Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.
Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35
В качестве резидента СЭЗ могут быть зарегистрированы только юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ[17].
Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:
Схожие по содержанию цели и задачи заложены в указах Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» [12], СЭЗ «Витебск» [11], СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест», в Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах". Более детально они изложены в соответствующих положениях о свободных экономических зонах, где приведенные выше задачи дополняются следующими:
Таким образом, согласно белорусскому
законодательству, свободные экономические
зоны создаются указами Президента
Республики Беларусь по инициативе Правительства
Республики Беларусь, облисполкомов
и Минского горисполкома, а при
образовании технопарков и
Каждая из белорусских свободных экономических зон имеет свои отличительные особенности, прежде всего географические и территориальные.
Так, город Брест был «воротами» на пути с Востока на Запад и во времена СССР, и в настоящее время. Город Минск не имеет прямых выходов к соседним странам. Города Гомель и Могилев граничат с Россией и Украиной, Витебск и Гродно - с Прибалтикой [14, c. 69].
Все СЭЗ Республики Беларусь расположены в непосредственной близости от аэропортов или включают их в свои границы.
Все шесть свободных экономических зон Республики Беларусь являются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функции.
3.1 Особенности
функционирования свободных
В Республике Беларусь свободной
экономической зоной является часть
территории Республики Беларусь с точно
определенными границами и
В свободной экономической
зоне государство обеспечивает инвесторам
защиту инвестиций, доходов и гарантирует
беспрепятственное
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:
Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет.
Общей целью создания всех СЭЗ является привлечение отечественных и иностранных инвестиций, развитие ориентированных на экспорт производств, экономическое развитие соответствующих регионов республики. Цели создания СЭЗ определили особенности специального правового режима СЭЗ.
В связи с этим специальный правовой режим имеет пределы применения.
Во-первых, в условиях этого режима вправе осуществлять деятельность только юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов СЭЗ.
Во-вторых, под действие указанного режима попадают товары (работы, услуги) собственного производства, происходящие с территории Республики Беларусь.
В-третьих, специальный правовой режим распространяется на реализацию любых товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь, реализацию другим резидентам СЭЗ либо на реализацию на территории Республики Беларусь товаров, которые являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
С точки зрения практического применения специального правового режима СЭЗ данный режим направлен на стимулирование производства товаров. Применить специальный правовой режим к реализуемым резидентами СЭЗ работам (услугам) практически невозможно, за исключением оказания давальческих услуг (несмотря на то, что прямого запрета на это нет). Такое положение обусловлено следующим.
Согласно подл. 1.13.1 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим распространяется на реализацию резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ. В силу особенностей специального правового режима СЭЗ оказываемые услуги и выполняемая работа должны:
- считаться услугами, работами собственного производства Как установлено в п. 5 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817, к работам и услугам собственного производства относятся работы и услуги, выполненные производителями на территории Республики Беларусь или на территориях других государств с использованием труда работников, находящихся с ними в трудовых отношениях[10];
— экспортироваться, то есть оказываться вне территории СЭЗ или нерезидентам Республики Беларусь. Однако в соответствии с подп. 1.13.2 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим не распространяется на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств резидента СЭЗ и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ. Реализация резидентами СЭЗ услуг, работ на территории Республики Беларусь в условиях специального правового режима исключается исходя из предписаний подп. 1.1З.1 п. 1 Указа № 262, в котором идет речь лишь о реализации резидентами СЭЗ товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ. Иными словами, указанные нормы практически исключают производителей услуг, работ из субъектов режима СЭЗ. Исключение составляют услуги по переработке товаров (давальческие услуги), когда резидент оказывает услугу с использованием основных средств и труда работников на территории СЭЗ. Однако такие услуги фактически реализуются за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим лицам в соответствии с заключенными договорами [10].
Специальный правовой режим СЭЗ имеет и свои ограничения, четко установленные нормами законодательства. Так, на основании подп. 1.13.2 п. 1 Указа № 262 специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ в отношении их резидентов и установленный подп. 1.10-1.12 п. 1 Указа №262, не распространяется на:
Льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ
Основными составляющими специального правового режима СЭЗ являются особый налоговый режим и таможенный режим свободной таможенной зоны.
Особый режим налогообложения включает в себя установленный Указом № 262 перечень налогов и сборов, плательщиками которых являются резиденты СЭЗ, а также налоговые льготы. В частности:
С 1 января 2011 года был изменён
порядок льготного
Прежде всего, это касается подхода к определению товаров собственного производства в целях применения налоговых льгот при их реализации. С 2011 года резиденты СЭЗ вправе применять льготное налогообложение не только в период действия соответствующего сертификата об отнесении товаров к товарам собственного производства, но и по его окончании при реализации товаров, произведенных в период его действия, если обеспечат раздельный учет товаров на стадии их изготовления в разрезе отдельных сертификатов.
Еще одной существенной новацией
налогообложения в СЭЗ является
изменение механизма применения
льготы по уплате резидентами СЭЗ
налога на добавленную стоимость
при реализации ими на территории
зоны произведенных
С 1 января 2011 г. обороты по
реализации резидентами СЭЗ на территории
Республики Беларусь импортозамещающих
товаров собственного производства,
произведенных ими на территории
СЭЗ и отгруженных с этой даты,
облагаются НДС по ставке 10%. Исчисленный
налог в полной сумме уплачивается
в бюджет и выставляется покупателям
в первичных учетных
С 1 января 2011 г. исключен из числа налогов, сборов (пошлин), исчисляемых и уплачиваемых резидентами СЭЗ, сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. Связано это с включением в число объектов налогообложения экологическим налогом ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. При этом порядок исчисления и уплаты сбора в составе экологического налога не изменился[13].
В СЭЗ для её резидентов создаются свободные таможенные зоны. Свободная таможенная зона — территория, в пределах которой резидентом СЭЗ могут размещаться иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отечественные товары. Требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, определены в § 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь и подп.1.7-1.9-1 п. 1 Указа № 262. Порядок создания и прекращения функционирования свободных таможенных зон, требования к их обустройству и оборудованию, обязанности владельцев свободных таможенных зон — резидентов СЭЗ, в отношении которых определена территория свободной таможенной зоны, определяются Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон» и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.04.2006 № 27 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования решений администраций свободных экономических зон об определении (упразднении) территорий свободных таможенных зон в границах свободных экономических зон, а также строительства в границах территорий свободных таможенных зон».