Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат
Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения, которая представляет ту же идею, что и теория обмена (принцип возмездности в отношениях между государством и плательщиком), только с нескольких позиций. «Наслаждение» в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.
Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.
Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.
Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
В период
с 1945 до середины 1970-х гг. в капиталистическом
мире произошли события, которые
вывели мировую экономику и все
ее проблемы на принципиально новый
уровень. Научно-технический прогресс,
глобализация экономики, соединение одновременно
циклического, структурного, экологического,
энергетического кризисов – все это привело
к переосмыслению методов государственного
воздействия на экономику. Формируется
экономическая теория предложения, представители
которой выступают за самостоятельную,
не зависимую от денежной, бюджетную политику,
обосновывая потенциал налогового регулирования
экономики [32].
И в заключение приведем определение налога, налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1,ст.8 часть 1].
В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
2.2 Роль косвенных налогов в доходах бюджетов РФ
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги [3].
При косвенном налогообложении происходит многократное обложение одного и того же товара на разных стадиях его движения от производителя к потребителю. Поэтому косвенные налоги выступают мощным фактором роста цен, ускорения инфляционных процессов. В то же время они имеют большее фискальное значение для государства, чем прямые налоги, и шире используются органами власти для регулирования экономических процессов; их легко взимать и без больших затрат [26].
Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.
Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался и в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа [11].
Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построенном общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран-членов Европейского Сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на июнь 1992 г., поданным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира [38].
Налог на
добавленную стоимость — косвен
- ориентации
на гармонизацию налоговых
- обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;
- систематизации доходов [2].
Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24 %. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 40,0 %. в 1999 г. - 44,6 %, в 2000 г. - 41,1 %, в 2003 г. – 36 % , в 2004 г. – 34, 4 % Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ по проекту на 1999 г, составила 4,08 %; ожидаемое исполнение — 4,53 %: по проекту на 2000 г. — 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение — 6,5 % в Германии; максимальное значение — 10,2 % в Греции [5, 45].
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 2004-2008гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета. Сейчас же сумма дохода бюджета от косвенных налогов изменилась, статистику 2010-2011 годов можно представить на рис. 1 [44].
Рис.1 «Поступление налогов в бюджет»
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость [15].
Акцизы
также взимаются через цены товаров
и услуг. Объектом обложения акцизами
выступают как объём, так и
стоимость реализованных
Современные
косвенные налоги являют пример развития
передовой финансовой мысли. Именно
эти налоги претерпели самые крупные
изменения в финансовой практике.
Суммарные косвенные налоги приобрели
черты прогрессивных и
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС и налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль – 7%.
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010−2011 гг. приведена на рис. 2 [44].
Рис.2
Налога
на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет в апреле 2011 года составили 18 млрд.
рублей – в 2,2 раза больше, чем в апреле
2010 года. За январь-апрель 2011 года по сравнению
с январем-апрелем 2010 года поступления
выросли в 1,9 раза. Такой рост обусловлен
изменением порядка зачисления акцизов
на нефтепродукты (в 2009−2010 гг. полностью
зачислялись в консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации, а с 2011
года 30% зачисляются в федеральный бюджет
и 70% — в консолидированные бюджеты субъектов
Российской Федерации) [44].
Российская Федерация взяла на себя обязательства, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача-снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом [36].
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. - на 1,1% к ВВП [31, 43].
Доля
доходов консолидированных
Однако
именно распределение налогового бремени
является, главной проблемой для
России. Учитывая, что у основной
массы налогоплательщиков резко
уменьшились доходы, а значит, уменьшилась
база для налогообложения, возникает
вопрос о необходимости компенсировать
эти потери. Для этого необходимо
снова ввести прогрессивную ставку
подоходного налога. Основные поступления
в бюджет должны приходить от людей
с очень высоким уровнем
Существование в РФ системы налоговых льгот также является причиной недополучения средств в бюджет страны. Наличие большого числа таких льгот, конечно, оправданно с точки зрения экономической политики поддержки отдельных отраслей производства, но средний показатель налогового бремени должен корректироваться с учетом этих условий.
Налоговый
механизм является наиболее действенным
и эффективным рычагом
2.3
Направления по
В части
налогообложения акцизами в плановом
периоде периодическая
Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ