Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:20, реферат
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА – ПРИЧИНА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В РОССИИ
1.1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
1.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ
1.3. ТАБАКОКУРЕНИЕ КАК ПРИЧИНА МАССОВОЙ СМЕРТНОСТИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ИНВАЛИДИЗАЦИИ В РОССИИ
1.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы обеспечить
эффективность программ против курения
среди подростков и устранить
неэффективные методы, вновь предлагаемые
программы должны пройти оценку в
условиях рандомизированных исследований
Даже такие масштабные проекты, как 8-летняя программа профилактики курения в г. Хатчинсон (США), состоящая из 65 уроков, не дают долгосрочного эффекта. Самое большее, чего удается при этом добиться – отсрочить начало курения, в среднем только на один год.
В силу сочетания низкой эффективности и высокого PR потенциала, школьные программы часто используются табачным бизнесом для отвлечения внимания от действительно эффективных мер110. Ни в одной стране финансируемые табачными компаниями молодежные программы не способствовали снижению курения среди подростков. С их помощью компании лишь избегают эффективных мер противодействия курению среди взрослых. Например, выделив деньги на подростковую кампанию, Филип Моррис предотвратил жесткую кампанию правительства Москвы против табачной индустрии.
Тем не менее, чтобы добиться наибольшего эффекта, на уровне учебных заведений необходимо обеспечить свободную от табака среду. Именно защита прав некурящих на чистый воздух, а не преследование курильщиков скорее получит широкую поддержку. Программа действий школы в отношении табака должна быть конкретной. Следует не только использовать запреты, но и установить санкции. Одно из исследований показало вдвое меньшее распространение курения в школах с подобными программами, распространяющимися и на персонал.
В аспекте информационных воздействий, эффективным сообщением для подростков является раскрытие манипулятивной роли табачной индустрии в распространении курения среди молодежи, так как учитывает особенности подросткового возраста и вызывает протест против навязывания определенного поведения, что помогает предотвратить курение.
Обоснованы два периода, наиболее уместные для информационного воздействия на подростков. Первый – когда подростки чаще всего начинают курить, и второй – когда у них возникает желание отказаться от курения.
Именно когда подросток получает от сверстников привлекательную информацию о курении, тогда же необходимо сообщать ему альтернативную информацию или обсуждать ситуации, связанные с курением, так как подростки не всегда знают, что среди их родственников почти обязательно найдется человек, который умер от курения, редко знают, как трудно бросить курить111.
На стадии, когда курильщики уже ощущают связанные с курением проблемы, оптимально проведение воздействий, направленных на отказ от курения.
Известно, что общий подход к обучению в школе не способствует поведенческим изменениям. Не все преподаватели знакомы с основами эмоционального образования, а без специальной подготовки результат может быть обратным. Содержание и форма уроков по профилактике намного важнее, чем их количество. Преподаватели должны понять теории и методы образования, ориентированного на поведение (а не на передачу знаний).
Опыт показывает, что курильщики имеют низкую мотивацию в отношении успеваемости в школе и не стремятся к усвоению преподаваемого материала. Часто даже наличие знаний не является достаточным для изменения поведения. Учебные программы плохо достигают небольших групп, а также подростков, имеющих личные особенности.
Среди подростков неэффективно сосредоточение информации на будущих последствиях потребления табака для здоровья. Целесообразно привлекать их внимание к негативному влиянию курения на внешний вид, привлекательность, спортивные показатели, запах и другие, четко ощущаемые подростками последствия. Можно создавать программы, использующие влияние группы положительным образом, например, использовать социальное нормирование112. Это значит – широко знакомить подростков с информацией о том, что большинство подростков не пьет и не курит (в том числе с помощью опросов в их классах).
Успех возможен только при проведении уроков с помощью методов, предполагающих активное вовлечение учащихся. Склонные к курению подростки плохо воспринимают авторитарные послания типа «ты слишком молод для курения». Как показал опыт Австралии, нацеленные на подростков кампании менее эффективны, чем фокусированные на взрослых.
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
«Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен
на всякое применение, при 20 процентах
он становится оживленным, при 50 процентах
положительно готов сломать себе голову, при
100 процентах он попирает все человеческие законы,
при 300 процентах нет такого преступления,
на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом
виселицы. Если шум и брань приносят прибыль,
капитал станет способствовать тому и другому.
Доказательство: контрабанда и торговля рабами»
Карл Маркс113
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Россия является
главной мишенью
Недавно рассекреченные документы табачной индустрии однозначно свидетельствуют, что иностранные табачные компании пришли в страны СНГ из-за стремления получить крупную прибыль:
«…почему этот регион имеет такое критически важное значение и имеет такие обещающие перспективы роста. Годовое потребление сигарет в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) составляет 660 млрд. штук… Это сопоставимо с около 480 млрд. в США и 580 млрд. в Европейском Союзе… Наши объемы в ЦВЕ выросли в 12 раз после 1990 г. – с 12 млрд. сигарет до 142 млрд. в 1995 г.– ежегодный рост 64%. Наши доходы выросли более чем в 8 раз при ежегодном росте 54%»115.
История
захвата российского рынка
Монополия государства на табачные изделия в России была ликвидирована в 1992 г. С выходом на российский рынок транснациональных табачных компаний (ТТК) в начале 1990-х годов рынок в России претерпел значительные изменения. Крупным успехом иностранного табачного капитала стало решение Правительства В. С. Черномырдина 1993 г. о создании совместных предприятий с ТТК, допуск иностранного капитала на табачный рынок страны. Это привело к быстрому поглощению табачного рынка России, резкому росту производства, превысившего потребление, и контрабанде из России в невиданных объемах.
Важную роль сыграл дефолт 17 августа 1998 года, после которого иностранные табачные компании приняли решение о переходе к местному производству табачных изделий на базе расширения производственных мощностей. За несколько лет Россия, до того практически не производившая табачный лист, т.е., в отличие от многих стран мира, не имевшая экономической зависимости от выращивания табака, стала лидером в плане производства табачных изделий.
На данный момент транснациональные табачные компании захватили около 94% рынка, самой большой долей владеет компания Джапан Тобакко Интернешнл - 35%. Другими крупными транснациональными табачными компаниями в России являются Филип Моррис, Бритиш Американ Тобакко и Империал Тобакко116.
Действуют гигантские фабрики иностранных компаний – «Петро» (74,9 млрд штук сигарет в год), «Лиггетт-Дукат» (68,7 млрд), «Филипп Моррис Ижора» (62,4 млрд). На их долю приходится около 50% от общего объема произведенной на территории России продукции. Доля крупнейшего российского предприятия «Балканская звезда» в общем объеме производимой табачной продукции составляет 5,7%117. Табачные компании используют преимущественно импортный табачный лист. Это выгодно, так как пошлина на импорт составляет всего 5% (один из самых низких показателей в мире). В 2006 г. импорт табачного листа в Россию составил 295 000 тонн118. В ряде случаев иностранный табачный бизнес в России подконтролен правительствам иностранных государств; к примеру, контрольный пакет акций Джапан Тобакко Интернешнл принадлежит правительству Японии.
Производство сигарет в России возросло в три раза – с 141,1 млрд. штук в 1995 г. до 414 млрд. штук в 2006 г. Это всего лишь в 1,5 раза меньше рынка Евросоюза (около 600 млрд. сигарет), причем численность российского и европейского населения несопоставима – 140 млн. россиян и полмиллиарда жителей Евросоюза. Наблюдается явное перепроизводство табачной продукции. Однако расширение табачного производства продолжается. Так, в Калужской области крупнейшая южно-корейская компания KT&G («Корейский табак и женьшень»), в недавнем прошлом – госмонополия, строит новую табачную фабрику мощностью 6 млрд. штук в год, что в два раза превысит текущий импорт сигарет данной компанией в Россию119.
Характерным явлением стала также контрабанда в огромных масштабах за пределы страны. Легально экспортируются из России лишь 3–5% сигарет. Наиболее привлекательным регионом контрабандного сбыта табачных изделий из России является Западная Европа, где цена российских аналогов в 3–10 раз выше. Всего, по оценкам, поток контрабандных сигарет из России составляет не менее 10–20 млрд. шт. в год, а по отдельным оценкам – до 90–100 млрд.
Наиболее быстро растущие сегменты сигаретного рынка в России. В последнее время средний вес табака в сигарете сократился с 1,0 грамма до 0,7 грамма. Отчасти результатом этого явилось увеличение продаж, так как переход с обычных сигарет на легкие обычно сопровождается увеличением числа сигарет, выкуриваемых ежедневно. За последние 4 года доля производства папирос уменьшилась с 1,9% до 0,9%, а сигарет без фильтра с 20,4% до 7,2%. Доля производства сигарет с фильтром выросла с 78% до 92%120. Наблюдается также переход потребителей на более дорогие марки сигарет121, активное увеличение сегмента «суперслимс» - супертонкие, рассчитанного в первую очередь на женщин. С этим связан агрессивный маркетинг тонких сигарет, сигарет с надписями типа «легкие», «с пониженным содержанием смол», гламуризация имиджа курения и т.д. Увеличилось потребление сигарет с пониженным содержанием смолы и никотина.
Дистрибуция
Основной канал дистрибуции и реализации табачной продукции в России, на который в 2005 г. приходилось 65% как физического, так и стоимостного объема продаж – неспециализированные независимые киоски (газетные и др.), коммерческие и небольшие продуктовые магазины, автозаправочные станции и т.д. При этом их доля постепенно уменьшается в пользу специализированных точек продаж, а также крупных магазинов122.
К двум основным
оптовым дистрибуторам относятс
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поэтапное увеличение акцизов на табачные изделия до минимального уровня ЕС. Для того чтобы потребление сигарет снижалось действительно ощутимыми темпами (10–15% в год), необходимо поэтапно поднять акциз до уровня в48-56 рублей с одной пачки в течение ближайших 3 лет. Например, в первый год повышения минимальный акциз может быть поднят до 12 рублей с пачки сигарет (т.е. до 600 рублей с 1000 шт.), во второй год – уже до уровня в 24 рубля (1200 рублей за 1000 шт.), а в третий год – до уровня в 48 рублей с пачки (2400 рублей за 1000 шт.). Данный уровень налогообложения будет соответствовать уровню табачного акциза, уже сейчас взимаемого в беднейших странах ЕС. При этом минимальная цена пачки сигарет в 2010 году составила бы 20 рублей, в 2011 – 36–38 рублей, а в 2012 – 65–70 рублей, что соответствует текущим средним ценам в новых странах ЕС. Через такой рост цен на сигареты только что прошли страны Восточной Европы, вступившие в ЕС, в результате там снизилось потребление табака и резко выросли доходы бюджета.
В случае принятия такой акцизной политики, РФ достигнет того уровня налогообложения сигарет, который введен в Румынии – стране с подушевым доходом на 20–25% ниже, чем в РФ, и в Польше, где подушевой доход соизмерим с российским.
Предлагаемые ставки акцизов позволят даже при ежегодном падении спроса на табак на 10–15% (опыт Польши, Германии, Франции) собрать в 2010 году в бюджет дополнительно более 100 миллиардов рублей, а к 2012 году достичь уровня поступлений в бюджет от акцизов на табачные изделия более 320 миллиардов рублей ежегодно. Можно утверждать, что если бы уже в 2010 году в РФ действовали минимальные ставки акцизов на табачные изделия, сопоставимые с уровнем налогообложения в ЕС, дефицит бюджета в 2010 году был бы не менее чем на 20% ниже.
Необходимо отметить, что как показывает опыт стран ЕС, повышение акцизов на сигареты должно сопровождаться повышением ставки акциза на развесной табак с целью недопущения перехода потребителей с сигарет на курение трубочного табака или на скручивание сигарет состоятельно. При этом ставка акциза на килограмм развесного табака в размере 50–60% от минимальной ставки акциза на сигареты позволяет исключить экономические стимулы для такого поведения.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления