Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Osnovnoe.docx

— 109.16 Кб (Скачать файл)

В качестве резидента СЭЗ  могут быть зарегистрированы только юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ[17].

Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:

  • обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;
  • содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  • создание новых рабочих мест; развитие и расширение сферы  работ и услуг; развитие инфраструктуры технологий;
  • получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования при проведении реформ в республике[9].

Схожие по содержанию цели и задачи заложены в указах Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» [12], СЭЗ «Витебск» [11], СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест», в Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах". Более детально они изложены в соответствующих положениях о свободных экономических зонах, где приведенные выше задачи дополняются следующими:

  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;
  • вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, нетрадиционных природных ресурсов и источников энергии;
  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечения стратегических инвесторов;
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;
  • развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • проведение санаций и реструктуризации отдельных объектов; повышение загрузки имеющихся производственных мощностей;
  • создание новых рабочих мест.

Таким образом, согласно белорусскому законодательству, свободные экономические  зоны создаются указами Президента Республики Беларусь по инициативе Правительства  Республики Беларусь, облисполкомов  и Минского горисполкома, а при  образовании технопарков и технополисов дополнительно требуется согласование с соответствующими министерствами, а также другими республиканскими органами государственного управления.

Каждая из белорусских  свободных экономических зон имеет свои отличительные особенности, прежде всего географические и территориальные.

Так, город Брест был  «воротами» на пути с Востока на Запад и во времена СССР, и в  настоящее время. Город Минск  не имеет прямых выходов к соседним странам. Города Гомель и Могилев  граничат с Россией и Украиной, Витебск и Гродно - с Прибалтикой [14, c. 69].

Все СЭЗ Республики Беларусь расположены в непосредственной близости от аэропортов или включают их в свои границы.

Все шесть свободных экономических  зон Республики Беларусь являются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функции.

 

3.1 Особенности  функционирования свободных экономических  зон

 

В Республике Беларусь свободной  экономической зоной является часть  территории Республики Беларусь с точно  определенными границами и специальным  правовым режимом, устанавливающим  более благоприятные условия  осуществления предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности.

В свободной экономической  зоне государство обеспечивает инвесторам защиту инвестиций, доходов и гарантирует  беспрепятственное осуществление  предусмотренных законодательством  Республики Беларусь прав и свобод.

На сегодняшний день в  Республике Беларусь функционируют  шесть СЭЗ:

  1. СЭЗ “Брест” –образована в 1996 году;
  2. СЭЗ “Минск” –образована в 1998 году;
  3. СЭЗ “Гомель-Ратон” –образована в 1998 году;
  4. СЭЗ “Витебск” –образована в 1999 году;
  5. СЭЗ “Могилев” –образованав 2002 году;
  6. СЭЗ “Гродноинвест” –образована в 2002 году.

Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет.

Общей целью создания всех СЭЗ является привлечение отечественных  и иностранных инвестиций, развитие ориентированных на экспорт производств, экономическое развитие соответствующих  регионов республики. Цели создания СЭЗ  определили особенности специального правового режима СЭЗ.

В связи с этим специальный  правовой режим имеет пределы  применения.

Во-первых, в условиях этого  режима вправе осуществлять деятельность только юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов СЭЗ.

Во-вторых, под действие указанного режима попадают товары (работы, услуги) собственного производства, происходящие с территории Республики Беларусь.

В-третьих, специальный правовой режим распространяется на реализацию любых товаров (работ, услуг) за пределы  Республики Беларусь, реализацию другим резидентам СЭЗ либо на реализацию на территории Республики Беларусь товаров, которые являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

С точки зрения практического  применения специального правового  режима СЭЗ данный режим направлен на стимулирование производства товаров. Применить специальный правовой режим к реализуемым резидентами СЭЗ работам (услугам) практически невозможно, за исключением оказания давальческих услуг (несмотря на то, что прямого запрета на это нет). Такое положение обусловлено следующим.

Согласно подл. 1.13.1 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим распространяется на реализацию резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ. В силу особенностей специального правового режима СЭЗ оказываемые услуги и выполняемая работа должны:

- считаться услугами, работами  собственного производства Как установлено в п. 5 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817, к работам и услугам собственного производства относятся работы и услуги, выполненные производителями на территории Республики Беларусь или на территориях других государств с использованием труда работников, находящихся с ними в трудовых отношениях[10];

— экспортироваться, то есть оказываться вне территории СЭЗ  или нерезидентам Республики Беларусь. Однако в соответствии с подп. 1.13.2 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим не распространяется на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств резидента СЭЗ и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ. Реализация резидентами СЭЗ услуг, работ на территории Республики Беларусь в условиях специального правового режима исключается исходя из предписаний подп. 1.1З.1 п. 1 Указа № 262, в котором идет речь лишь о реализации резидентами СЭЗ товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ. Иными словами, указанные нормы практически исключают производителей услуг, работ из субъектов режима СЭЗ. Исключение составляют услуги по переработке товаров (давальческие услуги), когда резидент оказывает услугу с использованием основных средств и труда работников на территории СЭЗ. Однако такие услуги фактически реализуются за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим лицам в соответствии с заключенными договорами [10].

Специальный правовой режим  СЭЗ имеет и свои ограничения, четко установленные нормами законодательства. Так, на основании подп. 1.13.2 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим,  действующий на территориях СЭЗ в отношении их резидентов и установленный подп. 1.10-1.12 п. 1 Указа №262, не распространяется на:

  • общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
  • реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
  • деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций [10].

Льготы, предоставляемые  резидентам СЭЗ

Основными составляющими специального правового режима СЭЗ являются особый налоговый режим и таможенный режим свободной таможенной зоны.

Особый режим налогообложения  включает в себя установленный Указом № 262 перечень налогов и сборов, плательщиками  которых являются резиденты СЭЗ, а также налоговые льготы. В  частности:

  • прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, в дальнейшем налог на прибыль взимается по ставке, уменьшенной в 2 раза от ставки, установленной законодательством (12% вместо 24%);
  • налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь (за исключением ставки 10 (9,09) %), уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 % от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории   СЭЗ   и  являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Высвобожденные суммы налога на добавленную стоимость не подлежат обложению налогами (сборами);
  • резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам (объектам незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, и транспортным средствам независимо от направления использования указанных основных средств (объектов незавершенного   строительства)   и транспортных средств;
  • резиденты СЭЗ освобождаются от налога на приобретение автомобильных транспортных средств независимо от цели их приобретения.
  • резиденты СЭЗ не уплачивают сборы с выручки от реализации продукции, а именно: 
  • сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог;
  • сбор в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  • отдельные налоги, например, чрезвычайный налог[13].

С 1 января 2011 года был изменён  порядок льготного налогообложения  резидентов свободных экономических  зон.

Прежде всего, это касается подхода к определению товаров  собственного производства в целях  применения налоговых льгот при  их реализации.  С 2011 года резиденты СЭЗ вправе применять льготное налогообложение не только в период действия соответствующего сертификата об отнесении товаров к товарам собственного производства, но и по его окончании при реализации товаров, произведенных в период его действия, если обеспечат раздельный учет товаров на стадии их изготовления в разрезе отдельных сертификатов.

Еще одной существенной новацией налогообложения в СЭЗ является изменение механизма применения льготы по уплате резидентами СЭЗ  налога на добавленную стоимость  при реализации ими на территории зоны произведенных  импортозамещающих товаров собственного производства. Порядок уплаты налога на добавленную стоимость изменяется только в отношении товаров, отгруженных после 1 января 2011 года.

С 1 января 2011 г. обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь импортозамещающих  товаров собственного производства, произведенных ими на территории СЭЗ и отгруженных с этой даты, облагаются НДС по ставке 10%. Исчисленный  налог в полной сумме уплачивается в бюджет и выставляется покупателям  в первичных учетных документах. Соответственно, отпадает необходимость  определения резидентами СЭЗ  высвобождаемой суммы налога на добавленную  стоимость и составления соответствующего расчета 50 процентов от подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации импортозамещающих товаров согласно приложению 2 к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость.

С 1 января 2011 г. исключен из числа налогов, сборов (пошлин), исчисляемых  и уплачиваемых резидентами СЭЗ, сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. Связано это с включением в число объектов налогообложения экологическим налогом ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. При этом порядок исчисления и уплаты сбора в составе экологического налога не изменился[13].

В СЭЗ для её резидентов создаются свободные таможенные зоны. Свободная таможенная зона — территория, в пределах которой резидентом СЭЗ могут размещаться иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отечественные товары. Требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, определены в § 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь и подп.1.7-1.9-1 п. 1 Указа № 262. Порядок создания и прекращения функционирования свободных таможенных зон, требования к их обустройству и оборудованию, обязанности владельцев свободных таможенных зон — резидентов СЭЗ, в отношении которых определена территория свободной таможенной зоны, определяются Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон» и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.04.2006 № 27 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования решений администраций свободных экономических зон об определении (упразднении) территорий свободных таможенных зон в границах свободных экономических зон, а также строительства в границах территорий свободных таможенных зон».

Информация о работе Свободные экономические зоны