Сущность косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат

Описание работы

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

В современный  период в большинстве развитых стран  велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще  от 7 до 12% всех налоговых поступлений  развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений  в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и  Канаде - роль косвенного налогообложения  заметно ниже. Это вызвано устойчиво  негативным отношением общественного  мнения этих стран к косвенным  налогам из-за инфляционного их влияния  и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов  не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков [3].

В настоящее  время НДС занял ведущее место  среди всех косвенных налогов  в большинстве развитых стран. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, начисленным на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.

НДС не используется только в США и Австралии, где  из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж (в  США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 8,25%). В некоторых  странах, например в Германии, налог  с продаж используется параллельно  с НДС, хотя и в заметно меньшем  объеме [23].

Кроме стандартной  ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально  значимые товары - продовольствие, медикаменты  и т.п.

Кроме сниженных  ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы.

При использовании  «нулевой ставки» производитель  получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства [12].

Особую  группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются  и некоторые различия. НДС и  налог с продаж нацелены, как правило, на обложение всего или преобладающей  части конечного потребления  при относительно умеренных ставках  для различных товарных групп  и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров.

Акцизы  также направлены на обложение конечного  потребления, но не всего, а лишь его  определенных частей. При этом они  выполняют не только усиленно-фискальную, но и иную функцию. Например, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция  в пределах государственной монополии  на ее производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения  высоких налоговых поступлений  от потребителей подобной продукции, что  и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление  этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения  некоторых других товаров, причем, как  правило, с чисто фискальными  целями.

Хотя  в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к  тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все  же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это  либо товары массового потребления  с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например ювелирные изделия.

Так, в  США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в  штатах. В прошлом список подакцизных  товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в  нем наряду с алкогольной и  табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакцизных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.

Акцизные  ставки устанавливаются в двух принципиально  отличных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном  выражении на определенную единицу  измерения (например, в США на 1 пинту  алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).

Выбор между  двумя видами акцизных ставок связан, прежде всего, с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи  с изменением масштаба инфляции, но одновременно они автоматически  способствуют ее усилению. При ставках  акцизов в абсолютных стоимостных  единицах налоговые органы могут  понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют  этому. Антиинфляционные настроения последних  десятилетий приводят к тому, что  предпочтение в развитых странах  отдается второму виду ставок [3].

Особую  группу косвенных налогов за рубежом  составляют таможенные пошлины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение  в целом, хотя и в весьма специфических  формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно - стимулирующую. В прошлом при установлении пошлин во всех развитых странах преобладала  первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых поступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах таможенные пошлины в  решении фискальных проблем играют второстепенную роль. Это отчетливо  проявилось в том, что, во-первых, в  общих налоговых поступлениях пошлины  составляют незначительную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импортируемым товарам.

Главная цель их установления - зашита отечественного производителя от чрезмерной конкуренции  аналогичных импортных товаров  или в сочетании с другими мерями - стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.

Особой  разновидностью импортных пошлин являются так называемые антидемпинговые  пошлины, в несколько раз превышающие  обычные пошлины. Они накладываются  обычно на импортные товары, которые  продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внутренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются другие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).

Важную  роль в уменьшении значения таможенных пошлин в развитых странах сыграло  долголетнее действие Генерального соглашения по вопросам тарифов и  торговли (ГАТТ), основной целью которого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В  результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах  с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась  с 40-60% до 3-5%.

Однако  снижение таможенных пошлин в развитых странах не свидетельствует о  столь же значительном уменьшении протекционистских  тенденций на мировом рынке и  во внешней торговле этих стран. Там, где протекционизм соответствует  государственным интересам, они  без стеснения используют весьма действенные меры - так называемые нетарифные барьеры, против которых  ограничения ГАТТ и заменившей его  Всемирной торговой организации (ВТО) оказываются малоэффективными или  бессильными.

Число мер, относящихся к нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наиболее известны количественные ограничения (квотирование) импорта или экспорта и часто связанное с ними лицензирование (разрешение на импорт или экспорт  определенного товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских  целях часто используются другие налоги - либо уже существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых ВТО таможенных пошлин [14].

Британская  система косвенного налогообложения  включает в себя налог на добавленную  стоимость, акцизы и гербовый сбор.

Налог на добавленную стоимость взимается  по установленной ставке (в настоящее  время базовая ставка определена в размере 17,5 %) с поставок товаров  и услуг на территории Великобритании, осуществляемых налогооблагаемыми  лицами, которые в соответствии с  законом обязаны быть зарегистрированными  в целях обложения НДС.

Акцизные  сборы в Великобритании по отдельным  товарам значительно различаются  по размеру. Акцизы на спиртные напитки, например, зависят от содержания спирта и емкости, на табачные изделия - от веса. В настоящее время акцизные сборы на некоторые товары составляют: крепкие спиртные напитки - 5,54 фунтов стерлингов за бутылку, бензин - 3,94 пенса  за 1 литр, сигареты - 1,97 фунтов стерлингов за пачку [19].

В Швеции налог на добавленную стоимость  взимается с 1 января 1969 года. Первоначально  налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 году произошло расширение объекта  налогообложения, в который стали  включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня  необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС  произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 года.

По сравнению  с другими странами ЕС в Швеции самый высокий общий уровень  налогообложения НДС по основным товарам и услугам - 25%, в том  числе питьевая вода, спиртные напитки, вино, пиво, табак.

Ставка  налога, равная 12 %, применяется к  продуктам питания и пищевым  добавкам, гостиничным услугам и  кемпингу.

Этой  ставкой НДС облагаются также  следующие услуги:

- сдача  в аренду помещений для хранения  товаров, торжеств и конференций;

- предоставление  мест для парковки;

- услуги  связи и платного телевидения;

- предоставление  электричества, а также бассейна  и сауны.

Ставка  налога, равная 6%, применяется по отношению  к газетам, культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского  транспорта.

Не облагаемыми  налогом товарами (услугами), в основном, являются товары (услуги) социального  сектора (лекарственные средства и  медикаменты, услуги здравоохранения  и образования), банковские и страховые  услуги, а также купля - продажа  недвижимости и сдача в аренду (наем) жилых и офисных помещений (всего 25 параграфов Закона по полному освобождению от НДС).

В стране действуют два принципа определения  страны налогообложения по НДС при  экспорте товаров - принцип происхождения  и принцип назначения. Согласно первому  принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную деятельность (принцип  происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип  назначения).

В Швеции при определении страны налогообложения  НДС при экспорте товаров, как  в страны ЕС, так и другие страны применяется принцип назначения (по экспортируемым товарам входной  НДС возмещается). При этом в долгосрочной перспективе планируется осуществить  переход на принцип происхождения  как принцип определения страны налогообложения по экспортируемым товарам, для которого необходимо действие одинаковых ставок НДС во всех странах  ЕС. Однако в Швеции пока не могут  и не хотят снижать ставки НДС  до 20 % [3].

В январе 2011 года ставка НДС была повышена в Латвии с 21 до 22%, в Польше с 22 до 23%, в Португалии с 21 до 23%, в Англии с 17,5 до 25%.  Наивысшие ставки среди стран ЕС установлены в Дании, Венгрии и Швеции - 25%. Наименьшие ставки НДС в ЕС действуют на Кипре и в Люксембурге - 15% [32].

Таким образом, можно сделать вывод, что косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Сейчас же в Российской Федерации существует 2 косвенных налога это Налог на добавленную стоимость и акцизы. Они выполняют 6 основных функций: фискальную, социальную, перераспределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.     Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Так же косвенное налогообложение имеет существенное значение и во многих развитых странах, так НДС составляют - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития косвенных налогов в РФ
    1. История возникновения косвенного налогообложения в

Российской Федерации

Определение понятия «налог» тесно связано  с категорией «государство». Оно  зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, господствовавших в определенное время  у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой  системе сделан акцент на косвенное  и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре  налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует  о том, что речь идет о высокоразвитой экономике [19].

Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ