Теория неполной рациональности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика активно развивается и в данных условиях механизмы и процессы принятия решений являются важными как для эффективности управления организацией так и для деятельности отдельного субъекта.
Человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент.
Данная курсовая работа посвящена теории неполной рациональности Герберта Саймона, которую он представил в конце 40 – х годов. На сегодняшний день эта теория остается актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ……………………………5-21
1.1. Сущность концепций неполной рациональности в институциональной экономике………………………………………………………………………5-10
1.2. Общая характеристика процессов принятия решений………………..10-16
1.3. Критика классической теории Г.Саймоном………………….………..16-21
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ…………………………………………………….…21-46
2.1. Модель экономического поведения людей в рамках теории неполной рациональности…………………………………………………………..…..21-24
2.2. Практическое применение теории неполной рациональности для потребителей………………………………………………………………….24-31
2.3. Практическое применение теории неполной рациональности для фирмы…………………………………………………………………………31-35
2.4. Анализ оснований, обусловливающих практическое применение теории неполной рациональности…………………………………………………...35-43
2.4.1. Конфликт интересов и формирование ожиданий…………………...35-38
2.4.2. Формирование информационного секстора экономики средствами теории неполной рациональности……………………………………….….38-43
2.5 Стимулирования стремлений в основе деятельности………………….43-46
ВЫВОДЫ………………………..……………………………………………46-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………….………..…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Женечка Горностаевка 1.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Источник: проблемы теории и практика управления, журнал № 4 с. 34- 39

Распространение производителями, как более информированной стороной,  сигналов позволяет раскрыть ненаблюдаемые характеристики благ и тем самым снизить проявления неблагоприятного отбора. В качестве таких сигналов могут выступать стандарты и сертификаты качества,  лицензии,  фирменные названия и др.

Институты, регулирующие распространение перечисленных сигналов, являются неотъемлемыми элементами развитого рынка.

В данном случае институты как дополнительные ограничения наряду с традиционными экономическими ограничениями выполняют функцию передачи информации по аналогии с ценами. Недополученный выигрыш создает стимулы для производителей благ высокого качества генерировать сигналы, позволяющие выделить их из ряда аналогичных. В связи с этим они начинают дифференцировать свои блага по качеству и формам предоставления, т. е. применять методы неценовой конкуренции. 

Таким образом,  институт сигнализирования как реакция рынка на необходимость снижения информационной асимметрии является неотъемлемым атрибутом неценовой конкуренции, которая несет в себе потенциал повышения общественной эффективности производства и потребления благ. При этом эффективность распространения сигналов и возможность их использования в процессе принятия потребительского решения во многом зависит от соответствующих институтов.  [10, с.63-65]

Фильтрация на рынке может быть использована по двум направлениям. В первом случае потребитель выступает в качестве менее информированной стороны,  во втором –  более информированной. Некоторые неявные свойства благ и условия их оказания могут быть определены из анализа поведения производителя при заключении контракта. 

Например,  отсутствие входных барьеров в виде тестирования,  собеседования или других процедур оценивания и ранжирования потенциальных потребителей образовательных услуг может свидетельствовать о том,  что вуз стремится скорее не к их качественному отбору, а к количественному.

В данном случае велика вероятность невысокого качества оказываемых услуг.

Таким образом, устанавливая условия, которым должен соответствовать потребитель,  производитель раскрывает некоторые неявные характеристики предоставляемых им благ. 

Процедура фильтрации также позволяет раскрыть неявные характеристики потребителя благ путем анализа тех условий, на которые он соглашается в процессе контрактации с производителем. Например,  если абитуриента устраивают заниженные требования, предъявляемые вузом при входных испытаниях, то тем самым он с большой долей вероятности подтверждает свою низкую конкурентоспособность в случае более жесткого отбора. 

Таким образом,  в ходе анализа поведения потребителя благ можно выявить некоторые скрытые аспекты его выбора. 

Возможна взаимная фильтрация контрагентов, которая позволяет устранять неопределенность, порождаемую асимметричным распределением информации между ними, и тем самым снижать проявления неблагоприятного отбора путем выполнения функции, аналогичной сигналам. 

Таким образом,  фильтрация представляет собой способ определения неявных характеристик контрагентов, реализуемый путем анализа их поведения. [10, с.134-135]

Следующим способом снижения неблагоприятного отбора является рационирование.  Оно заключается в информировании контрагентов об определенных условиях,  предъявляемых к ним противоположной стороной до осуществления трансакции.

В случае образовательных услуг рационирование,  как деятельность по поиску потребителя с определенными характеристиками,  реализуется вузами в рамках вступительного отбора абитуриентов. 

При этом осуществляется распределение потенциальных потребителей благ в соответствии с уровнем их компетенций и требованиями, предъявляемыми для обучения по определенной специальности.

В процессе рационирования производитель, как более информированная сторона,  следует преимущественно собственным интересам.

В связи с этим развитый рынок подразумевает повышение информационной прозрачности установления контрактных требований к потребителям,  процесса их отбора,  а также взаимного исполнения контрактных обязательств. 

Для этого важно создать институциональные стимулы и ограничения, которые будут способствовать эффективной координации интересов производителей благ и их потребителей. 

Институциональные факторы поведения потребителя как прямо, так и косвенно оказывают влияние на степень его рациональности. Одной из форм управления факторами поведения потребителя с целью регулирования степени и направления их воздействия является институционализация, т. е. введение в рамки норм и правил определенных институтов. 

Для рынка,  формирующегося в условиях трансформационной экономики, институциональное регулирование обладает большим потенциалом по сравнению с прямым государственным регулированием.  Направления институционализации могут быть выявлены на основе анализа уровня трансакционных издержек, сопровождающих различные этапы поведения потребителя. Институционализация подразумевает создание новых институтов,  а также реформирование или замену прежних. [11, с.93]

Стремление индивида к снижению трансакционных издержек порождает спрос на соответствующие институты. 

Институциональное регулирование позволяет компенсировать пробелы рыночной координации по тем направлениям, по которым ее реализация сопряжена со сложностями.  Институционализация способствует внутренней саморегуляции рынка,  т. е.  поддерживает способность воспроизводства его функций,  снижая потребность в методах прямого воздействия. Целью институциональных преобразований является формирование устойчивых рациональных схем поведения потребителя.

Институционализация поведения потребителя направлена на решение следующих задач:

1) повышение информационной состоятельности рынка путем снижения уровня информационной асимметрии;

2) развитие на рынке неценовой конкуренции;

3) формирование адекватных потребительских ожиданий;

4) снижение возможностей для проявления оппортунизма контрагентами рынка;

5) устранение последствий неполноты контрактов, а также развитие неконтрактных форм взаимодействия между потребителями благ и их производителями;

6) формирование рыночного менталитета,  стимулирующего индивидов к рациональному потребительскому поведению.

Эффективная институциональная среда подразумевает наличие сбалансированной совокупности формальных и неформальных институтов,  комплементарных друг другу.  Отсутствие согласованности и координации между институтами в процессе их изменения или развития может оказать негативное влияние на результативность рыночных реформ. Изменения неформальных норм и правил должны создать соответствующую почву для преобразования или проектирования формальных институтов. В случае неполноты институциональной системы рынка происходит взаимное ослабление формальных и неформальных правил. [13, с.140]

Важным элементом институциональной среды формирующегося рынка являются неформальные нормы,  которые играют важную роль в фактическом исполнении контрактов и дополняют неполный контракт как формальное правило. 

Данные нормы формируют предпринимательскую этику,  социальную ответственность рыночной деятельности и др. Формально существующие,  но фактически игнорируемые правила и нормы могут приводить к их замещению неформальными. Чем ниже доверие субъектов рынка к новому институту,  тем выше издержки его внедрения и использования.

Устойчивость такого положения способна блокировать дальнейшие институциональные изменения на соответствующем рынке. В связи с этим любые нововведения формальных институтов рынка должны подразумевать определенную подготовку субъектов к их восприятию. 

В частности,  неготовность потребителей активно использовать контракты или договоры в процессе взаимодействия с производителями или продавцами благ во многом обусловлена низким правовым сознанием.

Институты должны поддерживать прямые и обратные координационные связи между производителями благ и их потребителями. Функции институтов,  в условиях которых реализуется поведение потребителя, представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Функции институтов, регулирующих поведение потребителя

Функция

Описание

Информационная

Снижение неопределенности, сопровождающей принятие потребительских решений. Повышение эффективности обратной связи с производителями благ.

Поведенческая

Формирование определенных схем поведения потребителя

Функция

Описание

Координационная

Согласование индивидуальных и общественных интересов с минимальными трансакционными издержками.

Стимулирующая

Создание стимулов для отбора наиболее эффективных форм поведения потребителя путем снижения уровня сопровождающих его трансакционных издержек.

Воспроизводственная

Наличие потенциала самоподдержания и воспроизводства.

Санирующая

Блокирование тех форм поведения потребителя,  которые выходят за рамки установленных институтами норм и правил, путем повышения сопровождающих их трансакционных издержек.

Социальная 

Ориентация поведения потребителя на ценностные ориентиры, зафиксированные в неформальных нормах институциональной среды.

Стабилизирующая

Обеспечение устойчивости и воспроизводства рациональных схем поведения потребителя. 


Источник: Маркова В. Д. Стратегический менеджмент

Институциональная среда рынка определяет систему экономических стимулов и ограничений, выступающих в качестве механизма, обеспечивающего селекцию форм поведения потребителя с точки зрения их рациональности. Эффективная институциональная среда ограничивает нерациональные формы поведения потребителя путем повышения уровня сопровождающих его трансакционных издержек. 

Устоявшиеся схемы поведения потребителя позволят производителям благ более эффективно использовать информацию,  поступающую по каналам обратной связи.

Поведение потребителя в условиях четко определенных институциональных рамок и стимулов снижает неопределенность и способствует предсказуемости результата данного процесса.

 

2.3. Практическое  применение теории неполной рациональности для фирмы

 

В последнее время в поле зрения ученых, специализирующихся в области экономической теории, оказалось предприятие в качестве важной части экономической системы.

В теории экономики существует несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения предприятия. Исторически первой сложившейся моделью предприятия является неоклассическая, в рамках которой предприятие определяется в качестве способа рационального распределения и объединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. [13, с. 75-76]

Предприятию своевременно и должным образом необходимо реагировать на изменение рыночной ситуации.

Следует при этом всегда стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами, увеличивая первые и уменьшая последние.

Максимизация - выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.

Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как оно позволяет достаточно точно прогнозировать поведение фирм, избегая ненужных аналитических усложнений. Но максимизируют ли фирмы прибыль на самом деле? Этот вопрос не решен.

Существует положение, согласно которому главной целью деятельности фирм является максимизация прибыли. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

1) увеличение объема продаж;

2) достижение более высоких темпов роста;

3) увеличение доли рынка;

4) увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

5) увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

6) увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

7) изменение структуры капитала.

Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

В небольших фирмах, управляемых их владельцами, фактор прибыли доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало общаются с собственниками.

Информация о работе Теория неполной рациональности