Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить основные понятия, составить классификацию инноваций;
изучить инновационную деятельность предприятия;
оценить современное экономическое состояние ОАО «Савушкин продукт» на основе анализа основных технико-экономических показателей и инновационный потенциал, инновационную активность предприятия;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 135.33 Кб (Скачать файл)

В молочной отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным  способом для предприятия в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.

Стратегическое значение для нашей страны имеют энергообеспечение и повышение энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов в производстве. Стратегия повышения конкурентоспособности промышленной продукции осуществляется при максимальном ресурсообеспечении, повсеместном уменьшении издержек производства. Одно из направлений инновационной деятельности предприятия – внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий. Экономический эффект составит экономия топливно-энергетических ресурсов на предприятии.

С целью снижения расхода топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР) на 2012 год на ОАО «Савушкин продукт» запланирована следующая работа:

  • институтом «Белпромстройпроект» будет проведена работа по пересмотру удельных норм расхода ТЭР на выпуск товарной продукции по группам товаров, а также удельных норм на отпуск тепловой энергии котельными основного производства и филиалов;
  • разработка обоснованных норм потребления холода и электроэнергии при хранении продукции в холодильниках филиалов;
  • разработка и согласование с Брестским областным управлением по надзору за ТЭР программы по энергосбережению.

План мероприятий по энергосбережению на 2012 год разработан с учетом основных приоритетных направлений энергосбережения: внедрение в производство современного энергоэффективного оборудования; холодоснабжение; замена насосного оборудования на менее энергоемкое; внедрение оборудования по утилизации вторичных энергоресурсов.

Наиболее значимым запланированным мероприятием по энергосбережению на 2012 год является комплексная реконструкция аммиачного компрессорного цеха, потребляющий более 50% покупаемой электроэнергии,  в которой предусматривается замена градирни на испарительные конденсаторы, замена насосов ледяной воды, замена аммиачных компрессоров.

Не менее значимыми мероприятиями по энергосбережению являются мероприятия по использованию вторичных энергоресурсов, установке приборов автоматического регулирования температуры в отапливаемых помещениях и использование холода наружного воздуха в зимнее время.

Выполнение мероприятий программы 2011 года окажет значительную экономию ТЭР и в 2012 году: экономия составит 251.11 тонн условного топлива, а экономический эффект составит  около 143 млн. рублей. Эффект от реализации мероприятий направленных на энергосбережение представлен в таблице 8. Экономия от данных мероприятий составит 351 млн. рублей. Объем финансирования – 527,7 млн. рублей.

 

Таблица 8 -  Планируемый эффект от реализации мероприятий направленных на энергосбережение в 2012 году

п\п

Мероприятия

Срок

внедрения

Абсолютное снижение ТЭР

Снижение расхода обобщ.энергозатрат

Снижение в % к уровню прошлого года

Экономия,

млн. руб.

Срок окуп-ти, лет

Объем финансирования, млн.руб.

Источник финансирования

1

Установка регуляторов температуры на АБК

3 кв

31.73 Гкал

5.55

15.0

1.99

1.2

5.0

Собственные средства

2

Замена градирни на испарительные конденсаторы

3 кв

33.68 т .м3

воды

317.45 тыс кВт*ч

88.90

17.1

189.99

6.6

   

3

Замена насосов ледяной воды на современные

4 кв

15.31 тыс кВт*ч

4.29

4.8

2.95

4.9

57.7

Собственные средства

4

Замена компрессоров АУ-200

2-4 кв

218.99 тыс кВт*ч

81.8

14.2

54.6

11.9

300

Собственные средства

5

Охлаждение холодильной камеры №1 наружным воздухом в зимнее время

4 кв

10.35 тыс кВт*ч

2.3

0.8

1.99

1.9

15

Собственные средства

6

Подогрев питательной воды котельной утилизируемым теплом сушилок СОМ

2 кв

93.73 тыс м3 газа

143.72

21.3

99.52

2.7

150.0

Собственные средства

ВСЕГО

326.56

 

351.04

 

527,7

 

 

 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

В 2012 году будет реализован проект по внедрению второй термоформовочной фасовочно-запечатывающей машины фирмы «Хассия Ферпаскунгсмашинен ГмбХ» типа ТНА 8/48. Внедрение этого проекта позволит наиболее эффективно использовать мощности данного вида фасовочного оборудования: одна машина будет производить фасовку сугубо творожной продукции, вторая – только йогурты. Таким образом, станет возможным расширение линейки десертной группы, в том числе и за счет новаторской упаковки из полистирола в виде отдельных стаканчиков, в виде "двоек". Автомат позволяет комбинировать продукцию как послойно, так и в нескольких вкусовых группах. Планируемые инвестиции по данному проекту - 6 206 млрд. рублей.

В связи с возрастающим спросом на стерилизованную продукцию, а также спроса на соки и нектары возникает необходимость наращивания производственных мощностей. В этой связи планируется приобрести и ввести в эксплуатацию комплект оборудования фирмы Тетра Пак, состоящий из стерилизационной установки и фасовочного автомата по розливу молока и соков в упаковку типа Tetra Brick Aseptic/Тетра Брик Асептик (ТВА/ТБА) ёмкостью один литр и полтора литра, последнее – инновационный вид упаковки для отечественного рынка. Выпуск продукции в пакетах объёмом 1.5 литра позволит занять свободную нишу на рынке Республики Беларусь, а также расширить и выйти на новые рынки сбыта соковой и молочной продукции за пределами республики. На данный проект запланировано инвестиций на сумму 9007 млрд. рублей (Таблица 9).

 

Таблица 9 -  Планируемые инвестиции по проектам

Наименование проекта

Годы реализации

Планируемые инвестиции по проекту

всего

2009 г.

Приобретение и внедрение термоформовочного оборудования фирмы Хассия

2010-2011

6 206

6 206

Приобретение и внедрение оборудования фирмы Тетра Пак

2012

9 007

9 007


Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

Источниками финансирования данных инновационных проектов являются собственные средства – 60% и заемные средства (кредиты) 40%.

Инвестиционная стратегия предприятия сохраняет курс на обновление производственного оборудования с использованием ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, новых методов обработки сырья и автоматизации управления технологическими процессами, с целью обеспечения расширения ассортимента и повышения качества продукции. Инвестиционная стратегия предприятия ориентирована на обновление производственного оборудования с использованием ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий; внедрение новых методов обработки сырья и автоматизации управления технологическими процессами; на обеспечение расширения ассортимента и повышения качества продукции

Активное техническое перевооружение в течение последних 6 лет позволило снизить износ технологического оборудования до 38%.

Защитная стратегия инновационного развития предприятия направлена на сохранение позиций на рынке и поддержание жизненного цикла и на расширение ассортимента выпускаемой продукции. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции.

Основными задачами инновационной политики, стоящими перед предприятием на 2012 год  являются: повышение конкурентоспособности и качества производимой продукции; наращивание объёмов выпуска и расширение ассортимента продукции; обновление основных средств; сохранение устойчивых позиций на имеющихся рынках, учёт пожеланий и запросов покупателей на различных рынках.

Реализация всех вышеперечисленных задач инновационной политики является залогом повышения эффективности деятельности всего комплекса предприятия и повышения конкурентоспособности продукции. Уровень качества выпускаемой продукции способствует поддержанию доброго имиджа предприятия, обеспечивает доверием и спросом широкого круга потребителей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель курсовой работы состояла в изучении и оценке инновационной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Для этого был проведен анализ экономического состояния и оценена деятельность предприятия в 2010–2011 годах. По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Инновации – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Целью инновации является повышение конкурентоспособности товаров или услуг предприятия и повышение за счет этого прибыли предприятия. Инновации имеют свой жизненный цикл и классифицируются по ряду признаков.
  2. Инновационная деятельность играет огромную роль в укреплении предприятий на современном рынке. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, число промышленных предприятий, осуществляющих в 2011 году технологические инновации, составило 443 единицы, что на 36,7% больше, чем в 2010 году. Однако в 2013 году число инновационно-активных предприятий снизилось на 7%. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы указано, что обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе на инновационный путь обновления экономики. Значительным стимулом к созданию отечественных высоких технологий должно стать увеличение затрат на научные исследования и разработки. При этом доля собственных средств предприятий в общем объеме затрат должна составлять не менее 52-54%. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2010 году составили 1140638 млн. рублей, а в 2013 году – 4372305 млн. рублей. Доля собственных средств предприятий в общем объеме финансирования затрат на научные исследования и разработки тоже увеличилась: в 2010 году – 140060 млн. рублей (12,2%), а в 2013 году – 954825 млн. рублей (21,8%).
  3. Стратегия инновационного развития является элементом инновационной деятельности и атрибутом ее результативности и эффективности, она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств. Научно обоснованная и спланированная инновационная стратегия выступает самостоятельным фактором развития предприятия. В процессе использования инновационных стратегий главная задача состоит в учете максимального числа факторов внутреннего и внешнего характера, определяющих функционирование предприятий.
  4. ОАО «Савушкин продукт» – динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья. Главная цель – обеспечение высочайшего  качества,  стопроцентной  натуральности  и  полезности производимой  продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя. Экономическая политика ОАО «Савушкин продукт» - непрерывно развивать средства производства на основе лучших достижений науки и техники, совершенствовать технологические процессы, удерживать завоеванные рынки сбыта на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями, осваивать новые виды продукции и повышать культуру производства с целью обеспечения безопасности продукции. Сочетание  качественного  сырья,  натуральных  компонентов, оригинальных  рецептур,  новейших  технологий,  строжайшего контроля  качества  на  протяжении  всей  технологической  цепочки, высококвалифицированного  и  ответственного  персонала  –  залог успеха  компании во всех ее начинаниях.
  5. Анализ экономического состояния предприятия проведен на основе оценки экономических показателей работы предприятии за 2010-2011 года. Проведённый анализ показал: выручка от реализации выросла на 28%, прибыль от реализации снизилась на 30%, рентабельность продаж в 2010 году составила 7,6%, в 2011 году этот показатель снизился до 4,5%. Это связано с сокращением объема реализации цельномолочной продукции на 11% в 2011 году по отношению к уровню прошедшего года.  Снижение объемов продаж объясняется падением спроса на продукцию с наполнителями и на традиционные виды молочной продукции (ряженки, сливок, кефира, сметаны, творога). Производственная деятельность предприятия характеризуется техническим потенциалом, который представлен оборудованием основного производства и вспомогательных цехов. Проводимое в течение последних восьми лет активное техническое перевооружение позволило снизить износ технологического оборудования до 39.8%. Общая стоимость основных фондов на протяжении двух лет увеличивается, в 2011 году по отношению к 2010 году стоимость основных производственных фондов выросла на 45%. Коэффициент текущей ликвидности  составил в 2011 году – 0.89, в 2010 году – 1,32, тогда как норматив составляет 1.0 – 1.7. Это свидетельствует о том, что у предприятия периодически возникают проблемы со своевременной оплатой своих обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет в 2011 году отрицательное значение 0,49, а в 2010 году - отрицательное значение 0,51 при нормативе более 0,3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в 2011 году составил  0,79 и в 2010 году – 0,74 и имеет значение в пределах нормативного (не более 0,85), что характеризует способность предприятия рассчитаться по своим обязательствам после реализации  79%  и 74% активов соответственно. Коэффициент финансовой независимости составляет 0,211, т.е. в структуре средств в обороте  только 21,1 % составляют собственные средства, что ниже нормативного значения (более 50%). Это  свидетельствует о большой доли  заемного капитала в обороте, снижении удельного веса собственного капитала и увеличении зависимости финансовой деятельности от заемных средств.
  6. Результаты анализа подтверждают, что на предприятии проводится активная инновационная деятельность. Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции. Конкурентные преимущества продукции предприятия достигается за счёт производства, прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара. Инновационная политика ОАО «Савушкин продукт» направлена на повышение устойчивости предприятия: увеличение ассортимента продукции способствует поддержанию спроса на различных сегментах рынка. Инновационная политика ОАО «Савушкин продукт» реализует стратегию комплексного развития предприятия: увеличения объёмов производства и реализации (в том числе на экспорт), увеличение ассортимента производимой продукции, повышения качества работы организационной структуры, освоения новых рынков сбыта.
  7. Основными направлениями совершенствования инновационной политики ОАО «Савушкин продукт» является повышение качества выпускаемой продукции; закрепление на внешних рынках; расширение ассортимента и доли новых видов продукции в общем объеме производства; обновление  производственного оборудования с использованием ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, новых методов обработки сырья и автоматизации управления технологическими процессами с целью обеспечения постоянного обновления ассортимента и повышения качества продукции.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ОАО «Савушкин продукт» является хорошим примером эффективной организации инновационной политики и подчинения её целям устойчивого роста конкурентоспособности предприятия и производимой им продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент/ И.Т.Балабанов. - СПб: Питер, 2006. - 304с.
  2. Боди, З. Принципы инвестиций / З.Боди, А.Кейн, А. Дж.Маркус; пер. с англ. – 4-е изд . – М.; СПб.;Киев, 2002. - 984 с.
  3. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и инноваций/С.В. Валдайцев .- М.: «Филинъ», 2005. - 516с.
  4. Вольский, А. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития/ А.А. Вольский.- М., 2005. - 215с.
  5. Виногоров, Г. Г. Методика анализа и оценки инноваций на промышленном предприятии // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2006. – № 4. – с. 12-15.
  6. Дагаев, А. Рычаги инновационного роста/А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления.- М., 2005.- №5.- с. 55.
  7. Инновационных менеджмент: учебник для студентов вузов по специальности и направлению менеджмент/ Р.А.Фатхутдинов . М.:- Бизнес-школа Интел-Синтез, 2001. - 340с.
  8. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 327 с.
  9. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент/В .Г. Медынский. - М :Инфра-М, 2002. - 298 с.
  10. Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие для вузов./Н.П. Масленникова, А.В.Желтенков. - М., 2005 г. - 536 с.
  11. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.; М.: Вита-Пресс, 2008. - 272 с.
  12. Мясникович,В.М. Государственное управление инновационной деятельностью/ В.М.Мясникович, Н.Б. Антонова, JI.H. Нехорошева.- Минск: Акад. упр.при Президенте РБ,2005.- 216 с.
  13. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск: НацСКРБ, 2014.
  14. Нехорошева,Л.Н. Стратегия инновационного развития/Л.Н.Нехорошева, А.А.Слонимский //Белор.эконом.журн. - 2004.- №3. - с. 9-11.
  15. Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб.науч.статей 4 Междунар. науч.-прак.конф.- Брест:Альтернатива, 2013. – 360 с.
  16. Сайт ОАО «Савушкин продукт» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.brestmilk.by/ Дата доступа:20.08.2014.
  17. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент./ Р.А.Фатхутдинов ,-С-Пб, Питер, 2002. - 323с.
  18. Экономика предприятия: учеб.пособие/Л.Н.Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.Н. Гринцевич; под ред Л.Н. Нехорошевой. - Минск: БГЭУ,2008. - 719с.

Информация о работе Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях