Теоретические аспекты составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях убытках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение назначения и состава пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Источниками написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету Российской Федерации и статьи практикующих бухгалтеров в периодической печати по исследуемой теме. В ходе исследовавания был использован сравнительно-аналитический метод.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
1. Теоретические аспекты составления пояснений к
бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях убытках_________________5
1.1. Назначение пояснительной записки______________________________5
1.2. Распределение учетной информации между типовыми
формами отчетности и пояснительной запиской_______________________9
2. Состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках______________________________________________12
2.1. Краткая характеристика структуры и основных направлений
деятельности организации_________________________________________12
2.2. Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные
и финансовые результаты деятельности организации__________________16
2.3. Данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности, географическим рынкам сбыта и прочие расшифровки________________23
3. Совершенствование формирования пояснений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках____________________________29
3.1. Представление финансовой отчетности в соответствии с
международными и российскими стандартами_______________________29
3.2. Аудит пояснительной записки к финансовой
(бухгалтерской) отчетности_______________________________________37
Заключение_____________________________________________________43
Список использованной литературы _______________________________46

Файлы: 1 файл

Назначение пояснительной записки 2010.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

обязательства сегмента.

Перечень отчетных сегментов  устанавливается организацией самостоятельно.

Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться и в отчетном периоде  независимо от того, удовлетворяет  ли он в отчетном периоде критериям  выделения отчетного сегмента. В  противном случае будет утеряна сопоставимость данных бухгалтерской отчетности.

Представляемая информация по сегментам делится на первичную  и вторичную. В составе первичной  информации по отчетному сегменту раскрываются следующие показатели, относящиеся  к отчетному сегменту:

общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

финансовый результат (прибыль или убыток);

общая балансовая величина активов;

общая величина обязательств;

общая величина капитальных  вложений в основные средства и нематериальные активы;

общая величина амортизационных  отчислений по основным средствам и  нематериальным активам;

совокупная доля в  чистой прибыли (убытке) зависимых и  дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если первичной признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому  географическому сегменту представляется следующими показателями:

величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого  географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;

Добавим, что организация  может раскрыть такую информацию и в разделе "Расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности".

В соответствии с ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" организация в годовой бухгалтерской  отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:

описание прекращаемой деятельности: операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;

дату признания деятельности прекращаемой; дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

стоимость активов и  обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в  рамках прекращения деятельности;

суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

По мере выбытия активов  или погашения обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, организация  раскрывает в пояснительной записке (или в отчете о прибылях и убытках) сумму прибыли (убытка), связанную  с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.

По резервам по прекращаемой деятельности организация раскрывает информацию в соответствии с требованиями ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной  деятельности" начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода, когда завершается прекращение деятельности.

Резерв по прекращаемой деятельности подлежит пересмотру и корректировке  по состоянию на конец каждого  отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до ее завершения. По завершении прекращения деятельности оставшаяся сумма резерва подлежит использованию в течение времени, установленного исходя из сроков погашения обязательств, связанных с прекращением деятельности.

Кроме того, раскрываются любые существенные изменения в  суммах или сроках поступления (выбытия) денежных средств, относящихся к активам и обязательствам, предназначенным для выбытия или погашения, а также события, вызвавшие соответствующие изменения.

При признании деятельности, прекращаемой после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей за период, охватываемый данной отчетностью. Последствия признания деятельности прекращаемой (образование резервов по прекращаемой деятельности, снижение стоимости активов и убыток от снижения их стоимости) в таком случае отражаются в соответствии с ПБУ 7/98 "События после отчетной даты".

В пояснительной записке  также отражается факт отмены программы  прекращения деятельности. При этом суммы признанных ранее резервов, а также убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

Любая информация должна представляться раздельно по каждой части деятельности организации, выделяемой как прекращаемая.

Информация за периоды, предшествующие отчетному, представленная в бухгалтерской отчетности, подготовленной после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств по прекращаемой деятельности для сопоставимости отчетных данных с показателями предшествующих отчетных периодов.

Расшифровки могут быть в виде таблиц, дополнительных расчетов и текстовых пояснений. Организация  может ограничиться только текстовыми пояснениями, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

- составляющие разбираемого  показателя не существенны;

- невозможно разбить  отчетный показатель на составляющие.

В любом случае предприятие  само определяет, какие показатели необходимо расшифровать и как это  сделать. Оно может раскрывать показатели в той же форме, в какой они даны в приложениях к бухгалтерской отчетности. Например, привести подробные таблицы по движению кредиторской задолженности (такая таблица содержится в разделе 7 формы № 5).

Пояснительная записка  может содержать следующие дополнительные сведения:

данные о показателях  отчетности более чем за 2 года деятельности организации.

По каждому числовому  показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого вновь  созданной организацией за первый отчетный период) должны быть приведены данные не менее чем за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Сравнительная информация по каждому числовому показателю может включаться не в пояснительную записку, а непосредственно в принятые организацией формы отчетности;

данные о корректировке  показателей за предшествующий период в связи с их несопоставимостью  с данными отчетного периода.

При несопоставимости данных за период, предшествующий отчетному, с данными за отчетный период первые подлежат корректировке. Факт каждой существенной корректировки должен быть раскрыт вместе с указанием причин, его вызвавших. К таким причинам относятся: реорганизация; приобретение или аренда предприятия как имущественного комплекса.

При проведении дополнительной эмиссии акций акционерное общество обязано раскрыть в пояснительной записке такую информацию:

в связи с чем были выпущены дополнительные обыкновенные акции;

дату выпуска дополнительных обыкновенных акций;

основные условия выпуска  дополнительных обыкновенных акций;

количество выпущенных дополнительных обыкновенных акций;

сумму средств, полученных от размещения дополнительных акций (при  осуществлении акционерами прав на приобретение дополнительных обыкновенных акций с их частичной оплатой).

 

 

3. Совершенствование формирования  пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

3.1. Представление финансовой отчетности в соответствии с

международными  и российскими стандартами

 

Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО № 1 "Представление финансовой отчетности".

В полный комплект финансовой отчетности включается:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях  и убытках;

3) отчет, показывающий  либо

- все изменения в  капитале;

- изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;

- отчет о движении  денежных средств;

- учетная политика  и примечания.

Хорошо, если компании представляют не только финансовую отчетность, но и  финансовый обзор руководства, в  котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:

1) основных факторов  и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакции компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;

2) источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;

3) достоинств и ресурсов  компании, ценность которых не  отражена в бухгалтерском балансе,  составленном согласно МСФО.

Многие компании, помимо финансовой отчетности, представляют дополнительные отчеты: отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости.

Каждая существенная статья должна быть представлена в  финансовой отчетности отдельно.

Несущественные суммы  отдельно представлять не следует. Их надо объединять с суммами аналогичного характера или назначения.

МСФО № 1 не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе. Он просто представляет перечень статей, которые настолько различны по своему характеру или функциям, что заслуживают раздельного представления.

Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые  представляют:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- финансовые активы;

- инвестиции, учтенные  по методу участия;

- запасы;

- денежные средства и их эквиваленты;

- задолженность покупателей  и заказчиков и другая дебиторская  задолженность;

- налоговые обязательства  и требования;

- резервы;

- долгосрочные обязательства,  включающие выплату процентов;

- доля меньшинства;

- выпущенный капитал и резервы.

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные  суммы должны представляться в балансе  тогда, когда это требуется Международным  стандартом финансовой отчетности, или  когда такое представление необходимо для достоверного представления финансового положения компании.

Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях  к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании. Каждая статья должна разбиваться на подклассы по ее характеру и суммам кредиторской и дебиторской задолженности материнской компании, родственных дочерних компаний, ассоциированных компаний и других связанных сторон.

Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях  следующую информацию:

1) для каждого класса акционерного капитала:

- количество акций,  разрешенных к выпуску;

- количество выпущенных  и полностью оплаченных акций,  а также выпущенных, но оплаченных  не полностью;

- номинальную стоимость  акции, или указание на то, что  акции не имеют номинальной стоимости;

- сверку количества  акций в обращении в начале  и в конце года;

- права, привилегии  и ограничения, связанные с  соответствующим классом, в том  числе ограничения на распределение  дивидендов и возмещение капитала;

- акции компании, принадлежащие самой компании или ее дочерним или ассоциированным компаниям;

- акции, зарезервированные  для выпуска по договорам опциона  или продажи, включая условия  и суммы;

2) описание характера  и цели каждого резерва в  рамках капитала владельцев;

3) когда дивиденды были предложены, но не были официально утверждены к выплате, то показывается сумма, включенная (или не включенная) в обязательства;

Информация о работе Теоретические аспекты составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях убытках