Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:20, реферат
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА – ПРИЧИНА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В РОССИИ
1.1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
1.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ
1.3. ТАБАКОКУРЕНИЕ КАК ПРИЧИНА МАССОВОЙ СМЕРТНОСТИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ИНВАЛИДИЗАЦИИ В РОССИИ
1.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Планы повышения акцизов на табачные изделия 44%, предложенные Министерством финансов РФ в настоящий момент, недостаточны для решения поставленных руководством страны задач по борьбе с курением, сохранению населения и увеличению поступлений в бюджет.
Расчеты показали, что повышение акцизов в России до уровня 70% от цены пачки способно спасти жизни 2,7 миллионов россиян и принести в российский бюджет 125 млрд. рублей. Повышение табачных акцизов на табак в течение трех лет до минимального европейского уровня позволит сохранить миллионы жизней и собрать в 2010 году в бюджет дополнительно более 100 миллиардов рублей, а к 2012 году – достичь уровня поступлений в бюджет от акцизов на табачные изделия более 320 миллиардов рублей ежегодно.
Табачные акцизы как мера по снижению уровня курения: мировой опыт. В ряду мер, показавших за последние 30 лет свою наибольшую эффективность в деле снижения потребления сигарет, на первом месте, по данным Всемирной организации здравоохранения и Всемирного Банка ООН54, стоит повышение цен на табачные изделия. Международный опыт доказывает: высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей, что снижает вероятность формирования зависимости от табака в детстве55.
Исследования спроса на табачные изделия показывают, что рост цен также предотвращает начало курения и уменьшает число бывших курильщиков, возобновляющих курение.
Степень, в которой потребительский спрос на товар изменяется в ответ на изменение цены, называется эластичностью спроса. Эластичность спроса на табачные изделия в разных странах отличается, но по данным Всемирного Банка56, в странах с низким и средним уровнем доходов эластичность спроса больше, чем в странах с высоким уровнем доходов. Например, в США было обнаружено, что 10%-ный рост цен на пачку сигарет снижает потребление приблизительно на 4%57. Исследования, проведенные в Бангладеш, Таиланде, Непале, Индонезии, Бразилии и Южной Африке привели к выводу, что рост цен на 10% снижает спрос на 6–9%58. На основе имеющихся данных можно сделать бесспорный вывод: повышение налогов является исключительно эффективным способом снизить потребление табака в странах с низким и средним уровнем доходов, в том числе и в России.
Табачные компании об акцизах Документы самих табачных компаний, рассекреченные в ходе ряда исков и судебных процессов по делам о вреде здоровью, причиненном курением сигарет, а также по делам о контрабанде сигарет табачными компаниями, проливают дополнительный свет на вопрос о влиянии цен на уровень потребления59. Приведем несколько цитат:
Джон Золер, директор по маркетингу компании Филип Моррис, 1987 год: «Джеффри Харрис из Массачусетского Технологического Университета подсчитал, что увеличение цен раунда 1982–83 гг. привело к тому, что два миллиона взрослых бросили курить, а 600 тыс. подростков не начали курить. Мы не хотим, чтобы это вновь произошло»62. |
На Украине акцизы на сигареты с 1 января 2010 года поднимают до уровня не менее 446 рублей (115 гривен) за 1000 сигарет с фильтром. Очень важно то, что Украина на этот уровень акцизов вышла совсем недавно и очень быстро – в несколько этапов за последние полтора года. При этом на Украине было зафиксировано 11% падение потребления табака за первые 6 месяцев 2009 года при росте сборов в бюджет в I кв. 2009 года в 2,3 раза по сравнению с I кв. 2008 года63.
Столь быстрое и безболезненное повышение акциза показывает, что данная мера может проводиться в странах СНГ быстро и эффективно, способствуя наполнению бюджета и снижению потребления табака.
Регулирование табачных акцизов в России
Необходимо отметить тревожный факт, что на протяжении последних 10 лет (с 1999 года) сигареты в России становятся все более доступными по сравнению с продуктами первой необходимости, например, с хлебом.
Средняя цена на российские сигареты с фильтром выросла за 10 лет с 1999 года по 2008 год с 6 руб. 18 коп. до 11 руб. 87 коп.
Такая ситуация является результатом активного лоббирования низких ставок акцизов на табачные изделия со стороны табачных компаний, поскольку это стимулирует рост спроса. По сути, за период 2000–2007 гг. реальные цены на сигареты упали, по меньшей мере на 40%.
Результатом такой политики является то, что сигареты в России дешевле не только по сравнению со странами ЕС, но и по сравнению с Китаем, Бразилией, Аргентиной, Турцией, Грузией, Арменией, Украиной, Таиландом и др. странами. Резкое повышение акцизов на сигареты является мировым трендом, однако Россия до сих пор была в стороне от него. На 20 рублей карманных денег в России школьник может купить только одну буханку хлеба, но не менее 3 пачек сигарет с фильтром.
Предложение Министерства финансов в сфере налогообложения табака на 2010 г.
В соответствии с планами Министерства финансов в РФ на 2010 год, предполагается увеличить специфическую ставку акциза на сигареты с текущего уровня в 150 рублей за 1000 сигарет с фильтром до 205 рублей за 1000 шт. (повышение составляет 36%), а также адвалорной ставки с 6 до 6,5% от розничной цены пачки). Согласно данным о поступлении акцизов в 2008 году (63,7 млрд. рублей), повышение по расчетам Министерства финансов РФ принесет дополнительно всего лишь 15 млрд. рублей. К примеру, Польша, потребляя в 5 раз меньше сигарет, чем Россия (80 млрд. сигарет в год против 400 млрд. в России), собирает в 2 раза больше средств с акцизов на табак (3,9 млрд. долл. против ~2 млрд. долл. в РФ в 2008 г.).
Минимальный акциз с пачки сигарет с фильтром при этом вырастет всего на 1,46 рубля – с нынешних 3,54 рубля до 5 рублей с пачки, что не отразится на цене наиболее массовых марок сигарет и не приведет к существенному росту доходов бюджета. Данный уровень в 11,5 раз ниже, чем беднейших странах Европейского Союза, в т.ч. в тех, где уровень жизни сравним или ниже российского (см. Рис. 2.2).
Объявленные Министерства финансов РФ планы не приведут к сколь либо ощутимому улучшению здоровья граждан. Запланированный рост акциза приведет к росту цены пачки в самой популярной ценовой категории (сигареты с фильтром около 19 рублей) лишь на 10–12%, что не окажет существенного влияния на уровень курения, который в России аномально высок, прежде всего, из-за дешевизны сигарет.
Кроме того, предложение Министерства финансов не отменяет ничем не обоснованную, устаревшую практику более низких акцизных ставок для сигарет без фильтра. Наличие акцизных преференций для сигарет без фильтра не соответствует целям здравоохранения и создает огромный разброс в ценах на сигареты, который необходимо ликвидировать. Двукратная разница в ставках акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра приводит к тому, что минимальная цена сигарет в РФ начинается с 5 рублей за пачку. По данным Росстата в структуре расходов потребителей на сигареты приходится 0,7%.64
Резюме. Полный запрет курения в закрытых помещениях эффективно снижает распространенность курения. Вторичный табачный дым крайне токсичен, быстро распространяется по помещению и плохо выветривается. Такой дым даже более вреден, чем вдыхаемый при затяжке, т.к. имеет более низкую температуру и лучше усваивается организмом. Пассивное курение приводит к возникновению рака, инфарктам, инсультам, обострению астмы, падению иммунитета, раздражению глаз и слизистых оболочек и т.д. Миллионы россиян страдают от вторичного табачного дыма на рабочих местах, дома, в заведениях общепита, культуры и т.д. Особенно сильному токсичному воздействию подвергаются работники сферы общепита и гостеприимства.
Выделение специальных мест для курения и установка вентиляционных систем неэффективны. Замеры загрязнения воздуха табачным дымом показывают, что только создание среды, полностью свободной от табачного дыма, может эффективно защитить здоровье людей.
Запреты на курение в помещениях приводят к тому, что люди бросают курить, а оставшиеся курильщики начинают выкуривать значительно меньше сигарет, а значит, их риски для здоровья снижаются. Исследования документально подтверждают значительное снижение случаев госпитализации с инфарктами после принятия законов, полностью запрещающих курение. Так, по данным Европейской Ассоциации Кардиологов через год после запрета на курение по всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по случаям инфарктов: во Франции на 15%, в Италии (Рим) на 11.2% в Ирландии на 11%, в Шотландии на 17%. В целом, мета-анализ публикаций и исследований показал 19%-ное снижение случаев инфакта в течение первого года после введения таким запретов.65
Конвенция ВОЗ по борьбе против табака требует от стран-участниц обеспечивать защиту людей от воздействия табачного дыма.
Руководящие принципы по статье 8 Рамочной Конвенции, принятые единогласно странами-участницами Конвенции66, говорят, что только полный запрет курения в общественных местах способен защитить людей от табачного дыма, в то время как вентиляция, фильтрация воздуха и выделение специальных помещений для курения неэффективны:
“Эффективные меры по защите от табачного дыма, как описано в Статье 8 Рамочной конвенции ВОЗ, включают в себя полное исключение курения и табачного дыма в общественных местах, чтобы удовлетворить требование закона о полном отсутствии табачного дыма в помещении.
Другие меры, кроме полного
запрета курения, включая вентиляцию,
фильтрацию воздуха и выделение
специальных помещений для
Все люди должны быть защищены от табачного дыма. Курение должно быть запрещено во всех закрытых рабочих и общественных местах.
Запрет на курение в общественных местах должен быть закреплен законодательно. Добровольная политика запрета курения многократно показывала себя неэффективной и не обеспечивала адекватной защиты. Эффективные законы должны быть простыми, четкими и выполнимыми.
Для успешного введения в действие и применения закона о запрете курения его нужно хорошо спланировать и создать для него необходимые ресурсы.
Гражданское общество играет главную роль в обеспечении поддержки и выполнения мер по запрету курения, и оно должно быть привлечено к процессу разработки, введения в действие и применения закона”67.
Только полный запрет курения в общественных местах способен эффективно защитить людей от воздействия табачного дыма.
Многочисленные исследования показывают, что только полный запрет курения в общественных местах способен эффективно защитить людей (как некурящих, так и курящих) от воздействия табачного дыма68. Другие меры – выделение отдельных комнат для курения и установка вентиляционных систем - дорогостоящие и неэффективные.
Вентиляция приводит лишь к крайне незначительному снижению воздействия на людей в помещении. Так, мощнейшие вентиляционные системы могут дать рециркуляцию только небольшой части воздуха. Фильтрация воздуха не в состоянии отфильтровать многочисленные ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме. “ASHRAE” - ведущая американская ассоциация профессионалов в области вентиляции – заключила, что вентиляционные технологии не в силах справиться со всеми вредными элементами, входящими в состав табачного дыма.
В то же время табачная индустрия активно продвигает требование установки вентиляционных систем в местах для курения. Исследования показали, что установка таких систем дорого обходится ресторанам, барам и кафе. Заведения общепита редко становятся некурящими после того, как они вложили значительные средства в вентиляционные устройства. Таким образом, требование установки вентиляционных систем в местах для курения должно быть отвергнуто как неэффективная мера, являющаяся вдобавок ловушкой, расставляемой табачной индустрией.
Выделение изолированных зон для курения также не защищает людей от воздействия табачного дыма.
Порой вентиляция применяется одновременно с зонированием – разделением на места для курящих и некурящих. Однако быстрое перемешивание воздуха делает эту меру неэффективной.
Например, в г. Хеннепине (США) ввели полный запрет на курение в заведениях общепита, а в г. Рамси и г. Дакоте – частичный с выделением изолированных зон для куряших и вентиляцией. В первом случае загрязнение воздуха в ресторанах упало на 99%, а во вторых двух – лишь на 30%.
Рис. 2.4. Типичный уровень загрязнения воздуха опасными микрочастицами < 2,5 мг/м3 до и после частичного и полного запрета курения в заведениях общепита
Исследования показывают, что запрет курения в закрытых помещениях снижает распространенность курения на 9–10%. В дополнение к этому такие запреты приводят к тому, что те курящие, которые не бросают курить, начинают выкуривать значительно меньше сигарет, а значит, их риски для здоровья снижаются.
Полный запрет курения в ресторанах, кафе и барах приводит к росту совокупных доходов рестораторов, за счет того, что люди чаще принимают пищу вне дома, в том числе всей семьей и т.д. Так в Ирландии, Норвегии, и тех штатах США, которые ввели полный запрет на курение в ресторанах и барах, оборот этих заведений вырос на 5–10%.
По международным данным, если до введения полного запрета курения в общественных местах его поддерживают 35–50%, то после его введения – 80–90%.
Мифом является то, что курильщики резко против введения таких запретов. В реальности курящим, в общем, несложно выйти покурить на улицу. Мифы о смертельном страхе потребителей табака перед лицом запретов курения в общественных местах плодят представители табачной индустрии. В исследовании, проведенном Левада-центром по репрезентативной выборке по России, были получены однозначные данные о том, что и курящие и некурящие не считают полный запрет курения неприемлемой мерой. Так, 20% самих курящих еще до ратификации Россией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака выступали за полный запрет курения в ресторанах, и лишь 4% курящих и некурящих выступали за полное отсутствие запретов на курение в общественных местах. При проведении разъяснительной работы о вреде вторичного табачного дыма поддержка запрета курения в общественных местах без сомнения станет более значительной.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления