Сущность, причины и основные формы безработицы. Безработица в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы показать, что же является причиной безработицы, ее взаимосвязь с инфляцией, пути и перспективы решения снижения безработицы.
Задачи курсовой работы – раскрыть основные понятия содержания безработицы.

Содержание работы

Ведение.

Раздел 1. Сущность и формы безработицы.
Сущность и причины безработицы.
Основные формы безработицы.
Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Стагфляция. Кривая Филлипса.
Определение “полной занятости».

Раздел 2. Проблемы безработицы в переходной экономике Украины.
Социально-экономическая сущность безработицы в СССР.
Особенности безработицы в Украине.
Влияние инфляции на обострение безработицы в период рыночной трансформации экономической системы Украины.
Правовой статус безработного в Украине.
Последствия безработицы на Украине.

Вывод.

Файлы: 1 файл

Безработица.DOC

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: В структуре скрытой безработицы четко выделяются две подгруппы. Для одной – характерным является восприятие своей вынужденной неполной занятости как формы адаптации к рыночным условиям. Эти лица, как правило, более или менее успешно используют свободное,  но засчитанное рабочее время для организации своей  вторичной, а иногда и третичной занятости. Они объединяют доходы от основной работы с другими доходами, чувствуют себя более конкурентоспособными, более защищенными от безработицы.

 

2.3. Влияние инфляции на обострение  безработицы в период рыночной  трансформации экономической системы  Украины.

 

При рассмотрении влияния инфляции на положение населения в период рыночной трансформации экономической системы одним из важнейших направлений исследования является изучение ее взаимодействия с безработицей. До недавнего времени в экономической теории безработица рассматривалась как альтернатива инфляции в процессе экономического развития. Увеличение количества безработных считалось эффективным способом для снижения темпов роста цен. Экономические кризисы 1974-1975гг., 1980-1982гг., подкорректировали представление про то, что первопричина инфляции заложена в надлежаще полной занятости, а снижение инфляции  требует поддержания более высокого уровня безработицы. С альтернативы инфляции безработица превратилась в ее спутник. Классическая «Кривая  Филлипса», которая выражала корреляцию между  инфляцией и безработицей, в этом случае не сработала. И не потому, что эта зависимость есть полностью неверной. Увеличение безработицы, укорачивая активный спрос вследствие уменьшения денежных доходов, на самом деле сдерживает инфляцию. А при достижении пика занятости и усиления инфляционной тенденции повышения на самом деле можно приостановить путем манипулирования уровнем «терпимой» безработицы.

Однако проблема состоит в том, что «Кривая Филлипса» действует только в краткосрочном временном интервале, в стабильной экономике, которая не переживает интенсивных структурных сдвигов, а экономическая система – значительных институционных изменений. Когда временный интервал удлиняется, а система входит в полосу значительных  изменений структуры спроса и соответственных структурных институционных сдвигов в производстве – это приводит до необходимости высвобождения ресурсов из одних отраслей и привлечение их в другие. В этом случае проблема занятости неминуемо должна заостриться, а инфляция уже не может существенно повлиять на уровень безработицы. В долгосрочном  «Кривая Филлипса» имеет вид прямой  вертикальной линии и иллюстрирует тот факт, что в долгосрочном временном периоде инфляция и безработица не КОРРЕСПОНДИРУЮТ между собой, а рыночная экономика имеет тенденцию выходить на уровень оптимальной занятости (природный уровень безработицы) за каких бы то ни было темпов инфляции.

В период рыночной трансформации экономической системы Украины общие закономерности взаимодействия инфляции и безработицы полностью подтвердились (таб.1). С одной стороны если брать долгосрочные закономерности развития экономики, то даже значительное увеличение инфляции не смогло остановить рост безработицы, которое было вызвано началом значительных структурных сдвигов. Именно поэтому безработица росла постоянно, а темпы инфляции на этот процесс влияли несущественно. С другой стороны, рост инфляции, увеличивая общий спрос,  останавливал скорость роста безработицы. Так, если на протяжении 1991г. количество безработных выросло почти в 10 раз (с 7 до 70,5 тыс.чел.) и равнялось 0,3% общей численности занятых, то с ростом инфляции в 1992г. этот показатель вырос только на 13,4 тыс.чел., т.е. на 0,1%. Пиковая гиперинфляция 1993г. обусловила снижение количества безработных с 83,9 до 82,2 тыс.чел. Уменьшение темпов инфляции в 1994-1997гг. послужило причиной  резкого роста уровня безработицы. И хотя сейчас уровень зарегистрированной безработицы небольшой и составил в 1997г. 637,1 тыс.чел. или 2,9% общей численности занятых, но тенденция роста безработицы остается очень серьезной проблемой, особенно на ТПИ снижения предложений вакантных рабочих мест: 277,8 тыс. – в 1991г. и 34,8 тыс. – в 1997г. Т.е. происходит достаточно интенсивное увеличение коэффициента нагрузки на одно свободное рабочее место. Этот коэффициент характеризует соотношение количества безработных к количеству свободных рабочих мест. За период с 1991г. по 1997г.он вырос с 0,03 до 18,3. Это означает, что сейчас на одно вакантное рабочее место претендует больше 18 безработных. Причем пиковая гиперинфляция 1993г. привела к тому, что этот коэффициент снизился с 0,64 чел., на его начало, до 0,62 в конце. В целом на протяжении переходного периода острая проблема безработицы будет постоянно увеличиваться. Связано это с тем, что в переходный период  происходит движение планово-распределительной экономической системы с ее чрезмерной занятостью  (существует дефицит рабочей силы) к рыночной, для которой является характерным существование уверенного (природного) уровня безработицы.

Важной особенностью проблемы безработицы в экономике Украины в период роста инфляции является, кроме ее структурного характера еще и то, что она имеет скрытые формы. И это также закономерно. Значительная часть предприятий в период  интенсивного роста инфляции еще остались неприватизированы. Руководство их сформировалось в условиях функционирования планово-разделительной экономической системы, с ее дефицитом  рабочей силы. Через это даже в условиях ее рыночной трансформации, реакцией сельскохозяйственных руководителей государственного сектора на спад производства не стало увольнение части занятых и издания открытой безработицы. Этому также способствовало и украинское законодательство, которое переложило на предприятия значительную часть затрат на содержание безработного на протяжении первых месяцев после его увольнения. Поэтому в условиях недостачи на предприятиях оборотных средств, что было вызвано ростом инфляции – с одной стороны,  и непрогнозированными для предприятий сменами структуры спроса – с другой, они  шли на отправление людей в вынужденные отпуска за свой счет или использовали неполную занятость. Именно поэтому в 1994г. в отпусках без сбережения зарплаты перебывало 3,43 млн.чел или 21,2% всех занятых, а в неполный рабочий день было занято 1,04 млн.чел или 4% занятых. В промышленности эти показатели были соответственно 2,07 млн.чел. или 35,5% и 0,74 млн.грн. или 12,7% занятых.

В Украине в 1999г. насчитывалось 1,3 млн. безработных, а скрытая безработица охватывала почти 40% совокупной рабочей силы. В конце 1999г. численность официально зарегистрированных безработных составляла уже около 1,8 млн.чел. Приведенные данные  свидетельствуют о действии капиталистического закона народонаселения, сущность которого, по утверждению К.Маркса, заключается в росте промышленной резервной армии труда. Процесс капитализации экономической системы в Украине означает втягивание  значительной части трудоспособного населения страны в сферу действия этого закона.  Его особенностью является рост не только промышленных, но и других отрядов резервной армии труда – работников сферы образования, здравоохранения и других сфер нематериального производства.

 

 

 

                                      


      октябрь 1995г       


                                                             


      октябрь 1996г.


      .                                           


      октябрь 1997г.                                                


.                                                                             


       октябрь 1998г                                                                                         


                                 


        • зарегистрированная безработица
        • безработица согласно данным выборочного обследования.

Рис. 1. Уровень безработицы в Украине, процент от   экономически активного населения (%)

 

2.4. Правовой статус безработного  в Украине.

 

Законом Украины «О занятости населения» впервые был определен правовой статус безработного. Согласно ст.2 Закона , безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или иных предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве ищущих работу, готовые и способные приступить к подходящей работе.

Правовой статус безработного включает основные права и обязанности и их гарантии.

Граждане, которые зарегистрированы на общих основаниях в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и отказались от двух предложений подходящей работы, не могут быть признаны безработными. Такие лица снимаются с учета и им в течении шести месяцев оказываются только консультационные  услуги. После окончания шести месяцев со дня снятия с учета они могут зарегистрировать повторно в государственной службе занятости в качестве ищущих работу.

Следует иметь в виду, что законодательством закреплены не только права, но и обязанности граждан, зарегистрированных  в государственной службе занятости в качестве ищущих работу и безработных. Они обязаны  содействовать  своему трудоустройству, выполнять все рекомендации центра занятости, посещать  центр занятости в сроки, установленные работником этой службы.

Для получения статуса безработного с назначением пособия по безработице гражданин должен на следующий день после установленного срока подбора подходящий работы точно подать в государственную  службу занятости письменное заявление о предоставлении статуса безработного и заявление о том, что он не имеет заработка или иных предусмотренных законодательством доходов.

Гражданам, зарегистрированным на общих основаниях, пособие по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации в государственной службе занятости до трудоустройства, но не более 360 календарных дней в течение 2-х лет.

Гражданам, желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва и гражданам, впервые ищущим работу, пособие по  безработице выплачивается не более 180 календарных дней.

Безработные после окончания срока выплаты пособия по безработице могут получать в течение 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере 75% установленного законодательством минимума заработной платы при условии, что среднемесячный совокупный доход на члена семьи не превышает установленного законодательством необлагаемого минимума доходов граждан.

Материальная помощь по безработице может назначаться со следующего дня после окончания выплаты пособия по безработице. Материальное обеспечение на случай безработицы дифференцируется в зависимости от причин утраты работы, при этом преимущества установлены для лиц, утратившим работу по независящим от них причинам.

Законом предусмотрена, в пределах выплаты пособия по безработице, выплата всем безработным материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости.

Законодательством предусмотрены особенности трудоустройства отдельный категорий граждан. В отношении трудоустройства инвалидов следует обратиться к Закону Украины от 21 марта 1991г. «Об основах социальной защищенности в Украине», Положению о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995г.

 

    1. Последствия  безработицы  в Украине.

В  современном  экономическом  развитии  Украины  тема  безработи-

 цы   остается  очень  актуальной.  Несмотря  на  значительное  увелич-

 ение  частных  предприятий  число  безработных  остается  очень боль-

шим.  Большинство  людей  живет  за  чертой  бедности  и  лишь  не  многие  в  силах,  кто  в  состоянии  может  прокормить  свою  семью.

           Значительное  число  безработных  находится  среди  студентов,

так  как  значительная  часть  предприятий – это  частные,  и  естестве-

нно  предпринимателю  выгодно  брать  людей  со  стажем  работы.  А

государственных  предприятий  очень  мало, где  молодые  специалис-

ты  могли бы  проходить  практику. Государство  практически  не  фин-

ансирует  Высшие  учебные  заведения, вынуждая  их  тем  самым  пе-

реходить  на  платное  обучение.

            Большой  уровень  безработицы  среди  женщин.  Их  в  Украине

1.473.907 чел.  (  или  около  62%  всех  безработных  ). 

            Но  все  же  экономика  Украины  выходит  из  застойного  состояния.  Постепенно  налаживается  производство  в  легкой  промы-

шленности,  все больше  и  больше  появляется  товаров  отечествен-

Ного  производства,  государство  разрабатывает  программы  по  уве-

Личению  числа  новых  рабочих  мест,  по  строительству  новых  и 

введению  в  строй  старых  реструктуризированных  предприятий.         

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Безработица ведет к усилению социально-негативных процессов, росту напряженности, «социальной патологии» в обществе. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию,     но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенном в будущем.

Американский ученный М.Х.Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970г. отмечал, что на протяжении 30 лет  увеличения безработицы на 1% при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к увеличению показателей «социальной патологии»; общей смертности – на 2%, числа самоубийств – на 4,1, количества убийств – на 5,7, число заключенных в тюрьмах – на 4, количества больных в результате психических заболеваний – на 4%. В целом же совокупные стрессы общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.

Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми.  Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран  программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест.

Информация о работе Сущность, причины и основные формы безработицы. Безработица в Украине