  2. Системность инновационной деятельности, предполагающая наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними.
  3. Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения.
  4. Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений.
  5. Экономичность, предполагающая оптимальную результативность инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей.
  6. Иерархичность, то есть иерархичная взаимосвязь между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.

В результате грамотно поставленных задач инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Конкретные задачи инновационной деятельности организации определяются ресурсными возможностями самой организации. А ресурсные возможности влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата социально-экономических проблем, очередность их решения и получения конечных результатов.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Но внедряя инновации в практику, важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс (таблица 1).

 

Таблица 1 - Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности организаций.

 

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические и технологические

Недостаток средств для финансирования проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры

Политические и правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка

Социально-психологические и культурные

Сопротивления переменам, которые могут вызвать изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, создание нормального психологического климата в трудовом коллективе

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, ориентация на сложившиеся рынки, на краткосрочную окупаемость.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп


Примечание – Источник: [18, с.137, таблица 2]

 

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, число промышленных предприятий, осуществляющих в 2011 году технологические инновации, составило 443 единицы, что на 36,7% больше, чем в 2010 году. Однако в 2013 году число инновационно-активных предприятий снизилось на 7%. Доля инновационно-активных организаций в общем числе в 2010 году составила 15,4%, в 2011 году – 22,7%, в 2012 году – 22,8% и в 2013 году – 21,7%.  Следует отметить, что в нашей стране разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Главным направлением ее является внедрение новых и высоких технологий, способствующих созданию новых видов продукции и услуг. В Программе указано, что обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе на инновационный путь обновления экономики. Значительным стимулом к созданию отечественных высоких технологий должно стать увеличение затрат на научные исследования и разработки. При этом доля собственных средств предприятий в общем объеме затрат должна составлять не менее 52-54%. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2010 году составили 1140638 млн.рублей, а в 2013 году – 4372305 млн. рублей. Доля собственных средств предприятий в общем объеме финансирования затрат на научные исследования и разработки тоже увеличилась: в 2010 году – 140060 млн. рублей (12,2%), а в 2013 году – 954825 млн. рублей (21,8%). [13, с.40-43]

Так, инновационное развитие национальной экономики Республики Беларусь будет формировать новую технологическую базу, обеспечивающую высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики на внешних рынках. Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики; достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур, снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности. Программой предусмотрено создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологического переоснащения производств, реализация инновационных проектов, включенных в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Беларуси.

 

1.3 Стратегии инновационного  развития

Стратегия инновационного развития является элементом инновационной деятельности и атрибутом ее результативности и эффективности. Это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Существует много различных видов стратегии. Анализ основных подходов к классификации стратегий инновационного развития позволяет условно дифференцировать их на три основные группы: внешние, внутренние и целевые стратегии (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Классификация стратегий инновационного развития

Каждая из указанных групп стратегий инновационного развития может рассматриваться как отдельная и самостоятельная, однако указанные типы стратегии представляют собой элементы общей инновационной стратегии.

Наступательные инновационные стратегии обеспечивают реализацию общей направленности на интенсивный рост и нацелены на увеличение присутствия предприятия в наиболее перспективных сегментах рынка за счет вытеснения имеющихся конкурентов. Они также ориентированы на разработку и освоение собственных нововведений, поиск уникальных источников формирования конкурентных преимуществ. Данные стратегии характеризуются высоким уровнем риска и эффективностью. Необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности.

Защитные инновационные стратегии ориентированы на поддержание уже достигнутых позиций предприятия за счет упреждения действий конкурентов по расширению их рыночных долей. Основой данной стратегии являются периодически осуществляемые средне- и краткосрочные инновационные разработки, обеспечивающие сокращение затрат или добавление новых потребительски значимых свойств к уже выпускающимся видам продукции. Помимо этого, реализация защитных стратегий может осуществляться на основе вторичного использования уже существующих передовых отраслевых разработок за счет приобретения лицензии. Этот вид стратегий  характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических разработок. Предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Промежуточные инновационные стратегии характеризуются использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий, отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы.

Поглощающие инновационные стратегии (лицензирование) предполагают использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные предприятия, имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими.

Имитационные инновационные стратегии характерны тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной. Направлены на максимальное сокращение издержек инновационной деятельности для оптимизации эффективности деятельности.

Внутриорганизационные стратегии инновационного развития выступают как определенный инструмент реализации внешних стратегий и представляют собой процесс совершенствования среды предприятий с целью повышения эффективности различных подсистем организационной деятельности.

Выбор стратегии развития осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние предприятия и состояние портфеля продукции. Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста [10,с.45].

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности предприятия и квалификация работников. Такие шаги, как выход на неисследованные рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому организации, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников — это важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Большое влияние оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда предприятие настолько зависит от поставщиков или покупателей, что невольно делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего потенциала.

Обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для предприятия, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии.

Таким образом, научно обоснованная и спланированная инновационная стратегия выступает самостоятельным фактором развития предприятия. В процессе использования инновационных стратегий главная задача состоит в учете максимального числа факторов внутреннего и внешнего характера, определяющих функционирование предприятий.

 

 

 

2. Инновационная  деятельность деятельность предприятия  ОАО «Савушкин продукт»

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

ОАО «Савушкин продукт» – динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья. География поставок с каждым годом растет, хорошо налаженная дистрибьюторская система занимается продвижением и поставкой продукции на рынки Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Украины, Узбекистана, Молдовы, также уже сделаны пробные отгрузки в Китай, Алжир, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты. Это  серьёзный  прорыв,  на  деле доказавший,  что  продукция  компании  соответствует  самым высоким  европейским стандартам. Можно с уверенностью сказать, что торговая марка «Савушкин продукт» является визитной карточкой нашей страны.

Информация о работе Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях