Сущность косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат

Описание работы

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения [37].

Начальные формы налогообложения следует  искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последним на заре развития человечества выполнялись важнейшие  функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор» [33].

В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов, каждый из которых  повлиял на процесс выяснения  сути понятия «налог», история которого берет начало с библейских времен. На каждом историческом этапе определение  налога дополнялось какими-то ранее  не известными деталями. Первый этап охватывает собою Древний мир, когда понятия  «налог» еще не существовало. В  классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой  республику, что буквально переводится  как «общественное дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями  в то время не существовало [22].

В средневековом  обществе налоги все еще не могут  быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень  добровольности и близость к понятию  «жертва» (что заметно даже в названиях  налогов). Так, например, название наиболее распространенного в средневековье  налога происходит в переводе с немецкого  от слова «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии – «поддержка», «опора». Отличительной чертой взимавших в те времена налогов была самостоятельность оценки возможностей налогоплательщика по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, нежели заявления должника о своем имущественном положении [30].

В 1908 г.  Э. Селигманом было проведено специальное этимологическое исследование, результаты которого дают своеобразный срез развития понятия налога в человеческой истории.  «В начале господствующей является идея дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству. Идея дара находит свое выражение в латинском термине donum и в английском – benevolence. На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке. Этой идее соответствовало латинское слово ргесапит, которое употреблялось на континенте несколько столетий, а также германское Bede (от beten – просить). На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. Эта идея нашла себе выражение в латинском adiiitoriiim, английском aid и французском aide. На четвертой стадии появляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. Эта идея из старофранцузского gabelle, в современном немецком Ahgabe, в латинском – dazio. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности, которому соответствует английское duty. Лишь на шестой стадии мы встречаем идею принуждения со стороны государства. Эту идею мы видим в английском impost или imposition, также во французском impot и итальянском imposts. На седьмой, и последней, стадии мы видим идею определенной доли или оклада,  установленных правительством вне всякой зависимости от воли плательщика. Эту идею мы видим в английском термине scot...» [32].

Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз  через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. “Выход”  взимался с каждой мужской души и  со скота. Каждый удельный князь собирал  дань в своем уделе сам и  передавал ее потом великому князю  для отправления в Орду. Сумма  “выхода” стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме  “выхода” было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел “данные” деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: “ямские”, “пищальные” - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило “сошное письмо”, которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота [40].

Хотя     политическое объединение русских  земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал  Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи  с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и  запутана.                      Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676) , создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить госбюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% гос. доходов - за счет косвенных налогов). Надо отметить, что неупорядоченность фин. системы в то время была характерна и для других стран.

Современное государство раннего периода  новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство  еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию [34].

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога, к чему это приводило понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и гос. деятелей. Так Ф. Бэкон в книге писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа» [10].

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских  странах стало формироваться  административное государство, создавшее  чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой  к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича).

Эпоха Петра  I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать [17].

В 1770 г. министр финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.) [29].

В это  же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными  (где основная роль отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1) Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность  обложения и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам. 

2) Принцип  определенности, требующий, чтобы  сумма, способ и время платежа  были точно заранее известны  плательщику. 

3) Принцип  удобности предполагает, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика. 

4) Принцип  экономии, заключающийся в сокращении  издержек взимания налога, в рационализации  системы налогообложения [35].

Именно  в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего  активную экономическую, в том числе  финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль.

Для государства XVI-начала XVII в. был характерен сословный  уклад. В то время основной его  формой была монархия, еще не располагавшая  регулярными налоговыми поступлениями  и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной  администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных  доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены  в течение непродолжительного периода  времени, а расходы государства  росли более высокими темпами, чем  его доходы, поэтому получил распространение  принцип, в соответствии с которым  при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к  целевым налоговым поступлениям. На данном этапе развития «налог»  выступает как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, предполагающее наличие определенной цели, а именно покрытия конкретных, объявленных обществу расходов государства [33].

В XVII–первой  трети XIX в. в экономических теориях  господствовала идея о невмешательстве  государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и  рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

         По мере развития и усложнения  общественных отношений государство  расширяет участие в жизни  граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать  пути получения дополнительных  доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии, как в военное,  так и в мирное время и  многие другие требующие соответствующего  финансирования расходы привели  к тому, что налоги постепенно  становятся основным источником  государственных доходов. В силу  того что для существования  власти доходов от эксплуатации  собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистические, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику. Сначала определение налога и его обоснование дали, так называемые теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том, и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства.

Особое место в индивидуалистических теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, которые внесли огромный вклад в разработку проблем экономической теории налога. В трактовке налога А. Смит занимал позиции теории обмена, но дополнил ее принципами построения налоговой системы. Анализ теории А. Смита позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе развитие экономической мысли в качестве налога рассматривалось лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основывалось на четырех принципах обложения, защищающих интересы лица, выплачивающего налог, и получивших название «декларация прав плательщика». В определении налога классики привнесли нечто принципиально новое, а именно понятие справедливости налогообложения, без соблюдения которой, налог, возможно, перестает быть налогом и переходит в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа.

Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ