Сущность прибыли и структура ее образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
изучение теоретических основ понятия прибыли как экономической категории;
исследование и анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»;
разработка направлений улучшения финансовых результатов исследуемого предприятия;
экономическая оценка эффективности реализации предложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории…………………………………………………………………………6
1.1. Сущность прибыли и структура ее образования……………………….....6
1.2. Показатели прибыли………………………………………………………13
1.3. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...24
1.4. Факторы, оказывающие влияние на прибыль…………………………....28

Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»……………………………………………………..32
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВМЗ»……………………………………………………………………………32
2. 2. Определение основных факторов влияющих на прибыль предприятия.37
2. 3. Анализ затрат на производство продукции……………………………....41
2. 4. Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции………………..44
2. 5. Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия……....52

Глава 3 Определение эффективности мероприятий по увеличению прибыли ………………………………………………………………………..56
3. 1. Влияние себестоимости, выручки и цены на прибыль……………….56
3. 2. Влияние трудовых ресурсов на прибыль……………………………….62
3. 3. Направления улучшения финансовых результатов…………………….65


Заключение……………………………………………………………………..67

Список использованной литературы……………………………………….69

Файлы: 1 файл

115_diplom_pribyl_v.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль предприятия  является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые  в бюджеты различных уровней  в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль появляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала.1

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной  деятельности предприятия, но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала (финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

 

1. 4.  Факторы, оказывающие влияние на прибыль

При анализе путей  повышения прибыльности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов (рис. 4).

 

Факторы, влияющие на величину прибыли



Внутренние

Внешние



Производственные

Внепроизводственные



Экстенсивные

Интенсивные


 

Рис. 4 Классификация  факторов, влияющих на величину прибыли

 

Существуют факторы, которые  влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:

- внешние;

- внутренние.

Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на размер прибыли  можно выделить  экстенсивные и  интенсивные факторы. 1

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

Практически вне сферы  воздействия предприятия находятся  конъюнктура рынка, уровень цен  на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, природные условия, уровень развития внешнеэкономических связей.

 В известной степени  зависят от предприятия такие  факторы, как уровень цен на  реализуемую продукцию и заработная  плата. К факторам, зависящим от  предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:

- внепроизводственные

- производственные (экстенсивные  и интенсивные)

Внешние факторы –  это природные условия, государственное  регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли1

Производственные факторы  – это факторы, которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.1

Внепроизводственные факторы  – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве, т. е. определить прибыльность.2

Таким образом, для повышения  прибыльности предприятия можно  использовать во-первых, скрытые резервы  компании и возможности бизнес-окружения, такие как оптимизация затрат, организационных структур, получение налоговых льгот и преференций, реинжиниринг бизнес-процессов, увеличение продаж, развитие партнерских отношений; во-вторых, современные бизнес-технологии, такие как постановка системы управленческого учета (IMR), системы управления клиентскими отношениями (CRM), системы управления бизнес-процессами на предприятии (ERP), стратегическое планирование развития бизнеса, внедрение системы бюджетирования, аутсорсинг. 3

Исходя их вышесказанного можно сделать вывод, что содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.1

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «ВМЗ

 

2. 1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО ВМЗ

 

        Выксунский металлургический  завод -  один  из  старейших  центров металлургической промышленности России - основан в 1757 году.

        Фирменное наименование  общества - Открытое акционерное  общество   «Выксунский металлургический завод».

       Сокращенное наименование ОАО «ВМЗ».

        Адрес: Российская Федерация, 607060, г. Выкса, Нижегородская область, ул. братьев Баташевых,45.

       Общество создано путем преобразования государственного предприятия «Выксунский металлургический завод» на основании Постановления главы администрации города Выксы от 06.11.92.   N  86 в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,  Указом Президента РФ от  01.07.92  N  721, «Об  организационных  мерах  по преобразованию государственных предприятий в  акционерное  общество»  и является его правопреемником.

ОАО «ВМЗ» входит в 3АО «Объединенная металлургическая компания».

        Общество является  юридическим лицом и действует на основании Устава, Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» и других законодательных актов Российской Федерации.

        Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и  осуществлять  имущественные  и  личные  не имущественные права, нести обязанности и быть ответчиком в суде.

    Общество имеет круглую  печать,  содержащую  его  полное  фирменное  наименование  на русском   языке   и   указание  на  место  его  нахождения,  штампы  и  бланки  со  своими наименованиями,  собственную эмблему,  а также зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Общество имеет расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков в России и за рубежом.

        Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно.

        Целью и предметом общества является получение прибыли.  Основными видами деятельности общества являются:

- производство и реализация  на  внешнем  и  на  внутреннем  рынках трубной продукции, железнодорожных колес,  слитков стали;

-  капитальное строительство,  ведение ремонтных работ; 

- закуп и реализация  продовольственных и промышленных  товаров,  производство  различных   работ,  оказание услуг, коммерческая и любые другие виды деятельности в соответствии с Уставом.

        Производственная мощность трубных цехов составляет около 2300 тыс. тонн труб в год.

        Завод производит:

- трубы стальные  электросварные   водогазопроводные   диаметром  20-89 мм;

- трубы стальные электросварные  газонефтепроводные диаметром 146-530 мм;  

- трубы  стальные  электросварные  прямошовные диаметром  508-1020 мм  с толщиной стенки от  7  до  32  мм  для  нефтепроводов,  газопроводов  и нефтепродуктопроводов;

- трубы электросварные обсадные диаметром 146-245 мм и муфты  к  ним  для  обустройства нефтяных и газовых скважин.

        Сталеплавильное производство  на  заводе  представлено  тремя  мартеновскими   печами емкостью  250 тонн каждая.  Мартеновский цех специализируется на выпуске колесной стали по ГОСТ 10791-81 и кипящих марок стали:  Ст1кп,  Ст2кп,  Ст3кп по ГОСТ 380-88. Колесная сталь разливается  изложницы  круглого  сечения с волнистой поверхностью типа «ромашка» с массой слитка 3.5 т для производства железнодорожных колес.

        Кипящая сталь  разливается  в  блюминговые  изложницы прямоугольного сечения с массой слитка 7.0 т. Продукция  мартеновского цеха обеспечивает слитками колесопрокатный цех

        Завод располагает  крупнейшим  в  Европе  комплексом  по  изготовлению цельнокатаных железнодорожных колес диаметром 700-1200 мм.

Основными покупателями продукции трубных цехов являются «Лукойл – НГС», «Газпром», «Нурлатнефтеразветка», «Сибнефть», «Транснефть РЭН», «Эдас –Трейд» и другие.

Показатели оценки финансового состояния представлены в таблице 1.

                                                                                                              

 Таблица 1                                                                                                               

             Коэффициенты финансовой устойчивости по ОАО «ВМЗ»

 

 

Наименование коэффициента

Формула

2008г

н/г

2008г

к/г

2009г н/г

2009г. к/г

1 Коэффициент финансовой независимости (Кфн)

Кфн=СК/ВБ

0,764

0,764

0,764

0,757

2 Коэффициент задолженности (Кз)

Кз=ЗК/СК

0,318

0,309

0,309

0,321

3 Коэффициент самофинансирования

(Ксф)

Кфс=СК/ЗК

3,23

3,24

3,24

3,11

4 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко)

Ко=ЧОК/ОА

0,016

0,153

0,153

0,307

5 Коэффициент маневренности (Км)

Км=ЧОК/СК

0,005

0,056

0,056

0,142

6 Коэффициент финансовой напряженности (Кфнапр)

Кфнапр=ЗК/ВБ

0,236

0,325

0,325

0,243

7 Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Кс)

Кс=ОА/ВА

0,316

0,386

0,386

0,541

8 Коэффициент имущества производственного назначения (Кипн)

Кипн=(ВА+З)/А

0,937

0,915

0,915

0,840

9. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными

Кобмз=СОС/З

0,021

0,22

0,22

0,566

оборотными средствами (Кобмз)

         

10. Коэффициент финансовой устойчивости (К фу)

Кфу=(СК+ДО)/ВБ

0,764

0,795

0,795

0,786

Информация о работе Сущность прибыли и структура ее образования