Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Osnovnoe.docx

— 109.16 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 38 с., 18 источников, 3 рисунка, 2 приложения.

 

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЗОНА, ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА, ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА, ТЕХНИКО-ВНЕДРИЧЕСКАЯ ЗОНА, СЕРВИСНАЯ  ЗОНА, «ОФФШОРНАЯ ЗОНА», КОМПЛЕКСНАЯ  ЗОНА, РЕЗИДЕНТ, СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

 

Объект исследования ― свободные экономические зоны Республики Беларусь и за рубежом.

Предмет исследования ― особенности функционирования СЭЗ в Республике Беларусь и за рубежом.

Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их создания и функционирования на основе опыта других стран; рассмотреть деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, проблемы данной сферы и перспективы развития.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графически.

Исследования  и разработки: проанализирована деятельность и функционирование свободных экономических зон в Республике Беларусь и за рубежом, выявлены основные проблемы развития и перспективы дальнейшего продвижения. 

Элементы научной  новизны: определены и сформулированы основные проблемы СЭЗ в Республике Беларусь и выделены  конкретные способы их решения.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:  изучение свободных экономических зон является очень актуальным в наше время, так как они являются одним из важных элементов экономической политики любой страны.     

 Приведенный в курсовой  работе расчётно-аналитический материал  правильно и объективно отражает  состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных  и других источников теоретические,  методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их  авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...………………………………………………………………………….. 4

1 Свободные экономические  зоны и их основные характеристики……………...5

2 Зарубежный опыт функционирования  свободных экономических зон  ......… 12

2.1 Свободные экономические  зоны в США ……….…………………………... 12

2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16

2.3 Свободные экономические  зоны в странах Центральной  и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20

3 Свободные экономические  зоны в Республике Беларусь  ……………………. 23

3.1 Особенности функционирования  свободных экономических зон  ..….…… 24

3.2 Роль свободных экономических  зон в экономике страны ……...…………..29

Заключение ………...……………………………………………………………… 34

Список использованных источников ……………………………………………. 35

ПриложениеА Классификация свободных экономических зон……………...…37

Приложение Б Основные модели свободных зон…………………………..……38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным фактором развития в стране рыночных отношений и  внешнеэкономической деятельности является привлечение инвестиций, вместе с которыми в страну приходит опыт, знания, благоприятствующие экономическому росту страны. Поэтому появление  свободных (специальных) экономических  зон (СЭЗ) в мировом хозяйстве  стало отражением новых тенденций  и путей развития экономики, в  том числе в области повышения  конкурентоспособности страны и  дополнительного привлечения  капитала.

Для мировых хозяйственных  связей свободные экономические  зоны предстают в основном как  фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических  процессов.

СЭЗ как компактные территориальные  образования можно назвать и  древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую старину  и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием  современной цивилизации.

Со времен подписания в 1973 году международной конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определившей свободную зону как часть территории, в которой товары считаются за пределами таможенной территории, СЭЗ  получили широкое распространение  во многих странах.

Сегодня свободные экономические  зоны играют важную роль в экспортной деятельности страны и повышении  ее конкурентоспособности на мировом  рынке, поэтому они требуют к  себе более пристального внимания.

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

 

1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики

 

Существует многовариантность подходов в определении сущности понятия свободной экономической зоны. Официальные толкование СЭЗ дают законодательства государств, которые принимают участие в процессе зонирования, международные организации, а также ученые, исследующие эти проблемы. Большинство определений отражают восприятие сути свободных экономических зон на определенном этапе развития общественных и экономических отношений.

Как определение свободной  экономической зоны дают эксперты ООН: это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинными таможенными  и торговыми режимами, где иностранные  фирмы, производящие продукцию главным  образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот [2, c. 6].

Большое значение в формировании СЭЗ сыграла международная конвенция  по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), которая направлена, с одной стороны, на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения  процедур таможенного оформления и  таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы ускорение  и упрощение не привели к нивелированию  интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и обще6ства, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Кроме того, Киотская конвенция является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

В литературе нет однозначного определения свободной экономической  зоны. Это обусловлено многообразием  их типов, различием целей их создания и функций, которые они выполняют, их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития [2, c. 7].

По Киотской конвенции  свободная зона - часть государственной  территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с  точки зрения взимания импортных  таможенных пошлин и налогов как  находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному  контролю.

Более конкретная формулировка приводится в Большом Экономическом  словаре: “СЭЗ – это ограниченная часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового  режима и т.д.), что создает условия  для промышленности и инвестирования иностранного капитала”[18].

В Законе Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” приводится такое понятие СЭЗ: “Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности” [11].

По мнению профессора Т. П. Данько, наиболее важные черты СЭЗ  должны рассматриваться, по меньшей  мере, в следующих аспектах:

  • с точки зрения конкретной экономики – организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в её пределах;
  • с точки зрения размещения производительных сил на территории страны;
  • с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ;
  • с точки зрения способности к диффузионному расширению и распространению её границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Таким образом, Т. П. Данько дает следующее определение свободной  экономической зоне: «Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмом регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению её границ» [6, c. 6-9].

Мировая практика создания свободных экономических зон  свидетельствует, что претворение  данного проекта в жизнь основывается, прежде всего, на трёх неизменных составляющих:

  • осуществление проекта носит целевой характер
  • достижение поставленных целей предполагает установление в сэз системы льгот и привилегий.
  • пределы действия преференциального режима ограничивается определенной территорией.

Исходя из этого, на взгляд Абрамчук С. Н., свободные экономические  зоны можно охарактеризовать как  самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, на территории которых  действует система льгот и  привилегий устанавливаемая для  достижения определенных целей и  задач [2, c. 7].

Льготный режим выражается в специальном законодательстве, которое регулирует деятельность хозяйствующих  объектов в СЭЗ и, как правило, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование (отсутствие таможенных пошлин (или они фиксируются на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, исходных и промежуточных материалов, а также готовой продукции на экспорт при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями);налогообложение (снижение ставок, отмена некоторых налогов, предоставление дополнительных льгот); лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной, предоставление государством твёрдых гарантий от конфискации иностранной собственности и др. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства [2, c. 8].

Выявлено, что в процессе эволюции свободных зон прослеживается четыре этапа их развития, начиная  от простейших (свободные порты, вольные  гавани), появившихся, если не учитывать античный период, в середине XV в., до транснациональных, время создания которых – конец XX столетия.

Таким образом, первому этапу  развития свободных (открытых) зон присущи  их простейшие виды: свободные порты, складские и транзитные зоны, зоны свободной торговли, специальные  таможенные зоны. Он начался (не считая античный период) с середины XV века и длился до 30-х годов XX столетия.

Европейские зоны свободной  торговли постепенно прекратили существование  на стыке XIX и XX вв. из-за растущего вмешательства государства в экономику. В то же время они появились за океаном и переживают даже определённый расцвет. Например, если в 1985 г. В США их было около 150, то к 1995 г. – почти 500.

Изменяется и содержание деятельности СЭЗ. В начале 60-х годов  они из собирающих центров и пунктов распределения всё чаще становятся местом обработки и трансформации товаров, при льготных условиях их экспорта из зон. Основателями такого типа СЭЗ были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер. Они пришли к выводу, что государственное вмешательство при кризисных ситуациях не может предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров, поэтому предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районахв тяжелом экономическом положении, необходимо предоставлять ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировать их деятельность [14, c. 61].

Вторым этапом, с определенной долей условности, можно считать  конец 40-х – 80-е г. XX в. На этом этапе произошла трансформация зонизторговых в экспортно-промышленные.

Информация о работе Свободные экономические зоны