Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:33, курсовая работа
Становление рыночной системы хозяйствования неизбежно связано с обострением проблем размещения и использования трудовых ресурсов, поэтому изучение рынка труда является одной из актуальнейших задач современной науки. Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становится объектом купли-продажи.
Пока еще на отечественном рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, кото-рые действуют в развитых странах.
Введение……………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………………..4
1.1. Понятие рынка труда……………………………………………………………….4
1.2. Спрос на труд……………………………………………………………………….5
1.3. Предложение труда. Равновесие…………………………………………………..10
1.4. Заработная плата…………………………………………………………………....13
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь…………..15
2.1. Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь………...15
3. Основные направления реализации государственной политики на рынке труда..28
Заключение………………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………………..
Организациями в августе 2013 г. было принято на работу 101,1 тыс. человек (3,1% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 4,8 тыс. человек, или 4,7% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 114,1 тыс. человек (3,5%среднемесячной численности), из них 5,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,7% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. [19]
В январе – сентябре 2013 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 202 тыс. человек (89,3 процента от уровня 2012 года), из которых 120,5 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,7 процента от уровня 2012 года). С учетом 41,1 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2013 г., всего нуждалось в трудоустройстве 243,1 тыс. человек, из них 145,4 тыс. безработных. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2012 г. – 0,6%) (рис. 2.11) [20]
Рис. 2.11 Регистрация безработных в 2012-2013 гг.
Источник [20]
Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2013 г. составил 1,068 (в сентябре 2012 г. – 1,086). Численность принятых работников организаций республики превысила численность уволенных на 5,4 тыс. человек (в сентябре 2012 г. – на 6,7 тыс. человек) (рис.2.12). [14]
Рис. 2.12 Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2013 году (тысяч человек)
Источник [14]
В январе-августе 2013 г. 57,5 тыс. работников организаций (1,7% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2012 г. – 72,4 тыс. человек, или 2,1%). В январе-августе 2013 г. по сравнению с январем-августом 2012 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,9 раза и составила 12,8 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 7,7% и составила 44,7 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в августе 2013 г. были предоставлены 1,5 тыс. человек, или 12,9% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска (рис. 2.13).
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-августе 2013 г. составило 472,1 тыс. человеко-дней (в январе-августе 2012 г. – 556,3 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 2,8 тыс. человек (в январе-августе 2012 г. –3,3 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 80,1%, на строительные организации – 10,3%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,3 тыс. человек, в строительстве – 0,3 тыс. человек. [19]
Рис. 2.13 Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности)
Источник [19]
Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. (рис.2.14).
Спрос на работников на 1 июля 2013 г. в основном формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 18,1 тыс. вакансий, или 23,6 процента от общего их числа), строительство (14,7 тыс. вакансий, или 19,2 процента), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9 тыс. вакансий, или 11,8 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,9 тыс. вакансий, или 10,3 процента), транспорт и связь (5,8 тыс. вакансий, или 7,6 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,7 тыс. вакансий, или 7,4 процента). [26]
На 01.10.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 67,2 тыс. вакансий, что составило 95,2 процента к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,4 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,5 процента в 2012 году). В городе Минске на 1 безработного приходится 13 вакансий. [20]
Рис. 2.14 Спрос и предложение на рынке труда 2003-2012 гг. (на конец года)
Источник [20]
Рынок труда Беларуси сталкивается
с растущим дефицитом рабочей силы, ситуация
может усугубиться в связи оттоком специалистов
в Россию. Такой вывод содержится в исследовании
о ситуации на рынке труда Беларуси, которое
подготовили эксперты Исследовательского
центра ИПМ, Белорусского экономического
исследовательско-
Авторы исследования напоминают, что, реагируя на трудовую миграцию, белорусские власти ранее ужесточили правила увольнения работников (в частности в деревообрабатывающей отрасли). Кроме этого, чтобы снизить вероятность оттока кадров, административным образом были увеличены зарплаты работникам. [21]
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2013 г. составила – 5000,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 5374,8 тыс. руб. В сентябре 2013 г. её уровень у работников промышленности составил 5936,4 тыс. руб., строительства – 7325,4 тыс. руб., транспорта – 6160,6 тыс. руб., связи – 5716,9 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях – 4066,4 тыс. руб. [24]
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за январь-сентябрь 2013 г. составила 3675,5 тыс. руб., в том числе в сентябре - 3950,3 тыс. руб. (рис. 2.15) [22]
Рис. 2.15 Уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций в 2012-2013 годах. Источник [22]
Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-сентябрь 2013 года составила 4,1 раза, что выше соотношения по соответствующим видам деятельности в январе-сентябре 2012 года на 5,1 процента.
Однако такая политика привела к снижению конкурентоспособности белорусских предприятий.
Основными проблемами рынка труда являются низкая эффективность использования рабочей силы, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы. [13, c.25] Не утратила актуальность проблема женской и молодежной безработицы. Сложности с трудоустройством молодых людей прежде всего связаны с отсутствием у них опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации.
К ключевым направлениям в
обеспечении эффективной занятости населения,
формировании ее рациональной структуры
следует отнести дальнейшие совершенствование
системы подготовки кадров. Нужны дополнительные
меры по усилению координации объемов
и структуры подготовки кадров в профессиональных
учебных заведениях с реальными потребностями
производства, расширению связей образовательных
учреждений с предприятиями в целях их
обеспечения рабочей силой необходимой
квалификации. Кроме того, следует проводить
информационно-пропагандистские кампании
по повышению престижа рабочих профессий
и профессионального мастерства с использованием
средств массовой информации. С этой целью
представляется целесообразным обновление
профессионально-
Требуется активизировать работу профессиональной ориентации молодежи, обеспечению условий для получения в установленном порядке профессиональной подготовки каждым молодым человеком до момента его выхода на рынок труда.
Особое внимание должно быть уделено восстановлению и развитию систем внутрипроизводственного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников, в первую очередь находящихся под угрозой увольнения в связи с реструктуризацией предприятий.
Одновременно следует повышать эффективность системы социальной поддержки граждан, временно потерявших работу, а также не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
На решение всех этих проблем нацелены мероприятия Государственной программы содействия занятости Республики Беларусь.
3. Основные
направления реализации
Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда. [27]
Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Между данными элементами существует взаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы, необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся: стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства и т.д.
В рамках системы
регулирования рынка труда
- защитное, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;
- поощрительное, направленное
на создание условий, в которых
могут осуществляться и
- ограничительное, осуществляемое для исключения действий отдельных лиц или групп лиц таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;
- директивное регулирование,
предполагающее воздействие
- регулирование посредством экономических финансовых мер (налогов и субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости. [33]
Также в нашей стране на государственном уровне разработано и принято множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости населения.
Согласно закону Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
* обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
*ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
*обеспечение обязательного
государственного социального
*содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
*предоставление
*сокращение безработицы,
предупреждение массовой
*поощрение нанимателей,
осуществляющих
Информация о работе Тенденции развития рынка труда в условиях становления рыночной экономики