Сущность косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат

Описание работы

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения, которая представляет ту же идею, что и теория обмена (принцип возмездности в отношениях между государством и плательщиком), только с нескольких позиций. «Наслаждение» в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

    На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки  налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к  получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в  зависимости от размеров прибыли  был достаточно мал). В России в  к. XIX в. начался период урбанизации  и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая  война (увеличение бумажноденежной  эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной  способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.

Основным  источником доходов власти опять  стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию  хозяйства.

В период с 1945 до середины 1970-х гг. в капиталистическом  мире произошли события, которые  вывели мировую экономику и все  ее проблемы на принципиально новый  уровень. Научно-технический прогресс, глобализация экономики, соединение одновременно циклического, структурного, экологического, энергетического кризисов – все это привело к переосмыслению методов государственного воздействия на экономику. Формируется экономическая теория предложения, представители которой выступают за самостоятельную, не зависимую от денежной, бюджетную политику, обосновывая потенциал налогового регулирования экономики [32].                                   

И в заключение приведем определение налога, налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1,ст.8 часть 1].

 В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

 

2.2 Роль косвенных налогов в доходах бюджетов РФ

Основное  место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги [3].

При косвенном  налогообложении происходит многократное обложение одного и того же товара на разных стадиях его движения от производителя к потребителю. Поэтому  косвенные налоги выступают мощным фактором роста цен, ускорения инфляционных процессов. В то же время они имеют  большее фискальное значение для  государства, чем прямые налоги, и  шире используются органами власти для регулирования экономических процессов; их легко взимать и без больших затрат [26].

Наиболее  существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой  из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше  использовался  и в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа [11].

Необходимость применения добавленной стоимости  как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построенном общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран-членов Европейского Сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на июнь 1992 г., поданным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира [38].

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

- ориентации  на гармонизацию налоговых систем  стран Европы;

- обеспечения  стабильного источника доходов  в бюджет;

- систематизации  доходов [2].

Основная  функция НДС - фискальная. В среднем  НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24 %. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 40,0 %. в 1999 г. - 44,6 %, в 2000 г. - 41,1 %, в 2003 г. – 36 % , в 2004 г. – 34, 4 %  Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ по проекту на 1999 г, составила 4,08 %; ожидаемое исполнение — 4,53 %: по проекту на 2000 г. — 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение — 6,5 % в Германии; максимальное значение — 10,2 % в Греции [5, 45].

Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги. В 2004-2008гг. на них приходилось от 62% до 66% общей  суммы доходов федерального бюджета. Сейчас же сумма дохода бюджета от косвенных налогов изменилась, статистику 2010-2011 годов можно представить на рис. 1 [44].

Рис.1 «Поступление налогов в бюджет»

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС). С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость [15].

Акцизы  также взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и  стоимость реализованных подакцизных  товаров (спирт этиловый из всех видов  сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного  предназначения, парфюмерно-косметическая  продукция, товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке), алкогольная  продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные  изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей, минеральное  сырьё (нефть и стабильный газовый  конденсат, природный газ)) в зависимости  от установленных в отношении  этих товаров налоговых ставок. Большие  поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и  газ [20].

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно эти налоги претерпели самые крупные  изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели  черты прогрессивных и пропорциональных. В апреле 2011 года в федеральный  бюджет по предварительным данным поступило  администрируемых ФНС России доходов  в сумме 412 млрд. рублей – на 61% больше, чем в апреле 2010 года. За январь-апрель 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010 года поступления выросли на 29%[41,42].

В общей  сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления  НДС и налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль – 7%.

Динамика  поступлений основных налогов в  федеральный бюджет в январе-апреле 2010−2011 гг. приведена на рис. 2 [44].

 
Рис.2 

 Налога  на добавленную стоимость на  товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации,  в апреле 2011 года поступило 173 млрд. рублей – в 1,9 раза больше, чем в апреле 2010 года. Значительное  превышение поступлений НДС в  апреле 2011 года относительно апреля 2010 года связано со снижением  в 1,7 раза фактически возмещенных сумм налога в апреле текущего года.  За январь-апрель 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010 года поступления выросли на 22%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в апреле 2011 года поступило 8 млрд. рублей – в 2,1 раза больше, чем в апреле 2010 года, что связано с администрированием с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. За январь-апрель 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010 года поступления выросли в 2,3 раза [42]. 
         Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в апреле 2011 года составили 18 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем в апреле 2010 года. За январь-апрель 2011 года по сравнению с январем-апрелем 2010 года поступления выросли в 1,9 раза. Такой рост обусловлен изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты (в 2009−2010 гг. полностью зачислялись в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а с 2011 года 30% зачисляются в федеральный бюджет и 70% — в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) [44].

Российская  Федерация взяла на себя обязательства, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано  к 2016 году. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача-снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом [36].

Сокращение  дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина  России, запланированные изменения  в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к  увеличению доходов федерального бюджета, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. - на 1,1% к  ВВП [31, 43].

Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете РФ останется стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году).

Однако  именно распределение налогового бремени  является, главной проблемой для  России. Учитывая, что у основной массы налогоплательщиков резко  уменьшились доходы, а значит, уменьшилась  база для налогообложения, возникает  вопрос о необходимости компенсировать эти потери. Для этого необходимо снова ввести прогрессивную ставку подоходного налога. Основные поступления  в бюджет должны приходить от людей  с очень высоким уровнем доходов, которых в нашей стране немало. Для этого, к примеру, можно сделать  ставку подоходного налога 30% для  граждан, чей доход превышает 5 млн. рублей в год, 50% для граждан, годовой  доход которых превышает 50 млн. рублей как это делают в настоящее  время все развитые страны. Еще  одной проблемой, актуальной для  России, является теневая экономика. Ведь не платят же налоги “теневики”, а показатель ВВП досчитывается на предполагаемый объем произведенного ими продукта. Изымаемая доля ВВП рассчитывается из фактически полученных бюджетом денежных средств, а при нынешней ситуации начисленные и уплаченные платежи это не одно и тоже. Поэтому теневой бизнес очень сильно ударяет по налоговой системе и сбору налогов [25].

Существование в РФ системы налоговых льгот  также является причиной недополучения средств в бюджет страны. Наличие большого числа таких льгот, конечно, оправданно с точки зрения экономической политики поддержки отдельных отраслей производства, но средний показатель налогового бремени должен корректироваться с учетом этих условий.

Налоговый механизм является наиболее действенным  и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной  будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

 

2.3 Направления по совершенствованию  косвенных налогов РФ

В части  налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию  будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем  инфляции. Одновременно с этим повышение  акцизов на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться  опережающими темпами по сравнению  с темпами ставок в отношении  алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом  и натуральными винами [32].

Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ