Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:35, курсовая работа
В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу.
ВВЕДЕНИЕ.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий
из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,
финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной
системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где
"встречаются" производители
и потребители, продавцы и
результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения
производителей (предложение - это количество товара, которое производители
продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет
количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей),
участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на
какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и
структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие
конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между
производителями. Аналогично определяется
конкуренция между
взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом,
побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти
других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу.
1.СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Определение конкуренции
Конкуренция — свойственная товарному производству борьба между
предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта
продукции, за получение наивысшей прибыли.
Исследования
основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить
сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.
В Федеральном законе РФ «О конкуренции
и ограничении
деятельности на товарных рынках» от22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. Законов
РФ от 24 июня 1992 г.№ 3119, от 15 июля 1992 г. №3310-1, Федерального закона
от25 мая 1995 г. №83-ФЗ) под конкуренцией понимается состязательность
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность
условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Вся хозяйственная деятельность предпринимателей подчиняется основным законам
экономики, таким, как закон стоимости, закон денежного обращения, закон
конкуренции.
Закон конкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить
наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с
этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций,
наиболее важные из которых — определение рыночной стоимости товаров, сведение
конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию
индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на
основе различий в производительности труда и управлении производством. В
межотраслевом аспекте конкуренция
формирует среднюю норму
перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства,
осуществляет экономический
В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать
предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики,
обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в
производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной
высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата
производителей, бороться с монополией.
Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов,
упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий
производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны
техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция
должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на
удовлетворение рыночного
повышение качества продукции, услуг.
Состязающиеся между собой
различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия
предложений на рынке.
Главное условие, способствующее развитию конкуренции, — эффективное давление
на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У
потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с
потребительским спросом.
Путь к свободной конкуренции проходит через приватизацию и разгосударствление
экономики, формирование в ней конкурентоспособных секторов, включая и
государственный. Для успешного ведения конкурентной борьбы должна
существовать экономическая
В России в условиях перехода к рыночной экономике конкуренция из скрытой
перешла в явную и стала одним из решающих факторов развития
предпринимательства.
Классификация основных факторов конкурентоспособности предпринимательской
фирмы приведена на рис 1.
1.2 Факторы конкурентоспособности фирмы
Всю систему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две
основные группы.
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества фирмы. В эту
группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности
предпринимательской фирмы, а также параметры, отражающие степень
использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает
параметры социально-
среды, находящиеся вне сферы
непосредственного влияния
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие
непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности фирмы (элементы). С
учетом сказанного система основных факторов конкурентоспособности
предпринимательской фирмы может быть представлена трехуровневой структурой,
первый уровень которой
второй и третий уровни — собственно внешние и внутренние факторы.
Среди внутренних факторов конкурентоспособности фирмы важная роль принадлежит
технологическому фактору, который включает в себя технический уровень
продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность
технологии—базовая категория
по отношению к
предпринимательской фирмы. Она во многом зависит от конкурентных возможностей
взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от
внешних факторов: технологического процесса в масштабах страны и за рубежом,
развитости рынка инноваций, развития науки.
1.3 Развитие конкуренции
В своем новом качестве субъектов «рыночной экономики российские предприятия
вступают в конкурентные отношения.
Реакция крупных предприятий на
становление рынка
всего, использованием монополистических преимуществ при отсутствии
конкурентов.
Многие из лишившихся монополистических преимуществ российских предприятий
оказались на грани полной утраты конкурентоспособности.
Если в капиталистической
рыночного хозяйства, то в странах,
в которых в течение
господствовала
экономические законы, конкуренцию и другие элементы рынка, приходится
«внедрять» и даже навязывать рыночную систему хозяйствования. Отсутствуют
традиции деловой этики, психологические стереотипы восприятия конкуренции как
одной из важнейших жизненных ценностей.
Ни в одной из стран Восточной Европы не удалось добиться на практике широкого
развития конкурентных отношений. Но в настоящее время начал формироваться
«новый взгляд» на конкуренцию:
во-первых, существует уверенность в том, что без конкуренции невозможно
эффективное функционирование экономики;
во-вторых, в нашей стране и в странах Восточной Европы намечаются первые
попытки государственного стимулирования регулирования конкуренции; в
некоторых странах уже приняты законодательные акты, ставящие своей задачей
ограничение монополизма и создание
благоприятных условий для
конкуренции;
в-третьих, сегодня стало очевидным, что конкуренция пробивает себе дорогу с
большим трудом, преодолевая инерцию старого командного механизма управления.
Для того чтобы снять или хотя бы ослабить эти преграды, надо выявить факторы,
мешающие развертыванию
фактического положения дел в нашей стране и в некоторых зарубежных странах
может позволить определить «болевые точки», «механизмы торможения», которые
препятствуют переходу к конкурентно-рыночным отношениям.
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Добросовестная конкуренция
Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права
потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и
эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны
государства. Государство, определяя
и обеспечивая правила
рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя
государства интересам потребителя.
Основными признаками, по которым можно сгруппировать основные виды
конкуренции являются: во-первых, субъекты конкуренции - индивидуальная и
групповая; во-вторых, характер отношений: свободная (совершенная),
олигополистическая
функциональное назначение: внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая
конкуренция и региональная конкуренция; в-четвертых, методы действия: ценовая
конкуренция и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция (см.
рис. 2).
|
Основные виды конкурентных отношений
По субъектам По характеру По
функциональ- По методам
отношений ному назначению
-индивидуальная
-свободная
-ценовая
-групповая
внутриотраслевая
-межгосудар-
межотраслевая
ственная
ческая
-недобросовестная
ческая
Рис. 2. Виды конкурентных отношений предпринимателей
Чистая конкуренция
не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она
превращается в соперничество.