Сущность косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат

Описание работы

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сущность косвенного налогообложения в РФ
    1. Значение и функции косвенных налогов в РФ

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы [7].

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу [39].

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд - государство получает возможность "содержать" себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

  Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения,  налоговые базы, ставки налогов,  льготы и санкции, изменяя условия  налогообложения, государство стимулирует  предпринимательскую деятельность  в одних направлениях и ограничивает  в других, исходя из общенациональных  интересов. От успешного функционирования  налоговой системы во многом  зависит результативность применяемых  экономических решений. Применение  налогов является обеспечением  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами  предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия [16].

При толковании законодательства возможно обращение  к категории "косвенные налоги", но при этом необходимо учитывать  три критерия отнесения налогов  к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним  относятся акцизы, налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины.

При косвенном  налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником  между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные  налоги включаются в цену товаров  и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками [21].

Преимущества  косвенных налогов связаны в  первую очередь с их ролью в  формировании доходов бюджета, а так же [6]:

  1. косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
  2. так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.
  3. потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.
  4. косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.
  5. косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества [6].

С точки  зрения решения фискальных заданий  косвенные налоги всегда эффективнее  прямых. Это связано с целым  рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры  потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический  характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения  экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и  уменьшение базы налогообложения, что  приводит при неизменных ставках  к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки  зрения влияния на экономическое  развитие косвенные налоги традиционно  связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий  уровень цен, чем больший объем  производимых в стране товаров они  охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о  том, что введение косвенных налогов  или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен  в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в  период экономической стабильности.

При некоторых  условиях косвенные налоги, в отличие  от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они  в меньшей степени затрагивают  прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления. А также потому, что с их помощью  государство может изменять соотношение  между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели [4].

Функции налогов [28]:

Фискальная функция является основной функцией налога. Она состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством данной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, то есть в процесс перераспределения части стоимости ВВП.

Регулирующая функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Распределительная (или перераспределительная) функция налога выражает его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление данной функции, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленный законодательством налог. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - явление частое.

В отдельных изданиях по налогам  можно встретить упоминание о  такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. Однако, на мой взгляд, правомерно говорить все же о регулирующей функции [28].

Воспроизводственная функция налогов, носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности [17].

 

1.2 Виды косвенных налогов

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги [24].

   Налог на добавленную стоимость    

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг [24].

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен 21-й главой Налогового кодекса РФ [1].

НДС является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога - фискальная. Вся сумма поступлений НДС  с 2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ [4].

Налогоплательщик

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются:

- организации;

- индивидуальные  предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они не получили освобождение от уплаты НДС. Получить освобождение от уплаты НДС может как фирма, так и предприниматель. Для этого должны быть выполнены два условия.

 Во-первых, общая сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) за три  последних календарных месяца  не должна превышать 1 млн. рублей (без учета НДС и налога с  продаж).

Во-вторых, фирма (предприниматель), претендующая на освобождение, не должна продавать  акцизные товары в течение трех предшествующих месяцев.

Для того чтобы использовать право на освобождение от уплаты НДС, в налоговую инспекцию  подается письменное уведомление и  документы, подтверждающие право на освобождение.

Документы, которые необходимо представить  вместе с уведомлением, приведены  в пункте 6 статьи 145 НК РФ. Их нужно  подать в налоговую инспекцию  не позднее 20-го числа того месяца, с  которого планируется получить освобождение. Освобождение действует 12 месяцев после получения. Отказаться от него в течение этого срока нельзя. Чтобы продлить освобождение, в налоговую инспекцию подаются те же документы, но не позднее двадцати дней с момента окончания освобождения [1].

Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ