Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа
Современная экономика активно развивается и в данных условиях механизмы и процессы принятия решений являются важными как для эффективности управления организацией так и для деятельности отдельного субъекта.
Человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент.
Данная курсовая работа посвящена теории неполной рациональности Герберта Саймона, которую он представил в конце 40 – х годов. На сегодняшний день эта теория остается актуальной.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ……………………………5-21
1.1. Сущность концепций неполной рациональности в институциональной экономике………………………………………………………………………5-10
1.2. Общая характеристика процессов принятия решений………………..10-16
1.3. Критика классической теории Г.Саймоном………………….………..16-21
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ…………………………………………………….…21-46
2.1. Модель экономического поведения людей в рамках теории неполной рациональности…………………………………………………………..…..21-24
2.2. Практическое применение теории неполной рациональности для потребителей………………………………………………………………….24-31
2.3. Практическое применение теории неполной рациональности для фирмы…………………………………………………………………………31-35
2.4. Анализ оснований, обусловливающих практическое применение теории неполной рациональности…………………………………………………...35-43
2.4.1. Конфликт интересов и формирование ожиданий…………………...35-38
2.4.2. Формирование информационного секстора экономики средствами теории неполной рациональности……………………………………….….38-43
2.5 Стимулирования стремлений в основе деятельности………………….43-46
ВЫВОДЫ………………………..……………………………………………46-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………….………..…………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
Предмет: Институциональная экономика
Тема: «Теория неполной рациональности»
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ……………………………5-21
1.1. Сущность концепций неполной рациональности
в институциональной экономике………………………………………………………
1.2. Общая характеристика
процессов принятия решений…………
1.3. Критика классической теории Г.Саймоном………………….………..16-21
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ…………………………………………
2.1. Модель экономического
поведения людей в рамках
2.2. Практическое применение
теории неполной
2.3. Практическое применение теории неполной
рациональности для фирмы…………………………………………………………………
2.4. Анализ оснований, обусловливающих
практическое применение
2.4.1. Конфликт интересов и формирование ожиданий…………………...35-38
2.4.2. Формирование информационного
секстора экономики средствами
теории неполной рациональности
2.5 Стимулирования стремлений
в основе деятельности………………….
ВЫВОДЫ………………………..…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………….………..……………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………..…………………….…………
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Современная экономика активно развивается и в данных условиях механизмы и процессы принятия решений являются важными как для эффективности управления организацией так и для деятельности отдельного субъекта.
Человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент.
Данная курсовая работа посвящена теории неполной рациональности Герберта Саймона, которую он представил в конце 40 – х годов. На сегодняшний день эта теория остается актуальной.
ОБЪЕКТ курсовой работы – теория неполной рациональности
ПРЕДМЕТ – практическое применение теории неполной рациональности.
ЦЕЛЬ моей работы - изучить теорию неполной рациональности, разработанную Г.Саймоном.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие ЗАДАЧИ:
1) исследовать классическую
модель «экономического
2) анализ целей деятельности
фирм в рамках модели «
3) рассмотреть недостатки классической теории, выдвинутые Г.Саймоном;
4) рассмотреть этапы и
специфику принятия решений в
теории ограниченной
5) выявить и исследовать основания, обусловливающие деятельность, их влияние на само принятие решений.
6) рассмотреть практическое применение теории неполной рациональности для потребителей и на примере фирм
Для написания курсовой работы были использованы учебники американских учёных Роберта Пиндайка и Дениеля Рубинфельда, русских авторов Р. М. Нуреева и В.М. Гальперина, монографии, а также статьи из журнала «Проблемы теории и практики управления» и др.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Данная курсовая работа состои из введения, двух разделов, выводов, списка используемой литературы (19 источников) и двух приложений.
Каждый из разделов курсовой работы состоит из нескольких подразделов. В первом разделе рассматривается сущность концепций неполной рациональности.
Во втором разделе рассмотрено практическое применение теории неполной рациональности для потребителей и на примере фирм.
В курсовой работе подробно описано как ведут себя потребители и производители на основе практического применения теории неполной рациональности.
Курсовая работа изложена на 52 страницах печатного текста.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ
1.1. Сущность концепций неполной рациональности в институциональной экономике
Некоторые модели человеческого поведения в общественных науках которые предполагают, что люди ведут себя как «рациональные» существа. В других экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают то, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.
Начиная с конца 40-х гг. Гербертом Саймоном в научный оборот введено понятие о, так называемой, «ограниченной рациональности». Под понятием «ограниченной рациональности» понимаются целенаправленные действия политического или экономического субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения. [3, с. 54]
В своей книге Саймон указывает, что большинство людей рациональны только отчасти, и эмоциональны либо иррациональны в остальных ситуациях. В другой работе он утверждает, что "агенты ограниченной рациональности испытывают затруднения при формулировании и решении сложных проблем, и обработке (получении, хранении, использовании, передаче) информации.
Саймон описывает некоторые направления, в которых классическая модель рациональности может быть дополнена и приведена в большее соответствие с реальностью, оставаясь в рамках строгого формализма:
1) учет стоимости сбора и обработки информации;
2) ограничение по тому, какого рода могут быть функции полезности;
3) присущие человеку психологические особенности влияют на процессы познания окружающей действительности, переработки и рациональной оценки получаемой информации;
4) возможность существования векторной функции полезности.
Концепция ограниченной рациональности человека, как экономического агента, формулирует проблемы, которые можно условно разделить на следующие две группы:
1) невозможность получения экономическим агентом в полном объеме всей информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, которая ограничивает возможности формулирования, оценки и выбора альтернатив действий;
2) Мы, люди, считаем, что мы существа разумные и стараемся логически понять суть вещей, и опираясь на логику, как нам кажется, делаем разумный выбор.
Однако, мир, в котором мы живём огромный и сложный, и человечество не обладает знаниями, что бы полностью понимать действительность окружающего или внутреннего мира. Для нас время ограниченно, в принятии решений, мы существуем в жёстких временных рамках. [3, с. 56-57]
Кроме этого мы ограничены определёнными схемами представлениями о себе и окружающем мире, а так же другими объективными и субъективными ограничениями.
В результате наши решения нельзя считать полностью продуманными, а наша рациональность находится в таких рамках, как время и когнитивные способности.
Герберт Саймон указал, что, существуют две основные причины, почему существует ограничение рациональности:
1) Ограничения человеческого разума;
2) Ограничение структур, в которых мозг работает.
Эти выводы сделаны на основе решения моделей, которые предполагают, что мы очень рациональны в выборе решений. Например, если рассчитать ожидаемую выгоду для какого-либо мероприятия, то вы можете к своему удивлению заметить, что люди порой не делают лучший для себя выбор.
Люди предполагаются «намеренно рациональными, но обладающими способностью в ограниченной степени».
Эти слова отражают суть принципа ограниченной рациональности, который лежит в основе неоинституциональной модели поведения индивида.
Концепция ограниченной реальности, предложенная Г. Саймоном, основана на трех предпосылках:
1) Политические или экономические субъекты ограничены в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений, что обусловлено как их умственными способностями, так и сложностью среды, которая их окружает.
2) Политические или экономические субъекты пытаются реализовать свои цели и решить поставленные перед ними задачи не все сразу, а последовательно.
3) Политические или экономические субъекты ставят перед собой цели определенного уровня — более низкого, чем максимально возможный для них.
Например, многие владельцы фирм отнюдь не стремятся максимизировать доход своей фирмы.
Вместо этого они пытаются довести свой собственный доход до уровня, который позволил бы им занять желаемое социальное положение, и, добившись цели, останавливаются.
Иначе говоря, люди в своем поведении руководствуются принципом удовлетворенности.
Также об ограниченной рациональности высказали свою точку зрения Дж. Ходжсон и Уильямсон. Дж. Ходжсон , считает, что в этой концепции с самого начала придавалось особое значение тяготеющей над процессом принятия решений неопределенности и неполноте знания.
Так, например, агенты могут оказаться не в состоянии собрать и обработать всю информацию, необходимую для принятия решений, предусматривающих глобальную максимизацию, но, делая выбор из небольшого множества возможных вариантов, они могут принять «рациональное» решение. [6, с. 47-48]
Соответственно, как утверждают Саймон и наряду в с ним Р. Сайерт (Cyert) и Дж. Марч, так как фирмы и потребители не в силах эффективно работать со всей информацией, необходимой для достижения некоего максимума, они не прибегают к максимизации, а «находят удовлетворительный результат», т. е. просто стараются достичь приемлемого минимума.
Уильямсон дает следующее определение: «Ограниченная рациональность означает экономическое поведение, которое является преднамеренно рациональным, но лишь в ограниченной степени; отражает лимитированность познавательных способностей человека в получении, хранении, восстановлении и обработке информации». [6, с. 49]
Саймон обращает внимание на то, что «число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наиболее очевидные из них», при этом «набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации; "обучение" в форме реакции на воспринимаемые последствия - это основной способ проявления рациональности». [6, с. 51]
Таким образом делается вывод о необходимости изучения не только объективных условий окружающей среды, но и особенностей поведения рационально действующих лиц при неопределенности и сложности мыслительных процессов. Значение имеет не только рациональность выбора в смысле адекватности выбранных решений, но рациональность процедур, т.е. «эффективность (в пределах человеческих когнитивных возможностей и ограничений) процедур, используемых для решений выбора», процедур принятия решений.
В свою очередь, Уильямсон ставит вопрос о путях использования ограниченной рациональности и как исследовательской концепции, и как практического принципа.
«Сремление к рациональности означает ориентацию на минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, в то время как признание ограниченности познавательных способностей служит стимулом к исследованию экономических институтов. Если принята предпосылка ограниченной рациональности, то возможность заключения всеобъемлющих контрактов является нереалистическим допущением при исследовании экономических организаций. Если интеллект считать ограниченным ресурсом, то стремление сэкономить на его использовании вполне объяснимо... Экономить на познавательных усилиях ввиду наличия ограниченной рациональности можно двумя способами: во-первых, при принятии решений, во-вторых, в рамках структур управления». [11, с. 83]
Для первого случая автор приводит исследования Саймона о применении эвристических методов решения общих задач и решения специальных задач наподобие сборки кубика Рубика, а для второго - собственные исследования автора о возможности минимизации трансакционных издержек путем дифференцированного закрепления сделок за определенными структурами управления, когда та или иная структура эффективна для каждого конкретного типа трансакций.