Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Osnovnoe.docx

— 109.16 Кб (Скачать файл)

В свободных экспортных зонах  администрация самостоятельно проводит политику в области заработной платы. Размер ее не должен быть меньше 120 процентов  от общенациональной по конкретным профессиям. Китайский рабочий получает зарплату в китайской валюте (Далянская зона) и только в отдельных случаях (не более 20 процентов) в инвалютных сертификатах. Предприятия с иностранным капиталом имеют право повышать зарплату, вводить свою систему оплаты труда, премий и штрафов, утверждать штаты, увольнять рабочих, нарушивших условия контрактов.

Применяются и различные  формы сдельной оплаты труда. СП самостоятельно определяют нормативы, формы зарплаты, а также систему вознаграждений и пособий.

Направления зарубежных инвестиций в экономику СЭЗ допускаются  практически в любой форме: создание смешанных предприятий, со 100-процентным иностранным капиталом, обработка  давальческого сырья, сборка готовой  продукции и полуфабрикатов, лизинг, предоставление финансовых займов, приобретение облигаций и акций. Однако есть и  непреложное требование: минимальная  доля иностранного инвестора в СП не может быть ниже 25 процентов, максимальная - не ограничивается[2, c. 34-35].

Контракт на оформление инвестиций подлежит окончательному утверждению  народным правительством СЭЗ и регистрации  в местном управлении торгово-промышленной администрации зоны, куда передаются документы, удостоверяющие кредитоспособность инвестора, список совета управляющих  фирмы и некоторые другие документы. Управление выдает сертификат о регистрации  и лицензию владельцу на начало его  деятельности.

Предприятие СЭЗ с участием иностранного капитала по законодательству КНР имеет право вести счета, как в китайской, так и в  иностранных валютах, либо использовать при своих счетах ту и другую валюту одновременно. Совместным предприятиям, испытывающим проблемы в вопросах сбалансирования валютных поступлений и платежей, а также предприятиям, имеющим избыток иностранной валюты, разрешено свободно обменивать китайскую и иностранные валюты между собой по курсу договоренности. При этом непременным условием является участие в таких обменах представителей местных управлений по контролю за иностранной валютой. В последнее время в этих целях используются и валютные биржи, работающие под контролем и при участии банка Китая.

В Далянской зоне развитию и претворению в жизнь экономической политики Народного Правительства помогает Народный банк. Иностранных банков там пока нет.

Продукция, произведенная  в СЭЗ, если она высоко технологична или при ее выпуске использованы китайские сырье и полуфабрикаты  и она лучше по качеству аналогов КНР, может реализовываться на внутреннем рынке страны. В этом случае на нее  начисляется импортная пошлина (налог  с продаж). Цены на такую продукцию  устанавливаются в большинстве  своем в соответствии с национальным принципом ценообразования в  юанях и доводятся до сведения органов по контролю за ценами, а вся сумма налога с продаж остается в распоряжении администрации зоны. Цены на экспортную продукцию устанавливаются совместными предприятиями самостоятельно на базе цен мирового рынка и также доводятся до сведения контролирующих органов [2, c. 36-37].

В СЭЗ самый высокий  в стране уровень жизни, доход  их жителей в 5 раз превосходит  средний показатель жителей КНР. Средняя зарплата в СЭЗ на 50% выше, чем вне зон. Важно отметить, что  объем продукции СП составляет свыше  половины всей продукции СЭЗ, что  усиливает экспортные возможности  СЭЗ. Особенностью современного развития СЭЗ в Китае является, во-первых, расширение строительства крупных  объектов инфраструктуры: железных дорог, автомагистралей, аэропортов; во-вторых, переориентация деятельности   с   переработки   на   выпуск высокотехнологической  продукции.

Таким образом, в 80-е годы в Китае было создано 5 СЭЗ, на базе их опыта открыта практически  вся страна. Это позволило КНР  к 1992 году привлечь прямых капиталовложений из-за рубежа на общую сумму 23,7 млрд. долларов, получить займы на сумму, превышающую 50 млрд. долларов[2, c. 38].

Как и предполагалось, СЭЗ  сыграли для Китая роль «четырех окон» (для техники, опыта управления, знаний и внешних связей) и обрели функции двусторонних «излучателей». В подтверждение может служить  тот факт, что с середины 90-х  гг. в СЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов. Зоны явились  полигоном отработки более 200 реформенных  начинаний, позволив стране приобрести уникальный опыт взаимодействия с мировым  рынком.

Опыт Китая свидетельствует  о том, что модель привлечения  иностранных инвестиций на основе создания СЭЗ вполне реалистична, позволяет  достичь устойчивых темпов экономического роста, внести ощутимый вклад в реформирование экономической системы страны, способствовать решению социально-экономических  проблем, стать эффективной формой экономических связей национальной экономики с мировым хозяйством.

 

2.3 Свободные экономические  зоны в странах Центральной  и Восточной Европы

 

Создание СЭЗ в странах  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) началось в начале 80-х гг. Главной их целью было усилить открытость тогда еще централизованно-планируемых национальных экономик с мировой рыночной экономикой на основе активизации внешнеэкономической деятельности. Естественно, что при этом они должны были решить целый ряд общегосударственных задач: повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и от иностранных инвестиций, сокращение затрат на приобретение импортной продукции. В ряде случаев СЭЗ рассматривались в качестве лабораторий рыночной экономики. Впоследствии эта функция СЭЗ во всех странах отошла на второй план, а главным стало национальное развитие и интеграция в мирохозяйственные связи на равноправной с рыночными странами основе. Обозначенные цели и задачи, возлагаемые на СЭЗ в странах, переходящих к рыночной экономике, обусловили особенности при их создании и функционировании. Общим для создания СЭЗ во всех бывших странах СЭВ является их анклавность, определение специфики различиями в применяемом внешнеэкономическом режиме зон.

В бывших европейских социалистических странах СЭЗ организуются главным  образом как зоны свободного предпринимательства (ЗСП). По нашей классификации — это экспортно-производственные зоны. Специфической чертой является то, что главное их назначение— экспорт услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. Они могут быть государственными (Румыния, Венгрия, Болгария), акционерными (Польша) и смешанными (Венгрия). На выделенной им территории создается соответствующая инфраструктура, ее арендуют экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Организационно-управленческие особенности этих зон определяют их размеры и экономические функции. Так, торгово-складские зоны занимают площадь в несколько гектаров; экспортно-производственные зоны, отличающиеся большим набором функций, также  располагаются на значительных площадях. По мнению польских ученых, минимальная  площадь таких зон — 40 га. В  Русе (Болгария) на этапе формирования зона занимает 100 га, а при окончательном ее формировании предполагается, что она будет занимать площадь 800 га.

Создание и функционирование СЭЗ в социалистических странах  были связаны с несовместимостью двух типов экономик. И это требовало  особо тщательной проработки законодательной  базы. В социалистических странах, на первых этапах создания СЭЗ, регламенты, их регулирующие, были логическим продолжением национального законодательства о  совместном предпринимательстве. Для  анклавных СЭЗ в этих странах нужна была разработка специальных правовых норм, в которых четко нормировались бы специальные льготы для иностранных и национальных инвесторов, действующих на территории СЭЗ.

В странах ЦВЕ инициаторами создания зон выступали как местные, так и центральные органы управления. При этом региональные инициативы были плодотворнее, поскольку местные  органы имели возможность точнее определить целесообразность создания конкретных предприятий с учетом местных приоритетов, наличия ресурсов и других условий.

Инвестиционное законодательство в СЭЗ восточноевропейских стран  имеет свои особенности. Ниже мы дадим  его общую характеристику, рассматривая опыт СЭЗ в отдельных странах.

Наибольший опыт функционирования СЭЗ из числа европейских стран  с переходной экономикой накоплен в  Венгрии. Здесь первая СЭЗ была создана  в 1982 г. Это была таможенная зона, через  которую осуществлялся экспорт  и импорт. В соответствии с венгерским законодательством на территории этой зоны могли действовать только смешанные  предприятия. Все мононациональные предприятия, включая венгерские, сточки зрения таможенных и валютно-финансовых правил рассматривались как иностранных. На практике это означало, что для  участия СП в СЭЗ венгерское предприятие  должно получить разрешение министра торговли (даже если оно создавало  СП с предприятиями, с которыми у  Венгрии были заключены межправительственные соглашения).

Венгерское предприятие - партнер в СП, создаваемое в  СЭЗ, могло поставить в зону товар  только в том случае, если у него было право экспорта. Поставка товаров  СП на внутренний рынок из зоны считался импортом и осуществлялся через внешнеторговые предприятия, а значит требовалось соответствующее разрешение государственных органов. Это не могло не привести к изоляции свободных таможенных зон от внутреннего рынка и, как следствие, к весьма слабому воздействию на технический и технологический уровень венгерской промышленности.

В настоящее время нормы  регулирования совместного предпринимательства  в Венгрии изменились в сторону  либерализации организационно-правового  и экономического режима иностранных инвесторов. В этой связи СЭЗ получила дальнейшее развитие. В ней созданы и активно действуют десятки совместных венгро-западноевропейских фирм, хотя она по-прежнему осталась преимущественно торговой зоной.

Пример Венгрии – это  пример наиболее эффективной организации  СЭЗ. Благодаря продуманной политике правительства в отношении СЭЗ  экономика Венгрии получила получила огромную подпитку в виде иностранного капитала, были активизированы до этого не использованные ресурсы, улучшилось благосостояние населения, предприятия стали работать на полную мощность. Всё это, несомненно, улучшило инвестиционный имидж страны.

В Болгарии СЭЗ была создана  в 1987 г. Она, так же как и в Венгрии, выполняла ограниченные задачи, т.к. в ней предусматривались только льготы в отношении таможенных пошлин и складирования товаров. Ситуация изменилась в 1990 г., когда стали расширяться экономические функции зоны, позволившие ей стать каналом связи национальной экономики с мировой.

В Польше идея организации  СЭЗ также увязывается с общим  процессом радикальных реформ в  стране. С 01.01.89 г. в стране вступил в силу закон «О хозяйственной деятельности с участием иностранных субъектов». Он значительно упростил процедуру взаимоотношений с иностранными партнерами, создание смешанных предприятий, включая частный сектор.

Законом было устранено требование обязательного наличия у польского  партнера основного пакета акций, но был установлен нижний предел (20%) вклада уставного капитала, который должен внести иностранный партнер. Руководство предприятием может осуществлять как польский, так и иностранный гражданин. Этот закон в значительной степени стимулировал создание СЭЗ в Польше. В качестве образца для создания был взят опыт Китая.

В большинстве проектов предполагалось создание СЭЗ, в которых экспорт  и импорт товаров осуществляется беспошлинно, а при вывозе его  на внутренний рынок облагается пошлинами  в целом по стране (Польша).

ПольскиеСЭЗ имеют ряд характерных черт. Основная из них - с самого начала центральные органы власти не были вовлечены в процесс их организации. К минимуму сведены бюджетные программы и бюрократическое вмешательство. Но из-за бесплодных дискуссий о привилегиях для СЭЗ между центральной и местной властями в стране не используется весьма выгодное для иностранных инвесторов особо благоприятное географическое положение страны в целом и отдельных ее регионов. Благодаря этим факторам в стране могли бы успешно развиваться экспортно-производственные и другие типы СЭЗ на побережье Балтийского моря, по берегам рек Одер и Висла. В этом случае Польша вполне могла бы выполнять роль связующего звена между Россией и ЕС, между скандинавскими государствами и странами юга Европы. Но пока дальше таможенных зон в Польше дело не идет[5, c. 50-53].

Анализ механизма деятельности СЭЗ в странах ЦВЕ позволяет  констатировать, что на их территории, так же как и в развивающихся  странах, действовали те же налоговые  и валютные льготы. В состав номенклатуры таких льгот обычно включаются: отмена пошлины и других ограничений на импорт материалов, машин и оборудования, необходимых для развития экспортного производства; отмена налогообложения или его снижение на определенный период; свобода от таможенного контроля; гарантии возврата вложенного капитала и неограниченного перевода прибыли; компенсация предпринимателям расходов на обучение кадров; уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощение процедуры создания предприятия; предоставление скидок на пользование коммунальными, транспортными и другими услугами; предоставление различного рода кредитов. По отдельным странам этот перечень отличается незначительно.

 

3 Свободные экономические  зоны в Республике Беларусь

Создание свободных экономических  зон рассматривается как важное звено в реализации принципов  открытой экономики государства. Их функционирование связывается с  либерализацией и активизацией внешнеэкономической  деятельности.

Республика Беларусь, находясь на этапе трансформирования своей экономики, рассматривает СЭЗ как полигоны по обработке рыночной модели  развития, обеспечению благоприятных условий для экономического развития, прежде всего регионов республики, привлечению иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, ускорению научно-технического прогресса и интегрированию в мировую экономику[14, c. 67].

Закон №213-З определяет специальный  правовой режим СЭЗ как совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного  регулирования и предусматривающих  более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Информация о работе Свободные экономические зоны