Сущность прибыли и структура ее образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
изучение теоретических основ понятия прибыли как экономической категории;
исследование и анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»;
разработка направлений улучшения финансовых результатов исследуемого предприятия;
экономическая оценка эффективности реализации предложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории…………………………………………………………………………6
1.1. Сущность прибыли и структура ее образования……………………….....6
1.2. Показатели прибыли………………………………………………………13
1.3. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...24
1.4. Факторы, оказывающие влияние на прибыль…………………………....28

Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Выксунский металлургический завод»……………………………………………………..32
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВМЗ»……………………………………………………………………………32
2. 2. Определение основных факторов влияющих на прибыль предприятия.37
2. 3. Анализ затрат на производство продукции……………………………....41
2. 4. Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции………………..44
2. 5. Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия……....52

Глава 3 Определение эффективности мероприятий по увеличению прибыли ………………………………………………………………………..56
3. 1. Влияние себестоимости, выручки и цены на прибыль……………….56
3. 2. Влияние трудовых ресурсов на прибыль……………………………….62
3. 3. Направления улучшения финансовых результатов…………………….65


Заключение……………………………………………………………………..67

Список использованной литературы……………………………………….69

Файлы: 1 файл

115_diplom_pribyl_v.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

Результаты  расчетов влияния факторов на себестоимость  изделия  представлены в табл. 10.

Таблица 9

Исходные данные факторного анализа

 

Показатель

Обозначение

Базисное  значение

Отчетное значение

Отклонение

Объем продукции, тыс. ед.

Н

600

640

+40

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

Р

72

77

+5

Удельные переменные затраты, руб.

П

280

310

+30

Себестоимость ед. продукции, руб.

С

400,0

430,3

+30,3


 

Таблица 10

Результаты расчета

 

Влияние фактора

Себестоимость единицы  продукции, руб.

Абсолютное изменение  себестоимости единицы продукции, руб.

-

400,0

_       

Р

408,3

408,3 -400,0 = +8,3

Н

400,3

400,3 -408,3 =-8,0

П

430,3

430,3 -400,3 = +30,0

Проверка расчета

-

430,3 - 400,0 = +8,3 - 8,0 + 30,0


 

Таким образом, по итогам анализа затрат выявлено, что основной причиной роста затрат на ОАО «ВМЗ» в 2009 году явился рост объема производства товарной продукции.

Увеличение  наблюдается по всем статьям расхода: заработная плата, материальные затраты  и прочие расходы.

В отчетном периоде  уровень затрат на рубль товарной продукции в целом снизился на 1,9 тыс. рублей.

По итогам анализа  можно сказать, что для оптимизации затрат в целях повышения прибыли необходимо определить оптимальный ассортимент товарной продукции, объем товарной продукции, усовершенствовать технологию производства для дальнейшего повышения производительности труда, снизить стоимость закупаемого сырья и материалов.

 

2. 5.  Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

Проведем расчет показателей  рентабельности предприятия ОАО  «ВМЗ» за 2009г., отражающих эффективность  финансово-хозяйственной деятельности, на основании данных Бухгалтерского баланса за 2009 год,  отчета о прибылях и убытках за 2009 год.

       Финансовые  коэффициенты рентабельности:                                                                                    

1. Рентабельность оборота (продаж)  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

                       Рпр=Пр/ВР * 100%,                                  (9)

где Пр – прибыль,

ВР – выручка от реализации.

2.  Рентабельность  продукции.

Показывает степень  выгодности производства продукции, то есть, сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль затрат.

                       Рs=Пр/Ср,                                            (10)

где   Пр – прибыль,

          Ср – затраты на производство продукции.

3.  Общая рентабельность  активов.

                       РAо =Пр/Аср*100%,                                       (11)

где    Пр – прибыль,

           Аср – активы (среднее).

4.  Чистая рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества.

                        РAч=ЧП/Аср,                                                (12)

где    ЧП – чистая прибыль;

          Аср - активы (среднее).

5.  Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала.

                        Рск=ЧП/СК*100%,                                     (13)

где    ЧП – чистая прибыль,

           СК – собственный капитал.

6.  Прибыль от продаж.

                         Ппр=ВР – З,                                                (14)

где         ВР – выручка от реализации;

                  З – затраты общие.

7.  Чистая прибыль на 1 рубль оборота, показывает, какая сумма прибыли приходится на каждый вырученный рубль

                          Чп=ЧП/ВР*100%,                                       (15)

где    ЧП – чистая прибыль,

ВР – выручка от реализации.

       Расчет  коэффициентов рентабельности произведём в виде таблицы 11.

 Таблица 11

Расчет показателей  рентабельности ОАО «ВМЗ»

Показатель

Формула

2008 год,

%

2009 год,

%

Рентабельность реализуемой продукции

Ррп =

 

10,8

 

11,9

Рентабельность активов, Ра 

РА =

 

5,2

 

6,8

Рентабельность внеоборотных активов, Рва

РВА =

 

7,1

 

9,9

Рентабельность оборотных активов, Роа

РОА =

 

19,7

 

21,5

Рентабельность собственного капитала, Рск

РСК =

 

4,9

 

6,0

Рентабельность продаж

Рп =

 

6,37

 

7,4

Предел рентабельности

 

5,1

 

5,55

Рентабельность чистых активов, РЧА

РЧА =

 

3,91

 

6,14

Маржинальная доходность продаж pм

pм =

 

0,113

 

0,122


    

 Коэффициент  рентабельности  продаж показывает, что 6,37% (за 2008г.) и 7,4% (за 2009г.) чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции. Его значение к концу анализируемого периода изменилось на 1,03%.

На рис. 6 дана диаграмма рентабельности ОАО ВМЗ (Приложение 3).

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов увеличился с 7,1% (2008г.) до 9,9% (2009 г.), что объясняется увеличением прибыли отчетного периода и внеоборотных активов.

 Коэффициент рентабельности  собственного капитала также  увеличился с 4,9% (2008г.) до 6,0% (2009г.), что говорит о повышении эффективности использования собственного капитала.

                                                         

           Рис. 6 Рентабельность ОАО «ВМЗ»

       Увеличилась  рентабельность оборотного капитала  с 19,7% (2008 г.) до 21,5 % (2009 г.).

Таким образом, на ОАО «ВМЗ» в 2009 году повысилась эффективность использования капитала. Нормативное значение показателя рентабельности производства для промышленных предприятий установлен как 12%. На изучаемом предприятии данный показатель по сравнению с 2008 годом повысился-с 10,8% до 11,9%, и практически достиг нормального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Определение эффективности мероприятий по увеличению прибыли

 

3. 1.  Влияние себестоимости, выручки и цены на прибыль

В ходе оценки деятельности  ОАО «ВМЗ» было выявлено, что организация рентабельна. Однако для обеспечения дальнейшего успешного развития и повышения прибыли и рентабельности до нормальных значений необходимо провести ряд мероприятий.

Обозначим основное направление повышения прибыли ОАО «ВМЗ»: увеличение выручки от реализации и снижение издержек производства за счет изменения ассортимента товарной продукции.

1. Покажем ход изменения прибыли на основе полной себестоимости продукции. Для его проведения необходимы следующие исходные данные:

  • себестоимость (ПС);
  • внепроизводственные расходы (ВПР);
  • полная себестоимость (ПОС);
  • выручка от реализации (ВР);
  • прибыль (ПР);
  • рентабельность, в % (РЕ).

Все эти данные должны быть на плановом уровне (пл):

  • по плановым нормам на фактическую реализацию продукции (пф);
  • фактическими (0).

 Оценим воздействие  объема продукции:

      (ПОСпф-ПОСпл)*РЕпл/100,                           (16)

 Оценим воздействие структуры продукции:

       ПРпф – (ПОСпф/ПОСпл) * ПРпл               (17)

Оценим воздействие  производственной себестоимости:

        ПСпф – ПСф                                    (18)

Оценим воздействие  внепроизводственных расходов:

              ВПРпф-ВПРф                      (19)

 Оценим воздействие оптовой цены:

               ВРф-ВРпФ                                                 (20)

Общее влияние  всех факторов на динамику прибыли  определится как сумма их влияний.

Перейдем к табл. 12.

Таблица 12

Исходные данные для  анализа прибыли, тыс. руб.

 

Показатели

Обозначение

План

Планируемые затраты на фактическую реализацию

Фактически

Производственная себестоимость

ПС

7160360

7145121

7143972

Внепроизводственные расходы

ВПР

6132

6177

6177

Полная себестоимость

пос

7160492

7145298

7144149

Выручка от реализации

ВР

8179184

8164151

8164229

Прибыль

ПР

1018692

1018853

1020080

Рентабельность, %

РЕ

11,65

13,00

13,93


 

Перейдем  к анализу воздействия факторов.

Прибыли:

(7145 298 - 7160 492) х 0, 1165 = -1 770,1 (тыс. руб.).

Структуры продукции:

1 018 853 – 7 145 298/160 492 х 1 018 692 = 105 182,6 (тыс. руб.).

Производственной  себестоимости:

7145121 - 7143972 = 1 149,0 (тыс. руб.).

Внепроизводственных расходов:

6177 - 6177 = 0 (тыс. руб.).

Оптовой цены:

8 164 229 – 8 164 151 = 78,0 (тыс. руб.).

Вывод:  в 2009 году основной причиной увеличения прибыли ОАО «ВМЗ» на 105182,6 тыс. руб. стало изменение структуры продукции, которое позволило снизить производственную себестоимость на 1149 тыс. руб.

2. Расчет влияния фактора «выручка от реализации» (В')

В'=В1/У= 8149119/1,15 = 9371486 тыс. руб.,

где В1 - выручка от реализации отчетного периода;

      У - индекс роста цен: У= 1,15 (цены выросли на 15%).

Изменение выручки за счет изменения цен:

Вц=В1- В'=8149119 — 9371486 =  - 1222367 тыс. руб.

ПРв - изменение прибыли за счет изменения выручки:

ПРв =(В1-Во - Вц) * Rор/100 (21)

ПРв = (8149119 - 5559769 - 1222367) х 1,46/100 = 199570 тыс. руб,

Информация о работе Сущность прибыли и структура ее образования