Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:35, курсовая работа
В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу.
Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами,
монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.
Чистая конкуренция между
никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.
Внутрифирменная конкуренция —
подразделения одной фирмы
улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения
финансовых документов.
Функциональная конкуренция
удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все
товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально
конкурируют друг с другом.
Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и
той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам
(например, музыкальные центры с
различным уровнем звуковой
Предметная конкуренция
имеющих незначительные отличия.
В последнее время стали
появления нового продукта на рынке или быстрота изготовления заказов клиента
при этой же цене. Все виды конкурентного соперничества условно можно
разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где
главными действующими лицами выступают потребители.
В конце XIX — начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция.
Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет
не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все
время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом
странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.
Межотраслевая конкуренция, т.е. борьба между производителями в разных
отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала, способствующая
направлению огромных капитальных вложений с учетом реально существующих
запросов потребителей.
Свободная (совершенная) конкуренция возникает на рынке в том случае, когда на
нем действует множество
для появления новых конкурентов, цены свободно колеблются под воздействием
спроса и предложения. При этом ни один из конкурентов не обладает достаточной
мощью, чтобы оказывать серьезное влияние на цены, или другими способами
регулировать положение на рынке.
Для современного состояния экономики более характерна олигополия —
конкуренция нескольких крупных фирм, контролирующих значительную часть
производства и сбыта. Каждая из
них ведет самостоятельную
области инноваций, но при этом все они зависят друг от друга и вынуждены
учитывать стратегию конкурентов. Принято также выделять ценовую и неценовую
конкуренцию.
При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен
производителя на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию
других производителей. Предприятие может в этом случае либо использовать
преимущество более низких издержек производства, либо сознательно идти на
потерю прибыли для того, "чтобы закрепить за собой большую долю рынка. В
настоящее время на Западе в значительной части отраслей открытая ценовая
конкуренция не действует, поскольку снижение цен у одного из производителей
обычно вызывает аналогичные действия его конкурентов, что не приводит к
изменению позиций фирм на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в
целом.
Неценовая конкуренция характеризуется тем, что основными факторами в
конкурентной борьбе становятся не цена товара, а его качество, сервисное
обслуживание, репутация фирмы-изготовителя. Одновременно под видом неценовой
может идти и скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества и улучшение
потребительских свойств новых товаров происходит быстрее, чем растет их цена.
Немаловажное значение имеет конкуренция различных регионов, также выступающих
в роли производителей товаров, имевших различие в силу определенных
географических, государственных и административных границ.
Еще один ключевой вид конкуренции - это борьба товаропроизводителей в разных
секторах рынка (рынка средств производства, предметов потребления, ценных
бумаг, рабочей силы, идей, валют
и т.п.). Такое соперничество
по раду направлений. Основные из них - объем продаж той или иной продукции,
виды предлагаемых товаров, их качество, цена, условия, при которых происходит
реализация.
Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства - конкуренция за повышение
технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество
обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает
перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта -
одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация
производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда - уважение к
фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по
укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.
2.2 Недобросовестная конкуренция
В предпринимательской практике встречается недобросовестная конкуренция -
любые направленные на приобретение
преимуществ в
деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат
положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим
предпринимателям. В Законе РФ "О
конкуренции и ограничении
деятельности на товарных рынках" определены и запрещены такие формы
недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующих
субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в
заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его
потребительских свойств, качества, некорректное сравнение хозяйствующим
субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых
товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование
товарного знака, фирменного наименования.
В отечественной
используется так называемые методы недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов,
связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.
2.2.1. Виды недобросовестной конкуренции:
• скрытое использование чужой торговой марки;
• подделка продукции конкурента;
• подкуп сотрудников конкурента;
• продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
• неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала
конкурентов в свою фирму;
• тайный сговор конкурентов на торгах;
• экономический и промышленный шпионаж;
• распространение ложной информации;
• махинации с деловой
• физическое уничтожение конкурента;
• разглашение коммерческой тайны конкурента;
• необъективная реклама.
Принятый Государственной Думой 14 июня 1995 г. Федеральный закон РФ "О
рекламе" запрещает недобросовестную конкуренцию в области рекламы, способную
ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан
или юридических лиц, окружающей среде, либо вред чести, достоинству или
деловой репутации указанных лиц, а также посягающую на общественные интересы,
принципы гуманности и морали.
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - "товары")
Российской федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг,
связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и
юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Закон также применяется в тех
случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации в
области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение
юридических или физических лиц на территории российской Федерации, либо
влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской
Федерации. Закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на
иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей,
зарегистрированных в
распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие
действительности сведения в отношении:
• таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата
изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения,
наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков
соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;
• наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном объеме,
периоде времени и месте;
• стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
• дополнительных условий оплаты;
• доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
• гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
• исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица,
индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
• прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а
также символов международных организаций;
• официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
• предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если
товар является частью серии;
• результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из
технических, научных и иных публикаций;
• статистических данных, которые не должны представляться в виде,
преувеличивающем их обоснованность;
• ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или
физических лиц, в том числе на устаревшие;
• использование терминов в превосходной степени, в том числе путем
употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и
тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
• сравнений с другим товаром (товарами),
а также с правами и
юридических или физических лиц;
• ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
• фактического размера спроса на товар;
• информации о самом рекламодателе.
Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации
о рекламе и саморегулирование в области рекламы осуществляет Федеральный
антимонопольный орган, (его территориальные органы). Он предупреждает и
пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими
лицами; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и
рекламораспространителям
Российской Федерации о
направляет материалы о
рекламе в органы, выдавшие лицензию,
для решения вопроса о
или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида
деятельности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные
органы по подведомственности материалы
для решения вопроса о
уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
2.2.2 Современный экономический шпионаж
Часто термины "промышленный" и "экономический" шпионаж используют как
синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе
промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж
охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это:
1). рыночная стоимость всей
услуг за год;
2). сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и
нематериальном производстве и амортизационных отчислений, его распределение
по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов,
возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных
государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.
Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными