Сущность косвенного налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:56, реферат

Описание работы

Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

В частности, в плановом периоде предусматривается  принятие следующих решений.

1. Установление  ставок акциза на алкогольную  продукцию с объемной долей  этилового спирта свыше 9 процентов  за 1 литр безводного этилового спирта, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), в следующих размерах:

с 1 января по 30 июня 2012 года включительно – 254 рубля  за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно  – 300 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно – 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно – 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

2. Установление  ставок акциза на алкогольную  продукцию с объемной долей  этилового спирта до 9 процентов  включительно, в том числе напитки,  изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением  спирта этилового (за исключением  пива, вин натуральных, в том  числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков  с объемной долей этилового  спирта не более 6 процентов  объема готовой продукции, изготовленных  из виноматериалов, произведенных  без добавления спирта этилового)  в следующих размерах:

с 1 января по 30 июня 2012 года включительно – 230 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно  – 270 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно – 320 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно – 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

3. Установление  ставок акциза на пиво с  нормативным (стандартизированным)  содержанием объемной доли спирта  этилового свыше 0,5 процента и  до 8,6 процента включительно, а также  напитки, изготавливаемые на основе  пива, произведенные без добавления  спирта этилового, в следующих  размерах:

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно  – 12 рублей за 1 литр;

с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно – 15 рублей за 1 литр;

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно – 18 рублей за 1 литр.

4. Установление  ставок акциза на пиво с  нормативным (стандартизированным)  содержанием объемной доли спирта  этилового свыше 8,6 процента в  следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно  – 21 рубль за 1 литр;

с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно – 26 рублей за 1 литр;

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно – 31 рубль за 1 литр [25].

В период до 2015 года налоговая политика в  отношении акцизов на табачную продукцию  будет осуществляться, в том числе, путем реализации мер по снижению потребления указанной продукции, предусмотренных Концепцией осуществления  государственной политики противодействия  потреблению табака на 2010 –2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р. В связи с этим с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза.

Кроме того, будет предусмотрено установление ставок акциза в одинаковом размере  на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (папиросы).

В частности, в плановом периоде предусматривается  установление следующих ставок акциза на табачную продукцию:

с 1 января по 30 июня 2012 года включительно – 360 рублей за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1000 штук;

с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно  – 390 рублей за 1000 штук + 7,5 процента расчетной  стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 рублей за 1000 штук;

с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно – 550 рублей за 1000 штук + 8,0 процента расчетной  стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук;

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно – 800 рублей за 1000 штук + 8,5 процента расчетной  стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 рублей за 1000 штук [25].

Следует отметить, что в связи с ускоренной индексацией минимальной специфической  ставки акциза на табачную продукцию  постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко - , средне -, и высоко ценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой будет возможно отказаться полностью по достижении среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения в соответствии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 –2015 годы [18].

В отношении  прочих подакцизных товаров предусматривается  сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах  в размерах, предусмотренных действующим  законодательством о налогах  и сборах с последующей индексацией  ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 года на 10 процентов к  ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно.

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то планируется оптимизировать перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также  ввести особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки [13].

Помимо  этого разработчики документа считают  необходимым уточнить порядок применения НДС организациями, осуществляющими  клиринговую деятельность; порядок  оформления счетов-фактур, внесения в  них уточнений и возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями. Также разработчики документа  намерены подготовить предложения  по внесению изменений в нормативные  правовые акты для внедрения системы  составления и выставления счетов-фактур в электронном виде [18].

Документ  предполагает совершенствование порядка  исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию, предусматривающего, в первую очередь, усиление контроля над вычетами по используемому подакцизному сырью.

В 2010-2012 годах продолжится и индексация акцизов. По нефтепродуктам будет сохранена  действующая величина ставок на 2010 год с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие  годы.

В последующем  будет осуществлен переход к  установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости  от экологического класса бензина и  дизельного топлива при условии  сохранения прежнего уровня доходов  бюджета в результате такой дифференциации.

По табачным изделиям предполагается индексация специфических  ставок акцизов повышенными темпами  по сравнению с ныне действующими, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год. В отношении других подакцизных товаров индексация будет осуществляться в соответствии с прогнозируемой инфляцией [23].

Таким образом, можно сделать вывод, что косвенные налоги налоги получили свое развитие еще в древности в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр. Сейчас же косвенные налоги занимают ведущую роль в формировании бюджета страны, так как по статистике 2010 – 2011 годов сумма НДС в бюджете возросла на 22 %, т.е. с 496 000 000 рублей до 604 000 000, а сумма акциза выросла в 1,9 раза (в 2010 году – 34 000 000 рублей, а в 2011 году – 65 000 000 рублей). Совершенствование косвенных налогов в плановом периоде планируется только в сфере процентных ставок, налоговых деклараций и налоговых документов.

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе было исследовано косвенное  налогообложение в РФ и раскрыты все поставленные задачи.

Уточнено  значение косвенных налогов и  их функции.

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории. Они выполняют 6 основных функций: фискальную, социальную, перераспределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.

Охарактеризованы  основные виды косвенных налогов. Среди  которых выделяют налог на добавленную стоимость и акцизы. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. В РФ существует 3 ставки налога – 0%, 10% и 18%.

Акцизы  – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В настоящее  время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Ставка налога зависит от вида продукции.

Проанализировано  косвенное налогообложение за рубежом. В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже.

Также показана история возникновения косвенных  налогов в РФ. Косвенные налоги возникли еще в далекой древности. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. Сейчас же в  РФ существует 2 косвенных налога –  НДС и акцизы.

Оценена роль косвенных налогов в доходах бюджетов РФ. При косвенном налогообложении происходит многократное обложение одного и того же товара на разных стадиях его движения от производителя к потребителю. Поэтому косвенные налоги выступают мощным фактором роста цен, ускорения инфляционных процессов. В то же время они имеют большее фискальное значение для государства, чем прямые налоги, и шире используются органами власти для регулирования экономических процессов; их легко взимать и без больших затрат.

         Налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации,  в апреле 2011 года поступило 173 млрд. рублей – в 1,9 раза больше, чем в апреле 2010 года. Значительное  превышение поступлений НДС в  апреле 2011 года относительно апреля 2010 года связано со снижением  в 1,7 раза фактически возмещенных  сумм налога в апреле текущего  года.  За январь-апрель 2011 года  по сравнению с январем-апрелем  2010 года поступления выросли на 22%

         Поступления по сводной группе  акцизов в федеральный бюджет  в апреле 2011 года составили 18 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем  в апреле 2010 года. За январь-апрель 2011 года по сравнению с январем-апрелем  2010 года поступления выросли в  1,9 раза.

Рассмотрены направления по совершенствованию  косвенных налогов в Российской Федерации. Система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то планируется оптимизировать перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также  ввести особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки.

В части  налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию  будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем  инфляции.

Система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов  всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая  социальная функция косвенных налогов  имеет большое значение для обеспечения  социального равновесия в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации части первая и вторая. – М.: Эксмо, 2012 .- 767 с.
  2. Александров И.М., Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008. - 296с.;
  3. Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран: учеб. пособие / И.М. Александров. - М.: Бератор-Пресс, 2009. - 192с.
  4. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. –  М.: Финансы и статистика, 2008. - 478 с.
  5. Анализ и планирование налоговых поступлений: Учебное пособие. Под ред. А.Б. Паскачева, Ф.К. Садыгова, В.И. Мишина и др.  М.:      Изд-во экономико-правовой литературы, 2008. – 230с.
  6. Аронов А. В., В. А. Кашин В. А. Налоги и налогообложение. –  М.: Магистр, 2007.-576 с.
  7. Барулин С.В., Кириллова О.С. Налоги и налогообложение. – М.: Экономист, 2006. - 398 с.
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: «Проспект», 2005. - 412 с.
  9. Брызгалин Л.В. «Налоги и финансовое право» М.:№7/2011г. С 12-16.
  10. Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические  – М.: Академии наук СССР, 1978.-243 с.
  11. Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. М.: СПб., 2002. – 448 с.
  12. Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. «Финансы и статистика», 2003.- 288 с.
  13. Демин, А.В. Налоговая политика России на современном этапе / А.В. Демин, Г.А. Карпин // Вопросы экономики. - 2010. - № 17. - С. 54 - 82.
  14. Евстигнеев Е.В., Основы налогообложения и налогового права: учеб. пособие (дополненное) / Под ред. Е. Н. Евстигнеева. - М.: ИНФРА - М, 2010г. - 422 с.
  15. Журавлева, Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике / Т.А. Журавлева, Р.В. Журавлев // Финансы и кредит 2007г. № 13. - С. 59-62.
  16. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2010.- 592 с.
  17. Качур О.В. Налоги и налогообложение. –  М.: КноРус, 2007.-  304с.
  18. Кашин, В.К. Налоговая политика и оздоровление экономики России / В.К. Кашин, И. Мерзляков // Аудитор. - 2009 - №19. - С. 35-42.
  19. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. М.: «Дашков и Ко», 2005. - 872 с.
  20. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2007. - 504 с.;
  21. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение. – М.: Проспект, 2007. – 655 с.
  22. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: Курс лекций / О.И. Мамрукова. - 5-е изд., доп. и испр. - М.: Омега - Л. 2006. - 330с;
  23. Мельникова, Н.П. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы / Н.М. Мельникова // Финансы и кредит 2006г. № 11. - С. 65-73.
  24. Налоги. Словарь-справочник. –  М.: ИНФРА – М, 2000. – 240 с.
  25. Основные направления налоговой политики Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. - С. 8-34.;
  26. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учеб. пособие. / В.Г. Пансков - М.: Айрис - пресс, 2008. - 431 с.
  27. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. - 7-е изд. - М.: МЦФЭР. 2006. - 592с.;
  28. Парыгина В.А., Браун К. Налоги и налогообложение в России. – М.:ЭКСМО , 2006.- 639 с.
  29. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,2009. - 718с.;
  30. Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юнити, 2007.- 399с.
  31. Разгулин, С. В. Налоги в 2011-2012 годах.  Бюджет. 2010. – №12.
  32. Рашин, А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. - 2009. - № 14.
  33. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение –  СПб: Питер, 2006. – 496 с.
  34. Слагода В.Г. Основы экономической теории. М.: «ИНФРА-М», 2007. – 687 с.
  35. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007. – 684 с.
  36. Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талаш // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57-64.
  37. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: «ИНФРА-М», 2003. -      328 с.
  38. Шаталов Д.С. Развитие российской налоговой системы.M.: «Финансы»,  2011 - №2. С.3-9.
  39. Юринова Л.А. Налоги и налогообложение – СПб: Питер,  2005.- 256 с.
  40. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Т.Ф. Юткина - М.: ИНФРА-М, 2008.- 134 с.
  41. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru
  42. Официальный сайт счётной палаты РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru
  43. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru
  44. Официальный сайт Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
  45. РегионБизнесПартнер. [Электронный ресурс]. Аналитические данные о налоговых поступлениях в бюджет РФ. Режим доступа: www.rbp.ru

Информация о работе Сущность косвенного налогообложения в РФ