Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.
Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35
Порядок изъятия и предоставления земельных участков на территории СЭЗ, как и в целом по республике, регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667, в силу которого администрация СЭЗ вправе изымать и предоставлять земельные участки резидентам СЭЗ, переводить земельные участки из одной категории в другую, если такие права ей делегированы соответствующим исполнительным комитетом. Следует обратить внимание на то, что администрация СЭЗ принимает решение об изъятии и предоставлении земельных участков резидентам СЭЗ только для строительства и обслуживания объектов недвижимости. В случае предоставления земельного участка для обслуживания объекта недвижимости в связи с переходом прав на указанный объект недвижимости (купля-продажа, аренда и т.д.) резиденту СЭЗ последний должен обратиться в исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка. Земельные участки в СЭЗ предоставляются резидентам СЭЗ без проведения аукциона на право заключения договоров аренды с взиманием платы за право заключения договоров аренды этих участков. Размер указанной платы определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов, установленных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667», а также дополнительного коэффициента — 0,1.
Арендная плата за земельные
участки, переданные резидентам СЭЗ, определяется
в соответствии с Указами Президента
Республики Беларусь от 07.02.2006 № 74 и
от 07.07.2008 № 365. Базовые ставки ежегодной
арендной платы за земельные участки,
расположенные в границах СЭЗ
и предоставляемые в аренду их
резидентам для реализации инвестиционных
проектов, определяются исходя из кадастровой
стоимости таких земельных
Из вышесказанного можно сделать вывод, что условия функционировании СЭЗ в Беларуси имеет некоторые отличия, закрепленные законодательно.
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны
Создание СЭЗ рассматривается в нашей стране как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ в Беларуси попрошествии столь короткого периода, но всё же можно оценить роль СЭЗ в экономике страны.
Согласно официальной статистике, в Беларуси на 1 июля 2011 года зарегистрировано 328 резидентов СЭЗ, в том числе 320 действующих.
В I полугодии 2011 года резиденты СЭЗ увеличили объем производства на 64,6%. Экспорт этих компаний вырос на 38,1%, до $943 млн. (5,2% общего объема экспорта белорусских товаров за отчетный период).
В I полугодии 2011 года по сведениям Белстата сальдо внешней торговли товарами по резидентам СЭЗ Беларуси сложилось отрицательное в размере 58,8 млн. долларов. В сравнении, в I полугодии 2010 г. оно имело положительное значение и составляло 15 млн. долларов.
В январе-июне 2011 г. резидентами СЭЗ поставлено на внешний рынок товаров на сумму 943 млн. долларов, что на 38,1% больше, чем за I полугодие 2010 г. Экспорт в страны СНГ составил 847,5 млн. долларов (89,9% общего объема экспорта), в том числе в Россию – 756,1 млн. долларов (80,2% общего объема экспорта).
Рисунок 1 показывает, что среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают: тара пластмассовая (9,3% в общем объеме экспорта резидентов СЭЗ), мебель и части к ней (6,1%), провода изолированные и кабели (5,4%), волокна синтетические (4,8%), рыбные консервы (4,8%), прутки и профили алюминиевые (3,5%), чулочно-носочные изделия (3,4%), полиацетали и полиэфиры простые (3,4%), свинина (3,2%).
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [1]
Импорт в I полугодии 2011 г. резидентами СЭЗ составил 1001,8 млн. долларов, или на 50% больше, чем за I полугодие 2010 г. Импорт товаров из стран вне СНГ составил 759,9 млн. долларов (75,9% общего объема).
Рисунок 2 иллюстрирует, что в товарной структуре импорта преобладают: пластмассы и изделия из них (15,1% в общем объеме импорта резидентов СЭЗ), технологическое оборудование (14,9%), черные металлы и изделия из них (8,9%), алюминий и изделия из него (6,4%), спирты ациклические (5,6%), рыба и морепродукты (5,5%), кислоты поликарбоновые (4,7%), проволока медная (3,9%).
Рисунок 2 - Товары импортируемые СЭЗ
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [1]
В I полугодии 2011 г. объем производства резидентами СЭЗ промышленной продукции, работ, услуг в фактических ценах по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился на 64,6%, в том числе по СЭЗ "Минск" – на 91,2%, СЭЗ "Могилев" – на 58,9%, СЭЗ "Гродноинвест" – на 62,3%, СЭЗ "Брест" – на 58,3%, СЭЗ "Витебск" – на 54,3%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – на 41,8%.
Выручка резидентов СЭЗ в I полугодии 2011 г. составила 7 155,2 млрд. рублей и по сравнению с I полугодием 2010 г. выросла на 63%. Выручка от реализации продукции, работ, услуг собственного производства, на которую распространяются особенности налогообложения в свободных экономических зонах, составила 4 183,9 млрд. рублей, или 155,4% к уровню I полугодия 2010 г., из которой 67,5% получено от реализации продукции, работ, услуг за пределы Республики Беларусь, 30,2% – от реализации продукции, включенной в перечень импортозамещающих товаров.
Сумма уплаченных резидентами СЭЗ налогов в бюджет и внебюджетные фонды увеличилась на 42,7% и составила 499,4 млрд. рублей.
По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ – 19,4%, в том числе СЭЗ "Брест" – 26,9%, СЭЗ "Минск" – 24,7%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – 16,7%, СЭЗ "Гродноинвест" – 16,3%, СЭЗ "Витебск" – 12,8%, СЭЗ "Могилев" – 3,3%.Соотношение убыточных и предприятийпредприятий по каждой отдельной СЭЗ показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Соотношение убыточных и прибыльных предприятий СЭЗ
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных [1]
Убыточность деятельности СЭЗ — следствие того, что государством не было предусмотрено обдуманной государственной политики в этом вопросе. Они создавались по принципу «каждой области — по зоне». Однако на практике это привело к тому, что СЭЗ для некоторых стали инструментом уклонения от налогов. Деятельность СЭЗ должна быть четко увязана с промышленной политикой, а значит необходимо четко определиться: кому и для чего следует давать эти льготы. Должны присутствовать стратегия и понимание того, какие именно цели ставятся перед СЭЗ, какие производства должны развиваться.
Большая часть резидентов СЭЗ (86,6%) занята в обрабатывающей промышленности. В этой сфере осуществляли деятельность 278 резидентов СЭЗ, из них 41 производил готовые металлические изделия, 39 – резиновые и пластмассовые изделия, 30 – машины и оборудование, 27 – электро-оборудование, электронное и оптическое оборудование, 20 – пищевые продукты. Кроме того, в I полугодии 2011 г. 12 резидентов СЭЗ занимались транспортной деятельностью, 11 резидентов – торговлей и операциями с недвижимым имуществом [1].
Проанализировав вышеприведенные данные можно сделать вывод, что в экономике нашей республики СЭЗ играют довольно значительную роль. Безусловно, существует множество проблем, связанных с функционированием свободных экономических зон в стране. Некоторыми из них можно назвать:
В целях упорядочения
получения льгот резидентами
свободных экономических зон
и повышения эффективности
Что касается предприятий-резидентов РБ, то, исходя из интересов государства, более целесообразным является предоставление им льгот по производству высоко технологичной продукции [2].
Рассмотренные недостатки в
области организации и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные инвестиции – это основная цель, для которой создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем,которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны посредством привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Для новых инвесторов создаются условия, именно эти и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы:
- создание СЭЗ направлено на привлечение инвестиций;
- на территории СЭЗ
действует целая система льгот,
- административные льготы
значительно ускоряют и
Опыт многих стран, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером развития деятельности и для нашей страны.
В работе было рассмотрено и современное состояние СЭЗ Республики Беларусь, итоги их функционирования и тенденции развития. Наряду с увеличением экспорта продукции и сумм привлеченных инвестиций, существуют и проблемы функционирования СЭЗ – например, нестабильность налогового законодательства, недостаточно развитая программа развития СЭЗ и др.
Развитие СЭЗ в Республике Беларусь может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. Что касается Беларуси, то пока очень трудно сказать об эффективной деятельности СЭЗ на ее территории. Время существования СЭЗ на территории нашей республики ещё невелико. Свободные экономические зоны Беларуси находятся еще пока на стадии своего становления. Результаты функционирования еще незначительны, однако существуют и положительные моменты: число рабочих мест понемногу увеличивается, привлекаются зарубежные инвестиции, внедряются новые технологии.