Тенденции развития рынка труда в условиях становления рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночной системы хозяйствования неизбежно связано с обострением проблем размещения и использования трудовых ресурсов, поэтому изучение рынка труда является одной из актуальнейших задач современной науки. Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становится объектом купли-продажи.
Пока еще на отечественном рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, кото-рые действуют в развитых странах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………………..4
1.1. Понятие рынка труда……………………………………………………………….4
1.2. Спрос на труд……………………………………………………………………….5
1.3. Предложение труда. Равновесие…………………………………………………..10
1.4. Заработная плата…………………………………………………………………....13
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь…………..15
2.1. Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь………...15
3. Основные направления реализации государственной политики на рынке труда..28
Заключение………………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курасовая работа 1.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

*координацию деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и социальной политики;

*участие профсоюзов  и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии  с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

*международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения.

Государство гарантирует безработным:

*бесплатную профессиональную  ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

*выплату пособия по  безработице, стипендии в период  обучения по направлению органов  государственной службы занятости  населения, оказание материальной  помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

*компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами государственной службы занятости населения на работу (обучение) в другую местность;

*бесплатный медицинский  осмотр при приеме на работу  и направлении на обучение;

*возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

* содействие в организации  предпринимательской деятельности. [28, гл.3, ст.10]

На сегодняшний день Правительство Беларуси рассматривает вопрос о введении налога с безработных граждан, которое не принимают участия в пополнении доходной части бюджета, однако пользуются всеми социальными благами, финансируемыми из бюджета.

Проектом предусмотрено установление ежегодного платежа с таких граждан в размере 2,6 миллиона белорусских рублей. [29]

В рамках реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010 год, разработанной в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь", достигнуто относительное равновесие - уровень безработицы находится в социально допустимых пределах, растет средняя заработная плата, сокращается доля малообеспеченных граждан в стране.

В результате принятых мер по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора возросли число вакансий (на 1 января 2011 г. их число составило 48,8 тыс., что на 41,4 процента больше по сравнению с 2009 годом) и соответственно объемы трудоустройства на созданные рабочие места (в 2010 году трудоустроено 181,8 тыс. человек, или на 8,2 процента больше, чем в 2009 году). При этом в г. Минске вакансий в 4,9 раза больше, чем безработных, в Минской области - в 1,3 раза, в Брестской и Могилевской областях - в 1,2 раза.

В 2010 году в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполкомов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) по вопросу об оказании содействия в трудоустройстве обратились 328,7 тыс. человек, из них в качестве безработных зарегистрированы 205,8 тыс. человек.

Уровень безработицы на 1 января 2011 г. составил 0,7 процента от численности экономически активного населения (на 1 января 2010 г. - 0,9 процента).

Анализ состояния рынка труда 118 районов и 12 городов республики на 1 января 2011 г. показал, что в 115 регионах уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 15 регионах - от 1,1 до 1,5 процента.

По данным Национального статистического комитета, численность занятых в экономике в 2010 году составила 4653,4 тыс. человек при прогнозе 4740 тыс. человек, численность занятых в экономике малых городов - 836,4 тыс. человек при прогнозе 820,9 тыс. человек.

  Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская - с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек).

В целом ситуация на рынке труда остается стабильной, однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили около 78 процентов от общего количества вакансий.

Национальный рынок труда в 2011 году характеризовался:

- сокращением численности  безработных граждан, так, на 31 декабря 2011 г. на учете состояло 28,2 тыс. безработных, или 85,2 процента к уровню 2010 года;

- увеличением потребности  работодателей в работниках, заявленной  в органы по труду, занятости и социальной защите (в сравнении с аналогичным периодом 2010 года число вакансий увеличилось на 5,9 процента и составило 51,7 тыс. единиц), причем в г. Минске вакансий в 6 раз больше, чем безработных;

-снижением напряженности  на рынке труда (с 0,7 безработного  на одну заявленную в органы  по труду, занятости и социальной защите вакансию на начало года до 0,5 на 31 декабря 2011 г.).

В указанный период в органы по труду, занятости и социальной защите по вопросу об оказании содействия в трудоустройстве обратилось 365,8 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 221,5 тыс. человек (соответственно 94 и 90 процентов к аналогичному периоду 2010 года).

По данным Национального статистического комитета, численность занятых в экономике в 2011 г. составила 4649 тыс. человек при прогнозе, на конец 2011 года 4670 - 4720 тыс. человек.

В целом ситуация на рынке труда остается стабильной, контролируемой и управляемой.

Вместе с тем сохраняется структурный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, при этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляли 77,6 процента от общего количества вакансий.

В результате принимаемых Правительством Республики Беларусь мер ситуация на рынке труда остается стабильной и за 12 месяцев 2012 года характеризовалась:

- увеличением спроса на рабочую силу (на 1 января 2013 г. нанимателями заявлены сведения о наличии 67,5 тыс. вакантных рабочих мест, или 121,4 процента к уровню 2011 года);

-уменьшением количества обращений в органы по труду, занятости и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом по республике (обратилось 274,5 тыс. человек, или 93,5 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных 168,1 тыс. человек, или 96,4 процента);

-уменьшением количества состоящих на учете безработных (на 1 января 2013 г. − 26 тыс. человек, или 87,5 процента к соответствующему периоду 2011 года).

Обеспечивается выполнение показателя прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год − уровень регистрируемой безработицы в 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец

2012 года до 1,5 процента.

Численность занятых по сравнению с уровнем 2011 г. уменьшилась на 1,8% и составила 4571,1 тыс. при прогнозе 4553 тыс. чел.

Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на конец 2012 г.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий, из них около 10 процентов вакансий –

неквалифицированный труд. [39]

В рамках реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1211, в январе–июне 2013 г.:

- на созданные рабочие места  и имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 96,7 тыс. человек, из них 63,5 тыс. безработных;

- организовано обучение 4,7 тыс. граждан;

- на новое место жительства  и работы переселено 178 семей безработных;

- в оплачиваемых общественных  работах приняли участие 28,9 тыс. человек, в том числе 18 тыс. безработных;

- оказано содействие в организации  самозанятости путем предоставления  финансовой поддержки 1532 безработным (62 процента);

- оказано содействие в трудоустройстве на субсидированные временные рабочие места 586 безработным из числа выпускников учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также прошедших обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите;

- организована адаптация к трудовой  деятельности 285 инвалидов;

- обеспечена временная трудовая  занятость в свободное от учебы  время 17,5 тыс. человек из числа  учащейся молодежи. [30]

Основной целью Государственной программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

*стимулирование экономической  активности населения;

*содействие нанимателям в структурной  перестройке производств;

*совершенствование подготовки  кадров с учетом потребности  рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы;

*интеграция в трудовую сферу  целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

*информационное, методическое и  иное обеспечение по вопросам занятости населения.

Результатом, характеризующим достижение цели Государственной программы, является обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах до 1,5 процента. [31]

В Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год отмечается, что рынок труда ориентирован на рабочие профессии. Они составляют 78,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий, из них около 10% вакансий - неквалифицированный труд.

 В настоящее время  спрос на работников формируется  в таких видах экономической  деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Для повышения качества трудовых ресурсов, снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения конкурентоспособности рабочей силы осуществляется профессиональное обучение безработных по профессиям строительного профиля, сферы услуг, торговли, промышленности, востребованных на рынках труда регионов области. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места.

К преимуществам модульной системы обучения относятся:

* достаточно быстрая реакция  на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

* возможность обучения лиц, различных  по уровню знаний и подготовке;

* возможность самостоятельного  индивидуального обучения;

* ориентация на конечный результат.

Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы. [38, c.42]

Кроме этого, в области реализуются меры по опережающему обучению граждан, находящихся под риском увольнения которые заключаются в компенсации затрат нанимателям на профессиональное обучение работников, подлежащих увольнению в связи ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников.

Особое внимание уделяется профессиональной ориентации молодежи, прежде всего в школьной среде, направленной на повышение престижа рабочих профессий.

Решениями местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно бронируются рабочие места на предприятиях и в организациях области для трудоустройства граждан, относящихся к социально незащищенной категории.

В значительной мере смягчению напряженности на рынке рабочей силы способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность неработающим гражданам не только получать доходы, сохранять трудовую мотивацию и активную жизненную позицию, но и оказывать действенную помощь в решении социально значимых проблем при минимальных финансовых затратах.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда  и социальной защиты. Основные направления деятельности бирж труда: регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным.

Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективность службы занятости в значительной мере зависит от заблаговременного получения сведений о свободных местах, масштабах высвобождения рабочей силы, половозрастных и других необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства.

Информация о работе Тенденции развития рынка труда в условиях становления рыночной экономики