Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и организация торгово-технологического процесса розничного торгового предприятия 5
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях 5
1.2 Принципы организации торгово-технологических процессов в розничных торговых предприятиях 8
2 Организация торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий»16
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Афанасий» 16
2.2 Характеристика торгово-технологического процесса магазина
«Афанасий» 25
2.3 Оценка эффективности торгово-технологического процесса магазина «Афанасий» 33
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина 41
Заключение 45
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Курсовая Быкова моя.docx

— 106.68 Кб (Скачать файл)

Цель размещения рекламных  материалов – напомнить покупателю о том, что в данном магазине он может приобрести данный товар. Когда  один и тот же рекламный материал долгое время находится рядом  с точкой продажи, покупатели перестают обращать на него внимание, поэтому производители заботятся о постоянном обновлении рекламных материалов.

Важный момент, о котором должен заботиться мерчандайзер, - это содержание в чистоте точки продажи и самой продукции. От этого зависит не только уровень продаж данного товара в конкретном магазине, но и имидж торгового предприятия.

Такая последовательность действий по продвижению товара в точке  продажи (запас, расположение, представление) представляется логичной.

Эффективное функционирование предприятий розничной торговли на основе мерчандайзинга возможно только при объединении усилий производителя, дистрибьютора и розничного торгового предприятия, направленных на улучшение обслуживания потребителя. [4, С 328]

План по реализации стратегии  в розничной торговле с использованием методологии мерчандайзинга может быть осуществлен только в том случае, если он учитывает интерес всех трех участников товародвижения.

Формирование пространства торгового зала и его использование. Торговому представителю и мерчандайзеру недостаточно уметь продавать свой товар и знать концепцию мерчандайзинга своей компании. Для того чтобы добиваться максимального эффекта, он должен понимать потребности покупателя и владельца розничного торгового предприятия, а также психологию поведения потребителей.

Такие понятия, как поток  покупателей, общее расположение товара, оптимальное размещение основных и  дополнительных точек продажи, играют важную роль в реализации стратегии  мерчендайзинга, определяя ее эффективность.

При расположении товаров  в торговом зале учитываются факторы: оптимальное использование пространства торгового зала; оптимальное расположение товарных групп; расположение основных и дополнительных точек продажи; способы регулирования потока покупателей.

В магазине существует естественное направление движения покупателей, которое должно определяться еще  на стадии проектирования магазина: расположение входа, торгового оборудования в  зале и касс. Движение потока покупателей  должно быть рассчитано заранее и  подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров.[3,с 56]

80-90 % покупателей обходят  все точки продажи, расположенные  по периметру торгового зала, и лишь 40-50 % покупателей обходят  внутренние ряды. Наиболее «горячими»  местами при этом являются  начало потока покупателя и  зона касс.

Товары повседневного  спроса располагаются по периметру  торгового зала, где большинство  покупателей легко находят товары, за которыми они пришли. Товары периодического спроса располагаются в центре торгового  зала, поскольку нет необходимости  привлекать к ним внимание всех посетителей. Товары импульсного спроса располагаются  в «горячих зонах» торгового зала, где попадают в поле зрения, большинству  покупателей, стимулируя незапланированные  покупки.

В ходе исследования установлено, что существует зависимость объема продаж от движения покупателей, т.е. процент  покупателей, который приходится на каждый квадрат, существенно различается.

Важно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя  в магазин, так как лучшим местом для расположения товара является то, которое первым попадается на глаза  только что вошедшему в магазин  покупателю.

Таким образом, при расположении основных и дополнительных точек  продажи какого-либо товара необходимо продумать поведение покупателей  в торговом зале, учитывать расположение оборудования и товаров-конкурентов  в зале. Правильное размещение товара в торговом зале будет способствовать получению максимальной прибыли предприятия розничной торговли.

Поскольку товары повседневного  спроса востребованы наибольшим числом посетителей, около данных точек  продажи, скапливается большое количество покупателей.

В этой связи данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру торгового зала, чтобы  сделать покупку наиболее удобной. Если покупатели будут испытывать неудобства, то они будут стремиться поскорее, покинуть торговый зал. 

Это не только уменьшает  время пребывания покупателя в магазине (а значит, снижает количество импульсивных покупок), но также может привести покупателя к мысли посетить в  следующий раз другой магазин.

Желание покупателя купить что-то незапланированное наиболее сильно именно в начале движения покупателя по магазину; если товар расположен дальше по ходу движения покупателя, чем  товар конкурента, то есть вероятность, что покупатель успеет купить его  товар прежде, чем заметит ваш; важным является то, что денежные средства покупателя, рассчитанные на покупки, ограничены.

Основным критерием при  распределении места в торговом зале между товарными группами является увеличение дохода с единицы пространства торгового зала.

Разработка стратегии  функционирования предприятий розничной торговли на основе мерчандайзинга нацелена на обеспечение их конкурентоспособности в длительной перспективе.

Для обеспечения конкурентоспособности  предприятия розничной торговли на долгосрочную перспективу необходима разработка и реализация конкурентных стратегий, т.е. методов ведения бизнеса, которые выбирает руководство компании для достижения поставленных целей.

Цели, в свою очередь, могут  быть количественными (например, добиться определенного объема товарооборота) или условно качественными (например, стать лучшим магазином по уровню сервиса).

Конкурентная борьба за потребителей на розничном рынке ужесточается, поэтому невозможно планировать  стратегию функционирования магазина без учета внешней среды и  деятельности конкурентов.

Давление со стороны поставщиков, арендаторов и иных третьих лиц, вызванное необходимостью взаимодействия с ними на определенных условиях; изменяющиеся характеристики потребителей, которые  необходимо учитывать, что вызвано  их растущими потребностями, ожиданиями и требованиями. [8, с 269]

Наличие тщательно спланированной конкурентной стратегии является основой  усиления конкурентных позиций розничного торгового предприятия.

Конкурентная стратегия  – это набор инструментов и  инициатив, направленных на привлечение  покупателей, противостояние маркетинговым  усилиям конкурентов и укрепление своей собственной позиции на рынке.

Самые низкие цены (лидерство  по издержкам) – поддержание цен  ниже, чем у конкурентов, с помощью  сокращения оперативных издержек (затраты  на административный аппарат, на торговый персонал, на торговое оборудование, аренду; особые условия работы с поставщиками и пр.). Этой стратегии придерживаются практически все супермаркеты низких цен, направленные на широкие слои населения.

Уникальный товар и  уникальный сервис – привлечение  покупателей за счет максимального  отличия предлагаемых товаров и  услуг магазина по разным параметрам.

Таким образом, основываясь  на вышесказанном, можно выделить следующие  основные принципы организации технологического процесса магазина: обеспечение комплексного подхода к его построению; создание максимальных удобств для покупателей; достижение наиболее рационального  использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; создание для  работников магазина благоприятных  условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; обеспечение необходимой  экономической эффективности работы магазина.

 

2 Организация торгово-технологического процесса в магазине  «Афанасий» 

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика магазина «Афанасий»

 

Магазин «Афанасий» был открыт в 2002году. Магазин «Афанасий» является юридическим лицом, действует на основании Устава и учредительных докуметов, ГК РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Магазин расположен на улице  Коммунистической города Полевского, покупателями торгового предприятия  являются городские жители со средним  уровнем дохода.

Магазин «Афанасий» находится  рядом с остановкой городского транспорта «Парковая». Относится к категории магазинов шаговой доступности и ориентирован на обслуживание населения в пределах пешеходной доступности (примерный радиус обслуживания составляет 500 м). График работы магазина: круглосуточно с перерывом с 10ч. до 11ч. Общая площадь магазина 80 кв.м., торговая - 52 кв.м. Форма обслуживания - традиционная.

Предметом деятельности магазина «Афанасий» могут быть любые виды деятельности, не запрещенные Законодательством Российской Федерации, однако основным  видом   деятельности   магазина   является  розничная   торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

К общей организационно-экономической  характеристике магазина относятся: штатная  численность работников, площадь  и состав помещений, оборот розничной  торговли, финансовые показатели деятельности.

 

Коммерческая деятельность магазина осуществляется по линейной организационной структуре управления. Владельцем магазина является директор, в непосредственном подчинении которого находится заведующая магазином и старший продавец. В свою очередь, старшему продавцу подчиняются продавцы - кассиры.

Структура и штатное расписание магазина утверждены директором в пределах установленных им предельной численности и фонда оплаты труда работников. В магазине работают 12 человек. Средняя заработная плата в магазине в 2011 году составила 10417 рублей.

   Организационная структура магазина «Афанасий» представлена на рисунке 2

 

Рисунок 2 – Организационная структура магазина «Афанасий»

Общая площадь магазина «Афанасий» составляет 80,0 м2,  на которых расположены:

1  площадь торгового  зала – 52 м2 , что составляет  68% от общей площади;

2  неторговая площадь  в т. ч.:

      - складское помещение для накопления товарных запасов 13,3м2 – 16,7 %

       - административная площадь 6,8 м2 – 8,5%

       - площадь подсобных помещений 5,4 м2 – 6,8 %

 











Рисунок 3 - Схема внутренней планировки

1) Вход в магазин;

2) Торговый зал;

3) Складское помещение  для накопления товарных запасов;

4) Административное помещение.

5) Санитарный узел.

Торговое предприятие  включает в себя следующие помещения: торговый зал, складское помещение  для накопления товарных запасов, административное помещение, санитарный узел.

       В торговом зале витрины и стеллажи расположены только у двух стен, что позволяет продавцам держать весь зал в своем обозрении. На противоположной стороне от входа расположены холодильная витрины с молочно-кислыми, колбасными изделиями и кассовый прилавок. Справа и слева от входа  ларь-витрины с замороженными продовольственными товарами, и холодильные витрины. В дальнем правом углу на столике стоят контрольные весы. Справа от этого стола расположены следующие стеллажи с продовольственными товарами: фрукты (на горке), виноводочная продукция, охладительные напитки. Справа от входа стоят пристенные стеллаж горки с бакалеей, консервацией и алкогольными напитками. Слева стеллаж горка пристенный с соками.

Для удобства покупателей  в магазине установлен терминал оплаты различных услуг.

Так же в магазине имеется  стол для покупателей, на котором  они могут разместить свои сумки. На левой стене от входа висит  доска с информацией для покупателей, на которой они могут ознакомиться с правилами и требованиями продажи  продовольственных товаров, правами  и обязанностями покупателей  и продавцов, разрешениями на продажу  определенных видов товаров в  данном торговом предприятии.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина и несут основную функциональную нагрузку в нём. Площади, формы и пропорция торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

2010

2011

Отклонение 

(+,-)

Темп отклонения, %

Товарооборот, тыс.р.

16060,00

19660,00

3600,00

122,42

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.р.

16060,00

18280,00

2220

113,8

Уровень, % к обороту

62,52

62,46

-0,06

99,9

Валовой доход от реализации товаров, тыс.р.

6020,00

7380,00

1360,00

122,59

Уровень, % к обороту

37,48

37,54

,06

100,16

Издержки обращения, тыс.р.

3160,00

3380,00

220,00

106,96

Уровень, % к обороту

19,68

17,19

-2,49

87,35

Прибыль от реализации товаров, тыс.р.

2860,00

4000,00

1140,00

139,86

Уровень, % к обороту

17,81

20,35

2,54

114,26

Чистая прибыль, тыс.р.

2288,00

3152,00

564,00

137,76

Уровень рентабельности, %

14,25

16,03

1,8

112,49

Численность, чел.

12

12

0

100

Выработка на одного работника, тыс.р.

1338,33

1638,33

300

122,41

Информация о работе Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»