Сущность прибыли и структура ее образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
изучение теоретических основ понятия прибыли как экономической категории;
исследование и анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»;
разработка направлений улучшения финансовых результатов исследуемого предприятия;
экономическая оценка эффективности реализации предложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории…………………………………………………………………………6
1.1. Сущность прибыли и структура ее образования……………………….....6
1.2. Показатели прибыли………………………………………………………13
1.3. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...24
1.4. Факторы, оказывающие влияние на прибыль…………………………....28

Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»……………………………………………………..32
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВМЗ»……………………………………………………………………………32
2. 2. Определение основных факторов влияющих на прибыль предприятия.37
2. 3. Анализ затрат на производство продукции……………………………....41
2. 4. Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции………………..44
2. 5. Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия……....52

Глава 3 Определение эффективности мероприятий по увеличению прибыли ………………………………………………………………………..56
3. 1. Влияние себестоимости, выручки и цены на прибыль……………….56
3. 2. Влияние трудовых ресурсов на прибыль……………………………….62
3. 3. Направления улучшения финансовых результатов…………………….65


Заключение……………………………………………………………………..67

Список использованной литературы……………………………………….69

Файлы: 1 файл

115_diplom_pribyl_v.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы  можно сделать вывод, что финансовая независимость общества высока. Это  подтверждается весомыми значениями коэффициентов  финансовой независимости, он составляет 0,757 на конец 2008г, и самофинансирования величина которого 3,11 на конец 2009г., указывает на возможность покрытия собственными средствами заёмный капитал, а также низкой величиной коэффициента задолженности. Коэффициент маневренности указывает на уровень гибкости использования собственных оборотных средств предприятия, т.е. какая часть собственного капитала закреплена в денежных средствах, позволяющих маневрировать ими в течение года. С начала 2008года по начало 2009 года, коэффициент маневренности был ниже нормативного значения, но в конце 2009 года положение улучшилось (0,142), что выше нормативного значения.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2009 г. увеличился на 15,4% и имеет высокое значение (0,307), что характеризует независимую финансовую политику ОАО «ВМЗ» по отношению к внешним кредиторам.

       Органами  управления ОАО «ВМЗ» являются: общее собрание акционеров; совет  директоров.

       Исполнительным  органом  общества  является исполнительный директор.

     Контроль за финансово - хозяйственной и правовой деятельностью общества осуществляет служба внутреннего контроля.

      Уставный капитал  общества  составляет  376440 тыс. руб.  и  разделен   на  1882200 обыкновенных акций, номинальной стоимостью 200 руб. каждая.

      Основные  финансово-экономические показатели функционирования ОАО «ВМЗ» представлены в таблице 2 (Приложение 1).

        В результате сравнительного анализа по финансово-экономическим показателям  видно, что выручка от реализации  продукции увеличилась в 2009 году на 2589350 тыс. руб., т.е. на 46,6%. В отчетном году произошло сокращение численности персонала на 309  человек.

Таблица 2


Основные финансово-экономические показатели работы ОАО «ВМЗ»

 

  Показатели

2008

2009

Абсолютный

прирост к  2008году

Выручка от реализации, тыс. руб.

5559769

8149119

2589350

Среднесписочная численность всего  персонала, чел.

17683

17358

-309

Себестоимость реализации продукции, тыс. руб.

4933820

7154761

2220941

Прибыль от реализации, тыс. руб.

534797

848833

314036

Рентабельность основной деятельности, %

11%

12%

1%

Прибыль до налогообложения

354191

601089

246898

Налог на прибыль

97088

195502

98414


 

       Прибыль от реализации продукции в 2009 году получена в размере 848833 тыс. руб., что на 314036 тыс. руб. больше, чем в предыдущем. Себестоимость реализации продукции, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2220941 тыс. руб. или 45%, т.к. увеличился объем производства. Рентабельность основной деятельности увеличилась на 1%. 

 

2. 2. Определение основных факторов влияющих на прибыль предприятия

Необходимо провести анализ основных факторов влияющих на прибыль предприятия, а именно:

- Анализ прибыли предприятия

- Анализ затрат на  производство продукции

- Анализ использования  и эффективности труда

- Анализ использования  и эффективности материальных ресурсов

- Анализ использования и эффективности средств труда.

- Анализ производства  продукции

- Анализ реализации  продукции

- Анализ рентабельности

- Анализ финансового  состояния предприятия

- Анализ платежеспособности  предприятия

 

   Анализ  прибыли предприятия

Проанализируем  динамику основных показателей, влияющих на ее формирование. В таблице 3 рассчитаны показатели изменения прибыли на всех стадиях ее формирования.

По данным таблицы 3,в  отчетном году предприятие получило гораздо больше балансовой прибыли  в связи с тем, что увеличилась  выручка от реализации на 46,57%, а себестоимость  товарной продукции снизилась на 0,94% в удельном весе к выручке по сравнению с 2008 годом.

Несмотря на рост коммерческих расходов (реклама, представительские  расходы) на 59,65% и увеличение их удельного  веса в составе выручки на 0,15%, прибыль от продаж выросла по сравнению  с 2008 годом на 58,7 %.

Положительным моментом роста налогооблагаемой прибыли  стало снижение прочих расходов на 23,76% и их удельного веса на 16,94%, что  опережает снижение уровня прочих доходов: их удельный вес в составе выручки  снизился лишь на 15,39%.

В 2009 году ОАО «ВМЗ» увеличил уровень налоговых платежей в федеральный и региональный бюджеты за счет увеличения налога на прибыль на 101,4% по сравнению с 2008 годом. Чистая прибыль организации увеличилась при этом на 57,7%.

Таблица 3

Расчет показателей  изменения прибыли

Показатели 

Абсолютные  величины,  тыс. руб.

Удельный вес, %

Отклонения

Темпы,

%

2008 год

2009 год

2008

2009

по 

по удел.

роста

приро-ста

год

год

сумме

весу, %

   

тыс.руб.

 

1 Выручка (нетто) от реализации  продукции, работ, услуг.

5559769

8149119

100,00

100,00

2589350

0,00

146,57

46,57

2 Себестоимость реализации товаров,  продукции, работ, услуг.                         

4933820

7154761

88,74

87,80

2220941

-0,94

145,01

45,01

3 Валовая прибыль       

625949

994358

11,26

12,20

368409

0,94

158,86

58,86

4 Коммерческие расходы                          

91152

145525

1,64

1,79

54373

0,15

159,65

59,65

5 Прибыль от продаж

534797

848833

9,62

10,42

314036

0,80

158,70

58,70

6 Прочие операционные доходы

1781902

1358024

32,05

16,66

-423878

-15,39

76,21

-23,79

7 Прочие операционные расходы

1962608

1496262

35,30

18,36

-466346

-16,94

76,24

-23,76

8 Прибыль до налогообложения

354191

601089

6,37

7,38

246898

1,01

169,70

69,70

9 Текущий налог на прибыль

97088

195502

1,75

2,40

98414

0,65

201,40

101,40

10 Чистая прибыль

257103

405468

4,62

4,98

148365

0,35

157,70

57,70


 

Сумма налога на прибыли изменилась за счет изменения суммы налогооблагаемой прибыли.

Рассмотрим, какие факторы  оказали влияние на изменение  суммы налогооблагаемой прибыли (таблица 4) (Приложение 2).

Влияние этих факторов на сумму налога на прибыль можно  определить  умножением  ее прироста за счет I-фактора на базовую ставку налога:

                                    ΔНп = ΔПнхi хСно/100                                               (2)

Где,  ΔНп – прирост суммы налога на прибыль,

ΔПнхi – прирост налогооблагаемой прибыли, Сно -  базовая ставка налога на прибыль.

 

 

 

 

 

 

 Таблица 4

Расчет влияния факторов на изменение налогооблагаемой прибыли

 

 Фактор изменения  налогооблагаемой прибыли

Расчет влияния (ставка налога на прибыль равна 20%,или 0,2)

Изменение суммы налога, тыс. руб.

Прирост выручки  от реализации продукции, работ, услуг

2589350*0,2

+517870

Прирост себестоимости реализации товаров, услуг

2220941*0,2

-444188,2

Прирост коммерческих расходов

54373*0,2

-10874,6

Прирост прибыли от продаж

368409*0,2

+73681,8

Прирост налогооблагаемой прибыли

246898*0,2

+49379,6


 

Из таблицы 4 видно, что увеличение себестоимости на 2220941 тыс. рублей и рост коммерческих расходов на 54373 тыс. рублей значительно уменьшили налогооблагаемую прибыль. А основными факторами ее роста стало увеличение выручки от реализации продукции, работ, услуг - на 517870 тыс. рублей, и  рост прибыли от продаж в целом на 49379,6 тыс. рублей.  (Приложение 2).

На величину  чистой прибыли оказывают влияние факторы первого уровня - величина налогооблагаемой прибыли и ставка налога на прибыль.

 На величину налога оказало влияние увеличения налогооблагаемой прибыли в сумме:

      ΔН(НБ)= ΔПн·СН0 = 246898*20%    =    49379,6тыс. руб.   (3)

100                   100

где ΔПн – приращение налогооблагаемой прибыли

  СН0- ставка налога на прибыль базисного года.

На величину чистой прибыли  оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:

- доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

- размер отчислений в резервный фонд;

- размер льготируемых отчислений из прибыли.

На рассматриваемом  предприятии  не было доходов, которые  облагаются по специальным ставкам, не  производились отчисления в  резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.

 

2. 3. Анализ затрат на производство продукции

Основными задачами являются:

1) факторный анализ динамики затрат по всей товарной продукции;

2) факторный анализ динамики затрат по сравнимой товарной продукции;

3) факторный анализ основных слагаемых затрат;

4) анализ себестоимости отдельных изделий.

Анализ затрат на производство продукции, т. е. себестоимости, является одним из важнейших в системе экономического анализа. От динамики себестоимости продукции во многом зависят такие показатели деятельности предприятия, как прибыль и рентабельность.

В процессе анализа  себестоимости продукции исходят  из действующей классификации затрат (их группировки):

1) по элементам затрат;

2) по статьям калькуляции;

3) на прямые и косвенные затраты;

4) на постоянные и переменные расходы;

5) на явные (вмененные) издержки и неявные (имплицитные) издержки.

Элементы  затрат включают в себя:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды (отчисления органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного (муниципального) фонда занятости и медицинского страхования от общих затрат на оплату труда);
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги (входящие в себестоимость), отчисления во внебюджетные фонды и др.)

Основными статьями калькуляции являются:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия и полуфабрикаты;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальное страхование и обязательное медицинское страхование производственных рабочих;

7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и машин;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расходы;

10) потери от брака;

11) прочие производственные расходы;

12) коммерческие расходы.

 

Прямые  и косвенные затраты

Прямые затраты  представляют собой отдельные калькуляционные статьи, относимые на себестоимость продукции на основании первичных документов. Косвенные затраты содержат общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые учитываются сначала по местам возникновения, а затем распределяются по видам продукции, отражаясь в себестоимости отдельных статей. Распределяются они пропорционально принятой базе, например заработной плате производственных рабочих. Постоянные и переменные расходы.

Постоянными называются такие издержки, которые  не изменяются при изменении объема продукции. К ним относят:

  • расходы на содержание технологического оборудования и производственных зданий;
  • арендную плату;
  • амортизационные отчисления;
  • рентные платежи;
  • страховые взносы;
  • оплату труда административно-управленческого персонала и др.

Переменными считаются  такие издержки, величина которых  меняется в зависимости от объема продукции, затраты на:

  • сырье, материалы;
  • топливо, энергию;
  • транспортные услуги;

заработную плату производственных рабочих и др. 
Схема анализа затрат на производство продукции представлена рисунке 5.

Рассмотрим  некоторые аспекты анализа себестоимости  продукции.

Изучение  динамики себестоимости продукции  предприятия производится раздельно для двух ее видов: сравнимой и всей товарной продукции. Для характеристики динамики себестоимости сравнимой товарной продукции (т. е. продукции, вырабатывавшейся в отчетном и базисном периодах) определяют общий индекс себестоимости в форме агрегатного индекса:

 

 

     

Анализ затрат

       

 

 

 

     

 

 

 

 

 

                 

 

 

Себестоимости Сметы затрат  сравнимой на производство         товарной продукции

 

Себестоимости всей товарной продукции

Себестоимости товаров и услуг

 
             

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ по элементам затрат

Анализ по факторам затрат в целом

Анализ по статьям калькуляции

 

Анализ по факторам затрат на рубль товарной продукции

 

 

Анализ по статьям калькуляции

Информация о работе Сущность прибыли и структура ее образования