Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа
Современная экономика активно развивается и в данных условиях механизмы и процессы принятия решений являются важными как для эффективности управления организацией так и для деятельности отдельного субъекта.
Человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент.
Данная курсовая работа посвящена теории неполной рациональности Герберта Саймона, которую он представил в конце 40 – х годов. На сегодняшний день эта теория остается актуальной.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ……………………………5-21
1.1. Сущность концепций неполной рациональности в институциональной экономике………………………………………………………………………5-10
1.2. Общая характеристика процессов принятия решений………………..10-16
1.3. Критика классической теории Г.Саймоном………………….………..16-21
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НЕПОЛНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ…………………………………………………….…21-46
2.1. Модель экономического поведения людей в рамках теории неполной рациональности…………………………………………………………..…..21-24
2.2. Практическое применение теории неполной рациональности для потребителей………………………………………………………………….24-31
2.3. Практическое применение теории неполной рациональности для фирмы…………………………………………………………………………31-35
2.4. Анализ оснований, обусловливающих практическое применение теории неполной рациональности…………………………………………………...35-43
2.4.1. Конфликт интересов и формирование ожиданий…………………...35-38
2.4.2. Формирование информационного секстора экономики средствами теории неполной рациональности……………………………………….….38-43
2.5 Стимулирования стремлений в основе деятельности………………….43-46
ВЫВОДЫ………………………..……………………………………………46-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………….………..…………………
Многие из наших сегодняшних проблем связаны с тем, как мы используем ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения громадных проблем, масштабы которых едва поддаются осмыслению.
Согласно теории Герберта Саймона, человек просто никак не реагирует на новую поступающую к нему информацию, хотя в случае удачи он мог бы получить дополнительную выгоду. Выбор субъекта в итоге оказывается относительно независимым от конкретной ситуации и в значительной мере определяется заранее заданным правилом поведения. Эта модель объясняет часто встречающуюся в хозяйственной жизни относительную негибкость поведения и феномен «порогов»: поведение меняется лишь тогда, когда внешний раздражитель превышает некоторую пороговую величину.
Здесь хочется привести также еще одно афористическое утверждение Саймона: «В мире, где информации относительно мало и проблемы, которые необходимо решать, немногочисленны и просты, информация почти всегда - несомненное благо. В мире, где главным ограниченным ресурсом является внимание, информация может быть дорогостоящим предметом роскоши, так как она способна переключить наше внимание с важного на несущественное» [8, с. 34].
Отсюда можно было бы сделать вывод о том, что требуется рационализация отношения к процессу поиска информации и оценке полученной информации, ведь часто нужно переключить внимание с привычного на непривычное, новое, важное.
Однако Г.Саймон считал, что «мы не можем себе позволить уделять внимание информации только потому, что она существует», опираясь на примеры «систем информационного обеспечения менеджмента», именуемых по-современному информационными автоматизированными «системами поддержки принятия решений», и считая именно внимание, а не информацию, ограниченным ресурсом, достойным систематического исследования [8, с. 34-35].
При этом для решаемых в реальности задач в сложных динамических условиях, когда нет возможности применять теоретические модели рационального выбора, а внимание ограничено, зачастую необходимая информация отсутствует при парадоксальном избытке прочей.
Приведем пример: пока администраторы не научились игнорировать потоки тривиальных данных, они отвлекали администраторов от более важных вещей. Пожалуй, в отношении современных организаций можно сделать вывод, что автоматизированная информационная система, не потребляющая и не усваивающая существенно больше информации, чем она производит и распространяет, негативно влияет на работу той организации, в которую она инкорпорирована.
Управление вниманием и учет косвенных последствий действий – вот две важнейших проблемы рациональности процедуры, стоящие перед современным обществом [8, с. 34-36].
Следует также отметить, что менеджеры в процессе своей деятельности пользуются интуицией, которая действительно помогает находить управленческому персоналу правильные решения. Что являет собой интуитивное принятие решений? Это подсознательный процесс принятия решений на основе личного опыта менеджера и обобщенного мнения окружающих. Интуиция дополняет рациональный анализ.
Менеджер, который уже сталкивался с проблемой или ситуацией подобного типа, действует очень быстро, имея в своем распоряжении ограниченный объем информации. В этом случае он полагается на свой опыт и известны ему мнения других специалистов.
Опрос менеджеров и других сотрудников
организаций показал, что почти треть
из них при решении проблем и принятии
решений полагаются в первую очередь на свой
«внутренний голос», а не на результаты
исследовательско-
Таким образом, «разумные люди» приходят к «разумным» выводам в обстоятельствах, когда нет возможности применить классические модели рационального выбора. Мы мало знаем о том, как они это делают. Еще меньше – о том, имеют ли процедуры, используемые ими вместо неприменимых моделей, какие-либо достоинства, хотя большинство из нас предпочло бы использовать эти процедуры, нежели тянуть жребий.
Изучение рациональности процедур в условиях, когда внимание ограничено, проблемы исключительно сложны, а необходимая информация отсутствует, ставит перед каждым, кто интересуется рациональным размещением ограниченных ресурсов, множество нерешенных и принципиально важных исследовательских проблем.
2.5. Стимулирования стремлений в основе деятельности
Саймон утверждает, что управленческие решения принимаются не с помощью рационального процесса, а на основе упрощенных представлений о реальной ситуации. Такое упрощение объясняется следующими причинами:
Во-первых, множество альтернатив, которые может фактически рассмотреть менеджер или эксперт даже с применением современных методов и средств, неизмеримо меньше, чем их объективно существующий набор [8, с. 26].
Во-вторых, информационные, вычислительные и иные возможности организаций и находящихся в их составе индивидуумов не позволяют точно распределять и измерять оценки последствий любой из возможных альтернатив [8, с. 26].
В-третьих, цели в процессе принятия решений являются многосложными и свести их к однозначно измеримому показателю практически невозможно [8, с. 26].
Менеджер обычно не стремится к принятию наилучшего решения, а выбирает такую альтернативу, которая является удовлетворительной, т.е. достаточно хорошей с точки зрения его целей и предпочтений. Большинство случаев принятия решений человеком, как индивидуальных, так и организационных, связаны с поиском и отбором удовлетворительных альтернатив. Только исключительные случаи связаны с поиском и выбором оптимальных альтернатив.
Следует отметить, что поиск удовлетворительных решений происходит путем установления так называемых уровней устремлений, или притязаний (aspiration levels), по различным показателям или атрибутам, описывающих свойства альтернатив. Например, формулируя цель принятия решения, менеджер может установить желаемый уровень прибыли, желаемый объем продаж, допустимый уровень риска, допустимые затраты ресурсов и времени. Как только найдена альтернатива, удовлетворяющая всем уровням устремлений, дальнейший поиск прекращается, и эта альтернатива принимается в качестве окончательного решения.
Если в распоряжении менеджера имеется несколько альтернатив, приводящих к удовлетворительным результатам, то он выбирает наилучший из этих вариантов. Однако существуют случаи, когда ни одна из альтернатив не приводит к должному уровню устремлений. В этом случае возникает три совершенно различных варианта поведения:
Во-первых, лицо, принимающее решение, может продолжить поиск альтернатив, которые соответствуют его устремлениям [9, с. 55-56];
Во-вторых, если человек не может достигнуть некоторого удовлетворительного для него положения, то уровни устремлений могут пересматриваться в сторону понижения, чтобы стать практически достижимыми [9, с. 55-56];
В-третьих, если первые два механизма не приводят к выбору приемлемой альтернативы, то «рациональное адаптивное поведение» человека заменяется на «эмоциональное» поведение (например, апатию или агрессию), которое блокирует возможность принятия удовлетворительного решения [9, с. 55-56].
Если ни одна из альтернатив не приводит к результатам, которые удовлетворяют имеющиеся устремления, теория предсказывает два качественно различных типа поведения: в коротком периоде - поиск нового направления и пересмотр ориентиров, в длительном - то, что мы назвали выше «эмоциональным» поведением, и то, что психологи склонны считать неврозом [9, с. 55-56].
Согласно концепции ограниченной рациональности, «удовлетворительно работающие» менеджеры в процессе принятия решений обходятся без поиска и анализа всех возможных альтернатив и пользуются относительно простыми правилами здравого смысла, что значительно упрощает их жизнь [12, с. 2].
Таким образом, потребители стремятся к некоторому удовлетворительному состоянию, а фирмы стремятся к некоторому удовлетворительному уровню продаж или прибыли. Причем они постепенно поднимают или опускают уровень устремлений, в зависимости от того, превышают ли результаты намеченную цель или «не дотягивают» до нее. Не максимизация, а сатисфакция (т.е. удовлетворение собственных интересов) – вот принцип действия потребителя или управляющего.
ВЫВОДЫ
В данной кусовой работе была исследована неполная рациональность и ее практическое применение.
Вся концепция ограниченной рациональности Г. Саймона основывается на трех принципах. На основе этих принципов высказали свои точки зрения Дж. Ходжсон и Уильямсон и они полностью поддерживают теорию Саймона. Концепция ограниченной рациональности ставит для экономических агентов определенные цели и ставит для них задачи.
На основании проведённого в данной курсовой работе соответствующего анализа и исследования, необходимо сделать следующие выводы:
1. Анализ экономического
поведения людей в рамках
2. Основной целью деятельности фирм, как «экономического человека», является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу как средство решения более общей задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
3. Г.Саймон резко критиковал
сложившуюся классическую
4. Процесс принятия решений
представлен следующими
С последними связано определение эффективности управления, как выражение рациональности при принятии решений. Основными механизмами принятия решений являются «запрограммированные» и «незапрограммированные» решения.
5. Потребители стремятся к некоторому удовлетворительному состоянию, а фирмы стремятся к некоторому удовлетворительному уровню продаж или прибыли. Причем они постепенно поднимают или опускают уровень устремлений, в зависимости от того, превышают ли результаты намеченную цель или «не дотягивают» до нее. Если не достигается намеченная цель, то начинается эмоциональный выход - апатия, агрессия и т. д. Не максимизация, а сатисфакция – вот принцип действия потребителя или управляющего.
6. Несовпадение интересов отдельных лиц является одним из аспектов оснований, которые определяют деятельность. Строя свое хозяйствование, человек обязан учитывать будущее, как часть оценки настоящего. Формирование ожиданий - неотъемлемый атрибут процесса принятия решений.
Стоит сказать, что человек рассматривает небольшое количество вариантов, существенно различающихся друг от друга, и выбирает тот, который находится в наибольшем согласии с его уровнем устремлений. Управление вниманием и учет косвенных последствий действий – вот две важнейших проблемы рациональности процедуры, стоящие перед современным обществом. Изучение рациональности процедур в условиях, когда внимание ограничено, проблемы исключительно сложны, а необходимая информация отсутствует, ставит перед каждым, кто интересуется рациональным размещением ограниченных ресурсов, множество нерешенных и принципиально важных исследовательских проблем.
Роль правил, рутин и институтов в экономике несут свои смысловые значения. Правила используются как общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии с другими индивидами. Рутины действуют не обособленно, а в системе. Они изменчивы и требуют некоторой адаптации. Институт рассматривают как совокупность из правила и внешнего механизма.
Так или иначе, потребители испытывают давления со стороны рынка или различных фирм. Потребители не могут влиять на торговлю и внешние механизмы, они вынуждены соглашаться с требованием рынка.
В свою очередь фирмы должны реагировать на изменение рыночной ситуации. В рамках максимизации фирмы представлены производственными функциями, а потребители - функциями полезности.
Рассмотрев материал на тему ограниченной рациональности можно сказать, что данная теория работает и по сегодняшний день. Если же рассмотреть эту теорию более углубленно, то эффективность бы фирм повысилась.