Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:20, реферат
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА – ПРИЧИНА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В РОССИИ
1.1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
1.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ
1.3. ТАБАКОКУРЕНИЕ КАК ПРИЧИНА МАССОВОЙ СМЕРТНОСТИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ИНВАЛИДИЗАЦИИ В РОССИИ
1.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИИ
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Мифы о страхе курящих перед запретом курения в закрытых помещениях поддерживаются табачными компаниями и оплачиваемыми ими фронт-группами – поддельными общественными организациями, декларирующими защиту общественных интересов, а на деле продвигающих интересы табачных компаний. Международный опыт показывает, что табачные компании особенно активно финансируют псевдоправозащитные организации, а также фальшивые организации рестораторов и гостиничного бизнеса.
В северных странах табачное лобби нередко использует холодный климат как аргумент против введения 100%-но свободных от табачного дыма зон. Многие северные страны вводили полный запрет на курение в общественных метах. Среди таких стран – Швеция, Ирландия, Норвегия, Литва, Канада, Ирландия. В качестве решения для переходного периода некоторые страны использовали организацию комнат для курения в ресторанах и барах, где не подают напитки и еду.
Ограничения курения в закрытых помещениях в России недостаточны
Современное российское законодательство, представленное Федеральным Законом № 87 «Об ограничении курения табака» далеко от совершенства, что стало результатом грубого вмешательства индустрии в законодательный процесс. Так, рассекреченные служебные документы компании Бритиш Американ Тобакко включают отчеты о том, как был намеренно ослаблен изначально очень сильный законопроект (см. далее).
Данный закон не только не вводит полный запрет на курение в общественных местах, но и требует от работодателя введение специальных комнат для курения. В результате он массово нарушается теми работодателями, которые не готовы терпеть курение на рабочих местах в каком-либо виде. Закон не предусматривает защиты работников общепита и гостиничной сферы от пассивного курения на рабочих местах. Наконец, данный закон также блокирует принятие запретов на курение в общественных местах на региональном и муниципальном уровнях.
России необходимо введение полного запрета курения в закрытых помещениях, включая рабочие места, образовательные и медицинские и транспортные учреждения, а также места общепита.
Поэтапное введение запрета на курение в общественных местах защитит от последствий пассивного курения некурящих, обеспечит реальное снижение потребления табака курильщиками и сократит возможность привлечения новых потребителей табака.
Постепенность введения запрета курения в закрытых помещениях может выражаться лишь в том, что сначала такой запрет может распространиться на рабочие места, образовательные и медицинские учреждения и транспорт и лишь затем на заведения общепита. Только полный запрет курения в закрытых помещениях может защитить людей, как некурящих, так и курящих, от убийственного воздействия табачного дыма.
Кроме того, необходимо убрать законодательное ограничение борьбы против пассивного курения только федеральным уровнем, и разрешить регионам и муниципальным образованиям вводить запреты, как это требуется статьей 8 Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСОРСТВО
Резюме. Широко распространенная, доступная, ориентированная в основном на молодежь и женщин, реклама табачных изделий должна быть запрещена полностью. Полный запрет рекламы, продвижения табака и спонсорства табачных компаний существенно снижает уровень курения. Исследование введения полного запрета рекламы табака, проведенное в четырех странах (Финляндия, Франция, Новая Зеландия и Норвегия), показало, что потребление сигарет на душу населения снизилось на 14–37% после вступления в силу запрета на рекламу.
Необходимо, чтобы не было никаких исключений или изъятий, потому что в противном случае табачная индустрия будет передислоцировать финансовые средства на тот вид рекламы, который еще не запрещен. Анализ потребления табака и запретов на рекламу в 102 странах показал, что полные запреты на рекламу могут снизить потребление табака, в то время как частичные запреты малоэффективны или совсем неэффективны.
Необходим также запрет спонсорства, т.е. любого спонсорского вклада табачных компаний. Спонсорство табачной индустрии – это форма рекламы табачной индустрии инструмент коррумпирования общественных и политических деятелей и СМИ.
Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака
Статья 13 Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий
1. Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий.
2. Каждая Сторона,
в соответствии со своей
Жертвой рекламы табака становятся дети. Реклама табака служит эффективному продвижению продукта и нацелена на наиболее уязвимые группы населения, такие как молодежь и женщины69.
Изображения привлекательных хорошо одетых молодых людей и девушек, катающихся на белоснежных яхтах, очевидно добившихся успехов в жизни, как бы подсказывают потенциальным потребителям: «Ты можешь стать таким же, как мы!».
По утверждениям производителей сигарет, реклама производимой ими продукции имеет своей целью не приучение к табаку новых курильщиков, а всего лишь переключение уже существующих с одного бренда на другой или поддержание лояльности к определенному бренду. Однако из внутренних документов табачных компаний, которые были опубликованы благодаря искам властей 46 штатов США к производителям табака, мы знаем, какие цели, на самом деле, те преследуют, рекламируя свою продукцию:
1) пополнить
ряды курильщиков (чтобы
2) поддержать
или повысить уровень
3) снизить желание
курильщика избавиться от
4) побудить бывших курильщиков вновь вернуться к потреблению табака.
Как емко высказался Эмерсон Фут, бывший генеральный директор McCann-Erickson, крупного рекламного агентства, долгое время работавшего на табачные компании: «Сигаретная промышленность искусно настаивает на том, что реклама сигарет никоим образом не связана с общим объемом продаж. Это абсолютная ерунда. Промышленность знает, что это ерунда»70.
Школьные программы «предотвращения» курения
Идут табачные компании и в школы с курсами по «предотвращению» курения среди подростков. Есть такие курсы и в во всех крупнейших городах России; во многих из них эти программы и курсы были одобрены на высшем уровне городов и субъектов федерации. Реализацией таких программ в России занимается в частности некоммерческая организация «Твой Выбор». Для оценки цели такой деятельности достаточно взглянуть на кодекс участника Российского Общественного совета по проблеме подросткового курения71 (Совет создан табачными компаниями): «Проблема курения детей и подростков в России ... не может быть решена запретительными или карательными мерами. В основе всех допустимых способов ее решения должны лежать принципы убеждения, полноты информации, доброй воли и соблюдения личных прав». «Каждый человек вправе распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению. Таким образом, курить или не курить – является свободным выбором взрослого человека. Дети и подростки не должны курить именно потому, что не достигли возраста, когда могут принять это ответственное решение самостоятельно».
Табачная промышленность продвигает в мире четыре вида программ по предотвращению употребления табака среди молодежи72. Каждая из них преследует конкретные цели:
1. Программы для школьников (укрепляют понимание курения как выбор взрослого человека, маргинализируют противодействие курению, выставляя его как чрезмерное, повышают авторитет табачных компаний, поскольку табачные компании сотрудничают с учителями при разработке программ).
2. Программы для родителей (возлагают вину за курение среди молодежи на родителей и общество, нежели на маркетинг табачных компаний, повышают авторитет компаний, поскольку табачные компании сотрудничают с родительскими группами при разработке таких и иных программ).
3. Программы
для розничных торговцев,
4. Непосредственное финансирование молодежных организаций (позволяют табачным компаниям создавать альянсы с авторитетными группами по работе с молодежью).
По данным независимых исследований, спонсируемые промышленностью программы по предотвращению употребления табака среди молодежи являются неэффективными в плане сокращения потребления табака молодежью, а в некоторых случаях такие программы скорее приводят к стимулированию курения среди молодежи73.
Реклама в местах продаж. Исследования показывают, что желание закурить у курильщиков всех возрастов повышается, когда им предлагаются образы курения, как например, образ курящего человека, или пачка сигарет, или другие предметы, ассоциируемые с курением74. Многочисленные исследования, проведенные среди взрослых, указывают на то, что витрины с пачками сигарет в торговых точках стимулируют импульсивные покупки среди курильщиков и тех, что пытается бросить курить. Исследователи в Австралии обнаружили, что лица, которые пытаются бросить курить или совсем недавно бросили курить, меньше посещают магазины, где выставочные стенды сигарет особенно заметны75.
Табачные компании прекрасно осведомлены об этом. Более того, они тоже проводили подобные замеры. Одно из таких внутренних исследований показало, что большинство тех, кто бросил курить, были молодыми людьми76. Это в очередной раз объясняет, почему табачные компании делают акцент на работе с молодежью.
Резюме. Цветные фотографические предупреждения о вреде табака на пачках сигарет эффективны. Исследования показывают, что броские предупреждения о вреде курения для здоровья повышают информированность людей о вреде потребления табака и усиливают у них желание бросить курить.
Руководящие принципы ст. 11 РКБТ ВОЗ рекомендуют размещение графических предупреждений о вредных последствия табакокурения. Графические изображения последствий курения на пачках сигарет обеспечивают высокий уровень осведомленности о рисках для здоровья, связанных с употреблением табака, для всех возрастных групп, независимо от пола и социального статуса.
Международный опыт размещения предупреждений на пачках сигарет
В странах Европейского
Союза приняты следующие
- предупредительная надпись располагается в черной рамке на белом фоне, площадью не менее 30% площади пачки (не включая в расчет площадь самой рамки);
- предупредительные
надписи утверждаются
- запрещение
использования терминов «
Ряд стран ЕС ввели обязательное нанесение графических изображений (фотографий) человеческих органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением и других пагубных последствий курения.
Площадь одной
из сторон пачки сигарет, выделенная
под эти цели, колеблется от 30% до
100% (фронтальная или тыльная
Требования к упаковке сигарет, предусмотренные законодательством России
В настоящий
момент под предупредительную надпись
С июля 2010 года требования к предупреждениям о вреде курения на упаковках табачных изделий будут определяться Федеральным Законом РФ от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (статья 10), в котором предусмотрены: основная предупредительная надпись о вреде курения на лицевой стороне пачки и одна из предупредительных надписей о вреде курения на тыльной стороне пачки. Этот закон был разработан и продвигался отраслевыми объединениями табачной индустрии.
Предупредительные надписи, нанесенные черными буквами на белом фоне, помещаются в рамку черного цвета и располагаются следующим образом: на лицевой стороне упаковки – основная надпись «Курение убивает», занимающая 30% площади, а на стороне, противоположной лицевой – одна из других предупредительных надписей, занимающая не менее 50 % поверхности. Такие пачки появятся в России в июле 2011 г.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления