Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.
Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35
Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штат Гавайи). Однако более всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпорацией на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах компаний (обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размещаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Впервые специализированные зоны возникли в 1952 году [8, с.78-80].
В 1980 г. в США насчитывалось семь специализированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транспортным и конторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. К середине 80-х годов в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и автомобилей.
Широкому распространению СЭЗ способствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как местным, так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы:
К группе предпринимательских
зон относятся те, что непосредственно
не связаны с обслуживанием
Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот.
ПЗ обычно расположеныв экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км.(иногда - до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяютсялишь статусом компаний этих зон.Для получения статуса ПЗ район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше существующего во всем городе или во всей стране.
Быстрое распространение
этих зон объясняется уже
Технологические парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
Подавляющая часть парков
не получает каких-либо привилегий от
государственных организаций. Режим
их работы такой же, как и у
фирм, действующих в
Основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается более 160 технопарков (это более 30 % технопарков в мире). Хотя конкретные формы их организации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций.
Несмотря на разнообразие форм управления и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг; составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.
Значительную экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.
Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм [2, c. 23-30].
Несмотря на рост числа технологических парков, не все они оказываются эффективными. Причины неэффективной работы ряда технопарков разные, но главная заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологическому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около 20 лет [8, с.85].
Таким образом, социально-экономические выгоды от создания СЭЗ достаточно весомые. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран.
2.2 Свободные экономические зоны в Китае
Особого внимания заслуживает опыт создания правового регулирования и функционирования СЭЗ накопленный в Китае. Из государств, строивших социализм, именно, КНР смогла с помощью спецзон добиться впечатляющих результатов, что признано во всем мире.
Первоначально в 1979 году было принято решение о создании специальных экспортных зон. Однако концепция экспортных зон прожила недолго, ее значительно расширили идеей создания смешанных зон, в которых бы развивалась промышленность, торговля, туризм, наука, строительство, образование.
В КНР свободные экономические зоны начали создаваться на рубеже 70-80 годов. В это время были одобрены 4 зоны, которые наделялись значительными привилегиями и в своей деятельности обязывались ориентироваться лишь на экспорт. В середине 80-х годов привилегии специальных экономических зон были распространены на 14 крупных приморских городов, о. Хайнань, дельту реки Янцзы, южную часть провинции Фуцзянь и др. Почти все провинции страны получили те или иные льготы для развития их инвестиционных связей с иностранными партнерами. [4, с.261]
В настоящее время общая площадь, на которую распространяется специальный режим в отношении иностранных инвестиций (5 свободных экономических зон, 32 зон технико-экономического развития, зоны в дельтах рек Нанцзян и Чжунцзян, зоны развития промышленности новых и высоких технологии) составляет около 35 тыс. кв. км., что составляет 0,4% от площади страны.
Все вопросы функционирования
зон изъяты из ведения
Первые СЭЗ в Китае должны были привлечь в страну управленческий опыт, помочь готовить квалифицированные кадры для реформ, усилить региональное развитие, наработать опыт экономического реформирования для всей страны.
Как правило, на начальном этапе размер каждой из СЭЗ не превышал 1-2 кв. км. [15, с.26], и последующее их расширение идет по мере создания инфраструктуры, подготовки земельных участков, включая подведение к ним электроэнергии, водо- и теплоснабжения и других инженерных коммуникаций.
Так, в Далянской зоне, к примеру, в течение первых 8 лет были освоены 10 кв. км. По мнению китайских специалистов, СЭЗ в своем формировании должна пройти три этапа:
На первом (до 10 лет) в ней создаются производственная и обслуживающая инфраструктуры и структура кадров, а также начинается привлечение иностранного капитала и образование смешанных предприятий, закладываются основные принципы и юридические основы сотрудничества с зарубежными компаниями, осуществляется жилищно-коммунальное строительство.
На втором этапе (5-8 лет) зоны
в своей хозяйственной
Определяющими факторами, которые
служат критерием выбора тех или
иных районов, являются, как и вообще
в мировой практике, удобное географическое
положение (14 городов расположены
вдоль восточного побережья КНР
и имеют прямые выходы к морским
коммуникациям), хорошее транспортное,
в частности шоссейное
Кроме того, имеются и чисто китайские особенности - значительная численность дешевой рабочей силы (не всегда, правда, квалифицированной), традиционная тесная связь с эмиграцией («хуацяо») и хорошо налаженные торговые и финансовые связи с Гонконгом и Макао. Капитал китайцев, проживающих в этих регионах - это один из достаточно надежных и перспективных источников инвестиций в китайскую экономику, чему есть и свое обоснование (КНР с момента образования вкладывала довольно значительные средства в создание различных предприятий и организаций в Макао и Гонконге) [2, c. 33].
Теперь же ранее вложенный капитал возвращается в Китай в форме производственных инвестиций (техника, технология, ноу-хау и т.п.).
Их к началу 1991 года в пяти свободных экономических зонах было зарегистрировано более 7600. При этом доля иностранного капитала по заключенным соглашениям превысила 11 млрд. долларов. Примерно половина всех этих предприятий расположены в Шэньчженьской зоне, которая полностью находится под контролем пограничных и таможенных властей (в определенной мере и Чжухай.Шэньчженьокружена проволочным ограждением и охраняется пограничными органами. Выезд и въезд в нее осуществляется через специально организованные контрольно-пропускные и таможенные пункты.
Занимая территорию менее 0,04процента общей площади КНР, четыре специальных экономические зоны, образованные в 1980 г., производят около 2 процентов объема валовой промышленной продукции Китая, в том числе 48 процентов его выпускается на предприятиях с участием иностранного капитала.
Безусловно, высокие темпы развития промышленного, производства СЭЗ стимулируются льготным китайским законодательством в отношении иностранных инвесторов.