Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – продемонстрировать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы было изучено большое количество нормативных актов, определяющих и регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, научных работ, периодической литературы.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………….. 4
1 Свободные экономические зоны и их основные характеристики……………...5
2 Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон ......… 12
2.1 Свободные экономические зоны в США ……….…………………………... 12
2.2 Свободные экономические зоны в Китае …………………………………… 16
2.3 Свободные экономические зоны в странах Центральной и Восточной Европы …………………………………………………………………………….. 20
3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь ……………………. 23
3.1 Особенности функционирования свободных экономических зон ..….…… 24
3.2 Роль свободных экономических зон в экономике страны ……...…………..29
Заключение ………...……………………………………………………………… 34
Список использованных источников ……………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Osnovnoe.docx

— 109.16 Кб (Скачать файл)

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных  портах — в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе  и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штат Гавайи). Однако более всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпорацией на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций.

Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах компаний (обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размещаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Впервые специализированные зоны возникли в 1952 году [8, с.78-80].

В 1980 г. в США насчитывалось семь специализированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транспортным и конторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. К середине 80-х годов в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и автомобилей.

Широкому распространению  СЭЗ способствуют в первую очередь  различные льготы, которые предоставляются  компаниям (как местным, так и  иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы:

  • таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннего потребления.
  • товары, находящиеся в ЗВТ, не облагаются таможенными пошлинами и с них не взимаются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.
  • товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию.
  • товары, экспортируемые из зоны внешней торговли, благодаря хорошо оглаженной на ее территории системе охраны не требуют больших страховых затрат.
  • таможенная процедура при экспорте товаров из ЗВТ сведена к минимуму.
  • товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы.
  • импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки.
  • импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- и автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможенную территорию США освобождаются от уплаты инверсированного тарифа.

К группе предпринимательских  зон относятся те, что непосредственно  не связаны с обслуживанием внешней  торговли. Исходное понятие свободной  зоны здесь размывается, так как  таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы [8, с.82-83].

Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот.

ПЗ обычно расположеныв экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км.(иногда - до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяютсялишь статусом компаний этих зон.Для получения статуса ПЗ район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше существующего во всем городе или во всей стране.

Быстрое распространение  этих зон объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами, предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям  для развития производства и увеличения занятости.Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот: упрощенная процедура ведения документации, снижения требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности и др.

Технологические парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.

Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Режим  их работы такой же, как и у  фирм, действующих в высокотехнологичных производствах [8, с.85].

Основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается более 160 технопарков (это более 30 % технопарков в мире). Хотя конкретные формы их организации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций.

Несмотря на разнообразие форм управления и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг; составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.

Значительную экономию средств  венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его  централизованными службами: секретарскими  услугами, компьютерной техникой и  программным обеспечением, копировальной  техникой, библиотеками и справочно-библиографической  службой.

Основное требование, выдвигаемое  руководством технопарка входящим в  его состав венчурным фирмам, состоит  в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных  производств и соответствие специализации  парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются  все виды деятельности, научной и  административной, которые прямо  или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм [2, c. 23-30].

Несмотря на рост числа  технологических парков, не все они  оказываются эффективными. Причины  неэффективной работы ряда технопарков  разные, но главная заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологическому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около 20 лет [8, с.85].

Таким образом, социально-экономические  выгоды от создания СЭЗ достаточно весомые. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный  торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран.

 

2.2 Свободные экономические  зоны в Китае

 

Особого внимания заслуживает  опыт создания правового регулирования  и функционирования СЭЗ накопленный  в Китае. Из государств, строивших  социализм, именно, КНР смогла с помощью  спецзон добиться впечатляющих результатов, что признано во всем мире.

Первоначально в 1979 году было принято решение о создании специальных  экспортных зон. Однако концепция экспортных зон прожила недолго, ее значительно  расширили идеей создания смешанных  зон, в которых бы развивалась  промышленность, торговля, туризм, наука, строительство, образование.

В КНР свободные экономические зоны начали создаваться на рубеже 70-80 годов. В это время были одобрены 4 зоны, которые наделялись значительными привилегиями и в своей деятельности обязывались ориентироваться лишь на экспорт. В середине 80-х годов привилегии специальных экономических зон были распространены на 14 крупных приморских городов, о. Хайнань, дельту реки Янцзы, южную часть провинции Фуцзянь и др. Почти все провинции страны получили те или иные льготы для развития их инвестиционных связей с иностранными партнерами. [4, с.261]

В настоящее время общая  площадь, на которую распространяется специальный режим в отношении  иностранных инвестиций (5 свободных  экономических зон, 32 зон технико-экономического развития, зоны в дельтах рек Нанцзян и Чжунцзян, зоны развития промышленности новых и высоких технологии) составляет около 35 тыс. кв. км., что составляет 0,4% от площади страны.

 Все вопросы функционирования  зон изъяты из ведения центрального  правительства и переданы на  провинциальный уровень. Для проведения  единого руководства СЭЗ провинциальными  правительствами созданы комитеты  по управлению зонами. В их  компетенцию входят такие вопросы,  как рассмотрение и утверждение  проектов с участием иностранного  капитала, регистрация предприятий,  предоставление земельных участков, координация деятельности таможенных, пограничных, страховых, налоговых  учреждений. Кроме того, образованы  компании по развитию СЭЗ, основная  задача которых заключается в  поддержании инвестиционной деятельности, изыскания денежных средств и  предоставлении кредитов, выполнении  агентских поручений и др.

Первые СЭЗ в Китае  должны были привлечь в страну управленческий опыт, помочь готовить квалифицированные  кадры для реформ, усилить региональное развитие, наработать опыт экономического реформирования для всей страны.

Как правило, на начальном  этапе размер каждой из СЭЗ не превышал 1-2 кв. км. [15, с.26], и последующее их расширение идет по мере создания инфраструктуры, подготовки земельных участков, включая подведение к ним электроэнергии, водо- и теплоснабжения и других инженерных коммуникаций.

Так, в Далянской зоне, к примеру, в течение первых 8 лет были освоены 10 кв. км. По мнению китайских специалистов, СЭЗ в своем формировании должна пройти три этапа:

На первом (до 10 лет) в ней  создаются производственная и обслуживающая  инфраструктуры и структура кадров, а также начинается привлечение  иностранного капитала и образование  смешанных предприятий, закладываются  основные принципы и юридические  основы сотрудничества с зарубежными  компаниями, осуществляется жилищно-коммунальное строительство.

На втором этапе (5-8 лет) зоны в своей хозяйственной деятельности должны преимущественно опираться  на иностранные инвестиции и перейти  к сбыту продукции на внешнем  рынке. В структуре их экономики  ведущая роль должна постепенно перейти  от торговли, сферы услуг, сельского  хозяйства и мелкого промышленного  производства к крупной промышленности рационально сочетаемой с внешней  торговлей. На третьем этапе развития СЭЗ планируется осуществить  полный переход от трудоемких к техникоемким видам производства с преобладанием технологически передовых отраслей.

Определяющими факторами, которые  служат критерием выбора тех или  иных районов, являются, как и вообще в мировой практике, удобное географическое положение (14 городов расположены  вдоль восточного побережья КНР  и имеют прямые выходы к морским  коммуникациям), хорошее транспортное, в частности шоссейное сообщение, а также наличие определенной инфраструктуры и производственной базы.

Кроме того, имеются и  чисто китайские особенности - значительная численность дешевой рабочей  силы (не всегда, правда, квалифицированной), традиционная тесная связь с эмиграцией («хуацяо») и хорошо налаженные торговые и финансовые связи с Гонконгом и Макао. Капитал китайцев, проживающих в этих регионах - это один из достаточно надежных и перспективных источников инвестиций в китайскую экономику, чему есть и свое обоснование (КНР с момента образования вкладывала довольно значительные средства в создание различных предприятий и организаций в Макао и Гонконге) [2, c. 33].

Теперь же ранее вложенный  капитал возвращается в Китай  в форме производственных инвестиций (техника, технология, ноу-хау и т.п.).

Их к началу 1991 года в  пяти свободных экономических зонах  было зарегистрировано более 7600. При  этом доля иностранного капитала по заключенным  соглашениям превысила 11 млрд. долларов. Примерно половина всех этих предприятий  расположены в Шэньчженьской зоне, которая полностью находится под контролем пограничных и таможенных властей (в определенной мере и Чжухай.Шэньчженьокружена проволочным ограждением и охраняется пограничными органами. Выезд и въезд в нее осуществляется через специально организованные контрольно-пропускные и таможенные пункты.

Занимая территорию менее 0,04процента общей площади КНР, четыре специальных  экономические зоны, образованные в 1980 г., производят около 2 процентов  объема валовой промышленной продукции  Китая, в том числе 48 процентов  его выпускается на предприятиях с участием иностранного капитала.

Безусловно, высокие темпы  развития промышленного, производства СЭЗ стимулируются льготным китайским  законодательством в отношении  иностранных инвесторов.

Информация о работе Свободные экономические зоны