Теория потребительского поведения: предельная полезность, кривые безразличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теории потребительского поведения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность теории потребительского поведения
- ознакомиться с понятиями предельной полезности и потребительского выбора
- изучить правило максимизации полезности
- рассмотреть кривые и карту безразличия
- проанализировать развитие теории потребительского пове

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ …………………………………… 4
Сущность теории потребительского поведения и спроса …… 4
Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности ……………………………………………….. 9
Кривые и карта безразличия …………………………………… 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ …………………………………………….. 18
2.1 Основные характерные черты современного потребительского
рынка …………………………………………………………………….. 18
2.2 Потребительское поведение в современных условиях ………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 28

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Микроэкономика»

На тему: «Теория потребительского поведения: предельная полезность, кривые безразличия»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ …………………………………… 4

    1. Сущность теории потребительского поведения и спроса …… 4
    2. Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности ……………………………………………….. 9
    3. Кривые и карта безразличия …………………………………… 14

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ …………………………………………….. 18

2.1 Основные  характерные черты современного  потребительского 

рынка …………………………………………………………………….. 18

2.2 Потребительское  поведение в современных условиях ………….. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе своей  жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных  погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Целью данной курсовой работы является изучение теории потребительского поведения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность теории потребительского поведения

- ознакомиться  с понятиями предельной полезности и потребительского выбора

- изучить правило  максимизации полезности

- рассмотреть  кривые и карту безразличия

- проанализировать  развитие теории потребительского  поведения в современных условиях 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

    1. Сущность теории потребительского поведения и спроса

 

В микроэкономической теории под термином "потребитель" понимается хозяйствующий субъект, который принимает обособленные решения, касающиеся структуры и объема, потребляемых им благ в рамках располагаемого бюджета. Исходя из такой посылки, в качестве потребителей выделяются: домашние хозяйства, которые могут быть представлены отдельными индивидами и семьями; ассоциированные потребители, т.е. группы индивидов, принимающих совместное решение; и государство.

Теория исходит  из того, что мотивация поведения  потребителя основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность.

Полезность - это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени [9].

Применяемая для  анализа экономического поведения  потребителей концепция полезности опирается на ряд фундаментальных предположений:

во-первых, потребитель обладает полным суверенитетом, который заключается в том, что предпочтения потребителя формируются без влияния извне, а принимаемые потребителем решения не зависят от решений, принимаемых другими потребителями;

во-вторых, полезность - это субъективная оценка потребителем ценности для него конкретного блага, которая не связана ни с критериями физиологической пользы, ни с нравственными оценками. Курение и потребление алкоголя, несомненно, наносящие вред здоровью и негативно оцениваемые обществом, для многих потребителей принимают форму полезности;

в-третьих, потребитель  стремится к максимизации полезности, что является руководящим психологическим  принципом его поведения;

в-четвертых, полезности разных благ сопоставимы, а потребители  способны проводить их сопоставление.

Каждый потребитель  имеет чрезвычайно обширный круг потребностей. В то же время его  средства для их удовлетворения (бюджет) всегда ограниченны.

Другими словами, реализация имеющихся у потребителя  предпочтений всегда осуществляется им в рамках неких бюджетных ограничений, которые определяются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ.

В этой связи  суть проблемы сводится к принятию решения о распределении бюджета относительно структуры и объема потребляемых благ, а ее экономическое содержание заключается в том, чтобы распределение дохода обеспечивало максимальную полезность.

Таким образом, потребительский выбор - это принятие потребителем решения о таком  распределении его бюджета, при  котором структура и количество купленных благ обеспечивали бы ему максимальную полезность [19].

Представленная  модель дает упрощенное представление  о поведении потребителей. На практике это более сложный, обусловленный  множеством факторов (и не только экономических) процесс. Тем не менее, эта модель в принципе правильно описывает механизм принятия потребителями решений в условиях альтернативного выбора.

Сложность состоит  в том, что ее применение возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ, без которого невозможно сопоставление полезностей, а значит, и определение максимальной полезности. Эта проблема представляет непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ.

 

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали применять представители теоретического направления, получившего название «маржинализм» (marginal - предельный). Из отдельного направления маржинализм в настоящее время превратился в распространенный элемент методологии экономической науки. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования [5].

Одним из главных положений  маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а следовательно, и производства товаров.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает  в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя  в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.

Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого  субъектом от потребления товара. Различают общую и предельную полезность [1].

Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Математически общую полезность можно выразить уравнением

TU = f (Qi ),                           (1)

где Qi - объем потребления i-го блага в единицу времени.

Сумма общих полезностей  всех потребляемых конкретным индивидуумом в единицу времени благ дает совокупную полезность.

Непрерывное потребление  любого блага (потребление в ограниченное время) имеет свой предел: полезность каждой следующей порции потребленного блага оказывается ниже, чем у предыдущей. Поэтому график общей полезности представляет кривую линию, выпуклую вверх. В точке А обеспечивается полное насыщение конкретной потребности индивидуума, общая полезность достигает максимума, после чего кривая начинает снижаться. Дальнейшее потребление блага будет связано уже с отрицательной полезностью. Такой характер общей полезности свойствен абсолютному большинству потребляемых благ, однако потребление некоторых благ может не приводить к полному насыщению и индивидуум будет стремиться увеличивать их потребление.

Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу. Математически предельная полезность есть частная производная общей полезности по объему потребления этого блага. Одновременно величина предельной полезности равна тангенсу угла наклона касательной, проведенной к любой точке кривой общей полезности. График предельной полезности представлен на рис. 1.

Рис. 1 График предельной полезности [4]

 

График предельной полезности имеет отрицательный наклон, так  как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает. В точке насыщения индивидуума, при достижении общей полезности своего максимума, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность в данном благе полностью удовлетворена.

Таким образом, убывание полезности объясняется снижением интенсивности потребности по мере ее удовлетворения и отражается на графике в отрицательном наклоне линии предельной полезности и в постепенном уменьшении угла наклона кривой общей полезности. Чем большим количеством блага обладает индивидуум, тем меньшую ценность для него имеет каждая дополнительная единица блага.

 

1.2 Потребительский  выбор и потребительское поведение.  Правило максимизации полезности.

 

До сих пор  анализировалось рыночное равновесие: спрос, предложение, равновесные цены и производство и другие факторы в их взаимосвязи и взаимозависимости, но без одного очень существенного фактора - доходов потребителя. Да, производство в конечном итоге не имеет смысла без потребления. Первое служит второму. Но производство всегда ограничивается покупательскими возможностями людей, что в свою очередь упирается в ограниченность доходов населения. На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах.

Можно назвать  имена двух-трех десятков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, нашего уровня доходов. А если спросить их самих?

Уверен, им тоже не хватает доходов, чтобы удовлетворить  все их потребности. Потому что потребности не ограничены. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание.

Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами, установленными с позиций издержек производства и добавленной стоимости. Однако для облегчения нашего анализа будем исходить из условий совершенной конкуренции, то есть из того, что цены на продукты заданы, они постоянны, а, следовательно, потребители и производители исходят из них как из чего-то данного, положенного.

Информация о работе Теория потребительского поведения: предельная полезность, кривые безразличия