Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Osnovnoe.docx

— 109.16 Кб (Скачать файл)

Третий этап развития СЭЗ  начался в 80-е г. XX столетия и привел к созданию зон комплексного назначения, объединяющих несколько функций: торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские.

Таким образом, особенностью третьего этапа, кроме названных  выше, является появление научно-технических  зон, в которых разрабатываются  принципиально новые технологии, материалы и товары, осуществляется экспериментальное малосерийное производство.

Некоторые исследователи, в  том числе и белорусские (Я. Друзик, С. Абрамчук), вводят в периодичность  развития СЭЗ четвертый этап, начавшийся с 90-х г. XX столетия и связанный с «созданием узкоспециализированных и научно-технических зон». Данный этап развития СЭЗ связан с периодом создания транснациональных зон, которые формировались в последние десятилетия века [14, c. 62].

Наряду с определением временных характеристик развития СЭЗ, важной представляется и их классификация. Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Их возможная классификация приведена в приложении А, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении Б.

Центральное место в мировом  «семействе» свободных зон принадлежит  зонам промышленной обработки (производственные или промышленно-производственные), которые подразделяются, в свою очередь, по признаку преобладающих рынков сбыта  на зоны замещения импорта, экспортные зоны и экспортно-импортозамещающие зоны[15, c. 34].

Существуют два различных  концептуальных подхода к организации  свободных зон: территориальный  и функциональный. Согласно первому  подходу, зона рассматривается как  обособленная территория, где все  предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной  деятельности. Согласно второму подходу  зона – это льготный режим, применяемый  к определенному виду предпринимательской  деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Результатом реализации первого  подхода стало создание обширных административных районов со статусом специальных зон (специальные зоны Китая, зона «Манаус» в Бразилии), второго  – точечных зон, представленные отдельным  предприятием (оффшорные фирмы в  Карибском бассейне, в Бразилии). Наибольшее же практическое выражение  получили производственные зоны в виде промышленных парков – небольших  по размерам локальных территорий, где указанные различия обоих  подходов нивелируются (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Мексика и другие).

Имея конечной целью создание полноценного экономического союза, все  экономические интеграционные группировки  проходят к нему эволюционный путь от зон свободной торговли (ЗСТ), через таможенные союзы и общин  рынок. Каждый тип международной  СЭЗ различается степенью либерализации  движения факторов производства внутри нее, а также таможенного режима для стран-участниц экономической  интеграции[7, 33-35].

Зоны  свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Здесь осуществляются операции по складированию иадаптации ввезенных товаров к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.). Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью. Эти зоны организуют для оживления торговли, а также с целью переработки товаров. Как правило, здесь либерализуются торговые и таможенные законы применительно к внутреннему рынку страны[2, с. 11].

Таможенный  союз предполагает упразднение всех ограничений в торговле товарами и услугами между странами-участницами. Для этого они учреждают единую систему внешних торговых барьеров и снимают таможенные службы на границах. К ним могут быть отнесены ЕЭС, созданный таможенный союз между странами СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) с возможностью присоединения к нему других государств, как из СНГ, так и из других регионов мира.

Общий рынок - следующая ступень эволюции международных СЭЗ. В них, помимо свободы передвижения товаров внутри группировки, свободно перемещаются факторы производства (капитал, рабочая сила).

И, наконец, полный экономический союз, который предполагает унификацию экономической политики стран-участниц, включая денежную, налоговую, социальную в отношении торговли, движения рабочей силы, перелива капитала. Безусловным преимуществом таких зон является выравнивание уровня экономического развития стран СЭЗ на уровне наиболее развитой страны[3, c. 133].

Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными льготами. Главным здесь также является целевая структура экспорта, которая должна охватывать требования иностранных прямых инвестиций, технологий. Без этого условия невозможно в данных зонах стимулирование экспорта. Ибо предприниматели могут вкладывать свои инвестиции лишь в определенную структуру промышленности. Целевая установка таких зон в развитии и повышении промышленного производства на данной территории, а также развитие связей между внутренним и международным рынками.

В технико-внедренческих зонах сконцентрированы национальные и /или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Они создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономике по уровню организации эффектного, высоко технологического производства. На предприятиях, в них расположенных, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Наибольшее число таких зон находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии – «технополисами», в других странах – бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.Оффшорные зоны или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Они привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Помимо упомянутых зон Китая и бразильской зоны «Манаус» к комплексным относят зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах, а также территорию «Огненная земля» в Аргентине [3, c. 130-133].

В зависимости от способа  оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу.Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующими экономическим, правовым и таможенным регламентами.

Интеграционные  зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. Как правило, первоначально они представляли собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, создававшиеся для обеспечения транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов этих зон диверсифицировалась.

В интеграционных зонах устанавливается  унифицированный в пределах страныэкономический и правовой режим [3, c. 134-143].

Размер территории, отводимой  для размещения свободной зоны, чрезвычайно  дифференцирован. Они могут занимать территорию от нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различают микрозоны (территория одного предприятия, порта, дьюти-фри),а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно  подразделить на:

  1. национальные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам;
  2. интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

Конечно, между ними есть весьма существенные отличия. Кроме ранее названных, нельзя не указать побудительные мотивы их создания (интерес) и носителя этого интереса. В национальных зонах носителем интереса всегда выступает принимающая страна, ставящая своей целью нарастить экспорт, получить как можно больше свободно конвертируемой валюты и в конце концов войти в мировое хозяйство на более высоком уровне, чем это было до создания зоны. А международной зоне носителем интересов всегда выступает наиболее сильный партнер, участвующий в ее создании. Обычно он является инициатором. Их цель оградить себя от более сильных партнеров, чтобы стать сильнее и победить их в конкуренции [5, c. 14-17].

Не следует забывать, что  любая свободная экономическая зона, помимо многих позитивных черт, таит опасности, которые необходимо учитывать при принятии решения об их создании в период функционирования во избежание структурных и других перекосов в национальной экономике в целом.

Исследования показали, что  по состоянию на начало XXI в. в мире функционирует около 5000 зон свободной  торговли, включающих как классические СЭЗ, так и магазины «Dutefree» в крупных международных аэропортах; более 300 экспортно-промышленных зон; 400 научно-промышленных парков; примерно 500 зон специального назначения (оффшорные и туристские центры, зоны рекреации); до 2000 предпринимательских зон и т. д.

СЭЗ действуют в 128 странах  мира. Причем в промышленно развитых странах (Бельгия, Великобритания, США, Германия и др.) наибольшее распространение  получили внешнеторговые, предпринимательские, технико-внедренческие зоны (свыше 2500). В новых индустриальных государствах (Гонконг, Сянган, Объединенные Арабские Эмираты, Корея и др.) преобладают  торгово-производственные и научно-промышленные (более 40 зон). На территории развивающихся  стран (таких насчитывается свыше 80) широко представлены экспорто-импортоориентированные и оффшорные зоны.

Таким образом, можно сделать  вывод, что на сегодняшний день свободные  экономические зоны играют важную роль в привлечении инвестиций в любой  развитой стране. В процессе  эволюции СЭЗ происходило усложнение выполняемых ими функций и задач; их подразделение на виды в зависимости от особенностей режима, функционирующего на территории каждой зоны.

 

2 Зарубежный опыт  функционирования свободных экономических  зон

 

2.1 Свободные экономические  зоны в США

 

В настоящее время в США существуют три основных типаСЭЗ; зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки [8, с.78].

Первые зоны внешней торговли(ЗВТ), создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934 г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы. При этом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. [15, с.35]

ЗВТ, действующие на территории США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения (они располагаются, как правило, около или на территории портов и аэропортов) находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначения имеет сдаваемые в аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр. В большинстве таких зон имеются также площадки промышленных парков; коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тарифов для государственных компаний.

Сфера деятельности зон общего назначения (американский вариант зонысвободной торговли) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки; в ряде случаев допускается незначительная обработка реэкспортируемых иностранных товаров. Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, заключают контракты.

Информация о работе Свободные экономические зоны