Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат
Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
В современный
период в большинстве развитых стран
велика роль косвенных налогов на
потребление, прежде всего НДС - от 15
до 50% всех налоговых поступлений. Еще
от 7 до 12% всех налоговых поступлений
развитых стран составляют акцизы.
Таким образом, на НДС и акцизы
приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений
в большинстве развитых стран. Только
в трех из них - в США, Японии и
Канаде - роль косвенного налогообложения
заметно ниже. Это вызвано устойчиво
негативным отношением общественного
мнения этих стран к косвенным
налогам из-за инфляционного их влияния
и несоответствия стандартам социальной
справедливости: сбор этих налогов
не зависит ни от размера доходов,
ни от размера имущества
В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве развитых стран. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, начисленным на произведенные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.
НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж (в США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 8,25%). В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объеме [23].
Кроме стандартной
ставки, применяемой к преобладающему
большинству товаров и
Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы.
При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства [12].
Особую
группу косвенных налогов составляют
акцизы. По своей природе они близки
к налогам на потребление, особенно
к налогу с продаж, однако имеются
и некоторые различия. НДС и
налог с продаж нацелены, как правило,
на обложение всего или
Акцизы
также направлены на обложение конечного
потребления, но не всего, а лишь его
определенных частей. При этом они
выполняют не только усиленно-фискальную,
но и иную функцию. Например, базовыми
товарами, которые обязательно облагаются
акцизами во всех развитых странах, являются
алкогольная и табачная продукция
в пределах государственной монополии
на ее производство и распределение.
Подобное обложение обосновывается
не только необходимостью получения
высоких налоговых поступлений
от потребителей подобной продукции, что
и определяет высокие акцизные ставки,
но и стремлением несколько
Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например ювелирные изделия.
Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем наряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакцизных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.
Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отличных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном выражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).
Выбор между двумя видами акцизных ставок связан, прежде всего, с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба инфляции, но одновременно они автоматически способствуют ее усилению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому. Антиинфляционные настроения последних десятилетий приводят к тому, что предпочтение в развитых странах отдается второму виду ставок [3].
Особую группу косвенных налогов за рубежом составляют таможенные пошлины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение в целом, хотя и в весьма специфических формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно - стимулирующую. В прошлом при установлении пошлин во всех развитых странах преобладала первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых поступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах таможенные пошлины в решении фискальных проблем играют второстепенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначительную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импортируемым товарам.
Главная цель их установления - зашита отечественного производителя от чрезмерной конкуренции аналогичных импортных товаров или в сочетании с другими мерями - стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.
Особой разновидностью импортных пошлин являются так называемые антидемпинговые пошлины, в несколько раз превышающие обычные пошлины. Они накладываются обычно на импортные товары, которые продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внутренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются другие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).
Важную роль в уменьшении значения таможенных пошлин в развитых странах сыграло долголетнее действие Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью которого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась с 40-60% до 3-5%.
Однако
снижение таможенных пошлин в развитых
странах не свидетельствует о
столь же значительном уменьшении протекционистских
тенденций на мировом рынке и
во внешней торговле этих стран. Там,
где протекционизм
Число мер, относящихся к нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наиболее известны количественные ограничения (квотирование) импорта или экспорта и часто связанное с ними лицензирование (разрешение на импорт или экспорт определенного товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских целях часто используются другие налоги - либо уже существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых ВТО таможенных пошлин [14].
Британская система косвенного налогообложения включает в себя налог на добавленную стоимость, акцизы и гербовый сбор.
Налог на
добавленную стоимость
Акцизные
сборы в Великобритании по отдельным
товарам значительно
В Швеции
налог на добавленную стоимость
взимается с 1 января 1969 года. Первоначально
налогообложению подлежали
По сравнению с другими странами ЕС в Швеции самый высокий общий уровень налогообложения НДС по основным товарам и услугам - 25%, в том числе питьевая вода, спиртные напитки, вино, пиво, табак.
Ставка налога, равная 12 %, применяется к продуктам питания и пищевым добавкам, гостиничным услугам и кемпингу.
Этой ставкой НДС облагаются также следующие услуги:
- сдача
в аренду помещений для
- предоставление мест для парковки;
- услуги связи и платного телевидения;
- предоставление
электричества, а также
Ставка налога, равная 6%, применяется по отношению к газетам, культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского транспорта.
Не облагаемыми налогом товарами (услугами), в основном, являются товары (услуги) социального сектора (лекарственные средства и медикаменты, услуги здравоохранения и образования), банковские и страховые услуги, а также купля - продажа недвижимости и сдача в аренду (наем) жилых и офисных помещений (всего 25 параграфов Закона по полному освобождению от НДС).
В стране действуют два принципа определения страны налогообложения по НДС при экспорте товаров - принцип происхождения и принцип назначения. Согласно первому принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную деятельность (принцип происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип назначения).
В Швеции
при определении страны налогообложения
НДС при экспорте товаров, как
в страны ЕС, так и другие страны
применяется принцип назначения
(по экспортируемым товарам входной
НДС возмещается). При этом в долгосрочной
перспективе планируется
В январе 2011 года ставка НДС была повышена в Латвии с 21 до 22%, в Польше с 22 до 23%, в Португалии с 21 до 23%, в Англии с 17,5 до 25%. Наивысшие ставки среди стран ЕС установлены в Дании, Венгрии и Швеции - 25%. Наименьшие ставки НДС в ЕС действуют на Кипре и в Люксембурге - 15% [32].
Таким образом, можно сделать вывод, что косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Сейчас же в Российской Федерации существует 2 косвенных налога это Налог на добавленную стоимость и акцизы. Они выполняют 6 основных функций: фискальную, социальную, перераспределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Так же косвенное налогообложение имеет существенное значение и во многих развитых странах, так НДС составляют - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже.
Российской Федерации
Определение
понятия «налог» тесно связано
с категорией «государство». Оно
зависит не только от раскрывающих
данное понятие теоретических
Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ