Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:35, курсовая работа
В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу.
показателями государства, заключается в том, что многие страны дают
обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и
расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к
таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских
работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и
др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.
В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой страны
располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом.
Эти суммы могут быть скрыты
в различных статьях
не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого
финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание
стоило правительству 2 млрд. долларов.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты,
чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. Экономический
шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические
показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление
промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность
приобретает сбор информации о вкусах
и доходах различных
общества.
С развитием промышленного
содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и
эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н.
технические центры, основной задачей которых является разработка новых
товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых
технологий и т.д.
В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности
собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции
конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем
параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность
и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих
лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной
продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную
ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества
своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают
для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти
патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их
устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых
сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно
никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких
лабораторий также не афишируется.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о
деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными
средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых
источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются:
публикации конкурентов и
публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры
рынков и доклады инженеров-
анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со
стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК
старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом
положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная
компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах
представляется высшим руководителям ТНК, которые определяют политику и
стратегию корпорации.
Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная
информация, структура производственных издержек, предоставляется
руководителям корпорации среднего уровня,
некоторым управляющим
филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.
Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует
практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет
прекрасно издан и т.д.; такой отчет предназначен для акционеров и широкой
общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации,
осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:
- различного рода вопросы,
- приглашение на работу
- ложные предложения работы
специалистам из фирм-
брать их на работу
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за
- использование
- подкуп сотрудников из
- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента
- подслушивание разговоров и т.д.
- похищение чертежей, образцов, документов
- шантаж и другие способы давления
- получение информации от
- сбор информации через
Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение
"своего человека" в государственные органы, призванные регулировать
деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую
информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной
политикой и т.п.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей
промышленного шпионажа для ТНК является сохранение своих секретов и получение
информации о секретах конкурента.
2.2.3 Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции
Частное собственность на изобретения
устанавливается через
экономической точки зрения патентование
равнозначно монополизации
связанных с использованием патента.
В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что
позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой
стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо
патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на
форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не
привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к
технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от
создания новых товаров.
Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших
финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что
конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение
не патентуется, если же существует
риск, что изобретение будет
конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать,
пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных
товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не
обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным
средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией
незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем
крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде
всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных
товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические
последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к
производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки
кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро
выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка
была подделана.
2.2.4 Методы промышленного шпионажа
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж
пользуется новейшими
использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных
электронных схем.
Специальная технология позволяет
перехватывать любую
устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить
микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину
разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным
службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать
необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных
сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей,
например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих
сетях. Любое несанкционированное вторжение, скажем в банковскую сеть, может
привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие
- использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
Развитие компьютеров и
пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные
меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за
безопасность и
данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный
интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые
содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не
предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести
случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети
компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была
полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.
3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ТОВАР
Товар — центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. В нем,
как в системообразующей клеточке интернационального организма, находят
отражение все особенности и противоречия мирового хозяйства в его
исторической определенности. Интернационализация хозяйственной жизни и НТП,
развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и
полнокровно отражаются в товаре,
в его потребительских и
характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара (ЖЦТ), в
структуре и динамике товарных потоков.
Товар — наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры
общества, наиболее чуткий индикатор экономической силы производителя (будь то
отдельное предприятие, страна или группа стран).
Конкуренция, как уже подчеркивалось выше, выступает основной движущей силой
товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее
видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает
товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать
целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный
товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства,
центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и
наглядным критерием эффективности.
3.1 Понятие конкурентоспособности товара. Параметры конкурентоспособности и
их оценка.
Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных
характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности
покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских
и стоимостных характеристик
способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого
предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.
Конкурентоспособный товар (КТ) — синтетический показатель, отражающий в себе
итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро;
производственной деятельности предприятий, их смежников; работы
внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних
рынках. Но КТ на мировом рынке — это не только высокое качество и достигнутый
технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном
пространстве и во времени, а главное — максимальный учет требований рынка,
конкретных покупателей. КТ предполагает очень гибкую реакцию экспортера на