Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:35, курсовая работа
В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу.
требования рынка и поведение
конкурентов. Товар требуемой
ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя
доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне,
сложившемся в мировой практике.
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и
"качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак
равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие
"конкурентоспособность"
уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью КТ.
Если качество продукта в каждый отдельный момент представляет определенную
совокупность его свойств, то КТ может значительно меняться в зависимости от
изменения таких внешних факторов, как условия реализации, спроса и
предложения.
Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его
пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно
оценить КТ, поставщик должен использовать те же критерии, которыми оперирует
потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная своему
товару поставщиком, совпадет с мнением покупателя. Следовательно, вначале
необходимо решить задачу определения перечня параметров существенных с точки
зрения потребителя. Однако для производителя (экспортера) этот вопрос стоит
несколько шире. Прежде всего, он должен оценить принципиальную возможность
реализации своего товара на рассматриваемом рынке, т.е. уровень нормативных
параметров. Определение принципиальной возможности реализации начинается с
оценки патентной чистоты. Затем выясняется соответствие параметров
анализируемого товара обязательным стандартам и нормам. С техническими
параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара. Если не все
параметры изделия соответствуют требованиям покупателя, это свидетельствует о
его неконкурентоспособности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке
товар, полностью отвечающий потребности, он будет вынужден скорректировать
свои требования с учетом существующего предложения.
Практика определения КТ основывается
на сравнительном анализе
характеристик товара с товарами конкурентами по степени удовлетворения
конкретных потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность — важнейший критерий целесообразности выхода
предприятия на внешние рынки, одновременно это условие эффективного ведения
внешнеторговых (внешнеэкономических) операций и основа выбор средств и
методов производственно-экспортной деятельности.
Итак, на рынке покупателя конкурентоспособность товара рассматривается с
точки зрения потребителя. В условиях острой конкуренции такой подход
ориентирует на достижение конкретных рыночных результатов. При этом
справедливо считается, что покупателя прежде всего интересует эффективность
потребления (Эп), понимаемая как отношение полезного эффекта (Р) к полным
затратам на приобретение товара (С). Следовательно, условие
конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:
Р
Эп = — -> тах
С
Это вовсе не означает, что, обеспечивая
наилучшие условия для
целью повышения
о своих выгодах.
Рентабельность его
коммерческого успеха. Для того чтобы обеспечить покупателю преимущества по
основным параметрам поставляемого товара (уровню цены, качеству, условиям
поставки и т.п.), производитель должен расходовать соответствующие средства,
выделяемые обычно из прибыли. Поэтому для производителя в практическом плане
конкурентоспособность рассматривается как сравнительная прибыльность
экспорта, характеризующая, в конечном счете, финансовые возможности ведения
конкурентной борьбы. Подход к оценке конкурентоспособности товара с точки
зрения производителя является традиционным (особенно для дефицитных рынков).
Он, как правило, сформирован в стратегии экспортера и последовательно
контролируется с целью
проводимых мероприятий. Однако надо помнить, что установка на рентабельность
является необходимым, но все же недостаточным условием успеха на рынке. Успех
у потребителя определяется его
собственной оценкой
товара. Именно поэтому экспортеры должны использовать эту оценку в качестве
основного ориентира в своей работе.
3.2. Основные этапы оценки конкурентоспособности товара и способы ее
обеспечения.
Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить
внутреннюю структуру Р и С, рассчитать величины каждого их элемента
(параметра) и целенаправленно,
максимизируя (или относительно повышая) показатель конкурентоспособности (К).
Полезный эффект (Р) каждого товара
описывается своим набором
параметров, которые мы назовем потребительскими. Потребительские параметры, как
правило, подразделяются на два основных вида: "жесткие" и
"мягкие".
"Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним
основные характеристики, изменение, а тем более замена, которых могут
осуществляться в определенных, относительно "жестких" пределах, заданных
конструктивными принципами изделия.
Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются технические
параметры, которые, в свою очередь, распадаются на параметры назначения
(классификационные,
эргономичности (точнее, параметры, непосредственно связанные с техническим
исполнением изделия).
Особую группу "жестких" параметров составляют параметры соответствия
международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и
т.д. Изменение этих так называемых регламентируемых параметров,
чреватое нарушением условий международных соглашении, договоренностей,
контрактов и т.п., может привести к частичной или полной утрате позиций
экспортера на рынке.
"Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет,
упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными
товарами, в том числе со схожими "жесткими" параметрами, возрастает значение
"мягких" параметров, придающих
товарам особую
данная тенденция проявляется на рынках товаров не только массового спроса, но
и производственного назначения.
Определение набора потребительских параметров товара — исходная точка анализа
его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно
определить. Достаточно просто это сделать для "жестких" параметров, каждый из
которых имеет определенную величину (или она ему может быть приписана),
выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, точность и
т.п.). Сложнее обстоит дело с "мягкими" параметрами, которые, не имея, как
правило, естественной физической меры, трудно поддаются непосредственной
количественной оценке. Эти параметры
характеризуют некоторые
эргономичности изделия, а также все его эстетические достоинства.
Количественная их оценка и включение в анализ конкурентоспособности требуют
выбора единой методологической базы (подхода).
Возможна оценка на базе так называемых органолептических методов,
построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства
объекта и выражении результатов восприятия в цифровой (балльной) форме.
Полезной может оказаться
столько на его непосредственное восприятие, сколько на опыт работы на рынке, на
понимание (часто интуитивное) роли того или иного свойства в удовлетворении
конкретной потребности. Этот метод называют квалиметрическим, так как
он основан на соизмерении различных свойств изделия. На основе обобщения
высказанных мнений строится общая количественная оценка "мягкого" параметра.
Количественно определив все известные нам потребительские параметры изделия,
мы можем перейти к их сопоставлению с параметрами образца, предполагая, что
по величине параметра покупатель определяет, насколько свойство изделия,
представленное данным параметром, удовлетворяет соответствующую его
потребность.
Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа
конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению
результатов анализа. Прежде всего, образец должен принадлежать к тому же
классу товаров, что и анализируемое изделие. Он должен быть наиболее
представительным для данного рынка, а его основные параметры должны
рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся
рыночной обстановке.
Степень соответствия параметров нашего изделия параметрам эталона можно
выразить как процентное отношение, имея в виду, что параметры эталона
соответствуют полному удовлетворению потребности. К примеру, если
предлагаемая на экспорт универсальная ЭВМ имеет фактическую
производительность 100 млн. операций в секунду, а потребителю нужна ЭВМ с
производительностью 500 млн. операций в секунду, то его потребность по
данному параметру может быть удовлетворена только на 20%. Аналогичный расчет
можно провести по всем поддающимся количественной оценке параметрам, построив
для каждого из них соответствующий параметрический индекс (Ji):
Pi
Ji = -------- , где
Рi°
Рi — значение 1-го потребительского параметра оцениваемого товара,
Рi° — значение 1-го потребительского параметра оцениваемого товара-образца.
Следует иметь в виду, что значение тех или иных потребительских параметров в
формировании суммарного полезного эффекта может сильно варьироваться. Поэтому
необходимо установить иерархию внутри
перечня потребительских
выделив на первый план те из них, которые имеют наибольшую значимость (вес)
для потребителя. При этом вся потребность принимается за 100%.
Определение веса параметра — непростая задача. Ее решение целесообразно
поручить сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих
надежной рыночной информацией. При необходимости уточнить выработанную ими
позицию можно получить дополнительные сведения путем телефонного опроса или
рассылки письменных анкет специалистам из других компетентных в этом вопросе
организаций.
Оценка степени удовлетворения покупателя потребительскими свойствами изделия
в целом может быть произведена с помощью сводного параметрического индекса
(Jp), который рассчитывается по следующей формуле:
Jp = Ai x Ji (i=1,.n), где
n — число количественно
Аi, — вес i-го параметра, выявленный ранее группой экспертов,
Ji, — параметрический индекс i-го параметра.
Как правило, Ji, и Jp не должны превышать 100%, так как потребность,
удовлетворенная более чем на 100%, — это абсурд, а в данном случае — не
учитываемая потребителем, экономически нецелесообразная растрата ресурсов.
В принципе параметрический индекс любого регламентируемого параметра может
иметь только два значения - 0 и 1 в зависимости от того, соответствует ли
данный параметр всем требуемым нормам и стандартам. При этом, естественно,
нулевое значение индекса свидетельствует о полной потере
конкурентоспособности изделия.
Расчет сводного параметрического
индекса потребительских
непосредственно характеризующего величину полезного эффекта (Р), — важный
этап анализа
рассмотрим по аналогичной схеме стоимостные параметры товара, отражающие
элементы затрат покупателя на приобретение и использование изделия на
протяжении всего периода его потребления. Эти параметры, получившие название
экономических, прямо или косвенно указывают на издержки, которые несет
потребитель в момент покупки товара и в процессе его использования.
Размер издержек, а значит, и величины экономических параметров определяются
ценой изделий (С1,), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3),
эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение
персонала (С7), налоги (С8), страховые взносы (C9) и т.д. В совокупности все
эти расходы составляют величину цены потребления (С), представляющую объем
средств, который требуется потребителю в течение всего срока службы товара.
В самом общем виде цена потребления
будет выглядеть следующим
C=C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+ .Cm,
где набор ее слагаемых (экономических параметров) и их конкретное значение
индивидуальны для каждого товара.