Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и организация торгово-технологического процесса розничного торгового предприятия 5
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях 5
1.2 Принципы организации торгово-технологических процессов в розничных торговых предприятиях 8
2 Организация торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий»16
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Афанасий» 16
2.2 Характеристика торгово-технологического процесса магазина
«Афанасий» 25
2.3 Оценка эффективности торгово-технологического процесса магазина «Афанасий» 33
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина 41
Заключение 45
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Курсовая Быкова моя.docx

— 106.68 Кб (Скачать файл)

Классификация издержек обращения  позволяет улучшить учет, углубить анализ, сделать более действенным  контроль за их состоянием.

           Таблица 6 – Анализ издержек обращения за 2010 – 2011 гг.

Показатели 

Год

Отклонение

(+, -)

Отчетный год в % к прошлому

2010

2011

Товарооборот, тыс.р.

16060,00

19660,00

3600

122,4

Сумма издержек обращения, тыс.р.

3160,00

3380,00

220

106,9

Уровень издержек обращения, %

19,68

17,19

-2,49

87,35

Издержкоотдача, р.

5,1

5,8

+0,7

113,7

Издержкоемкость, р.

0,19

0,17

-0,02

89,5


 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что в 2011 году сумма издержек обращения составила 3380 тысяч рублей, а их уровень 17,19 процентов к обороту. По сравнению с 2010 годом сумма  издержек обращения увеличилась  на 220 тысяч рублей (абсолютный перерасход) или на 6,9 процентов, а уровень понизился на 2,49 процентов к обороту. Относительное отклонение составило минус 2,49 процентов, а сумма относительной экономии составила 489,5 тысяч рублей ((-  2,49× 19660) / 100) при абсолютном увеличении расходов на 220 тысяч рублей. Издержкоотдача характеризует величину товарооборота на 1 рубль. Расходы увеличились с 5,1 до 5,8 рублей в 2011 году, то есть, на каждый рубль расходов товарооборот увеличился на 70 копеек. Издержкоемкость, обратный показатель издержкоотдачи, снизилась с 19 до 17 копеек, то есть на каждый рубль товарооборота затраты уменьшаются на 0,02 копейки.

Другим важным условием эффективности  коммерческой деятельности магазина является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость –  это скорость обращения товаров  или время, в течение которого товары находятся в магазине с  момента оплаты счета поставщиков  до момента их продажи.

Таблица 7 – Анализ общего объема товарных запасов магазина «Афанасий» за 2010 – 2011 гг.

Показатель

2010

2011

Отклонение (+, -)

Темп отклонения, %

Товарооборот, тыс.р.

16060,00

19660,00

3600

122,4

Средние запасы, тыс.р.

3330

3500

170

105,2

Товарооборачиваемость в днях

74,53

64,08

-10,45

85,9

Товарооборачиваемость в числе оборотов

4,83

5,62

+0,79

116,1

Запасоотдача 

4,83

5,62

+0,79

116,1

Запасоемкость

0,21

0,18

-0,03

85,0


 

Т/об в днях = (Зср х Д) / Т,

где Зср – средние запасы;

Д – количество дней в  году;

Т – товарооборот

Т/об в днях = (3330 * 360) / 16060 = 74,65.

Т/об в числе оборотов = Д / То в днях;

Т/об в числе оборотов = 360 / 74,65 = 4,83.

Т/об в днях= (3500*360)/19660= 64,09

Т/об в числе оборотов = 360/64,09= 5,62

     Расчеты показали, что в предприятии эффективно  формировались товарные запасы, так как они росли медленнее  чем товарооборот  (105,2 и 122,4) соответственно, так средние товарные запасы  увеличились с 3330 до 3500 тысяч рублей  при абсолютном росте 170 и относительном  105,2 процента.  В результате правильного  соотношения запасов и товарооборота  ускорилось время товарооборота  на 10,45 дней. Количество оборотов, которое  совершил средний запас увеличилось  с 4,83 до 5,62 оборотов, т.е. количество  оборотов увеличилось на 0,79 за  год. Запасоотдача увеличилась  с 4,83 до 5,62, т.е. на каждый рубль  запасов товарооборот увеличился  на 0,79 тысяч рублей. Запасоемкость,  обратная величина запасоотдачи  снизилась с 0,21 до 0,18 копейки,  т.е. на каждый рубль товарооборота  величина запасов снизилась на 0,03 копейки.В магазине «Продукты» объем продаж на 1 м2 площади торгового зала в отчетном году составил 158,84 тыс.рублей, а общей площади – 60,99 тыс.рублей.

 

 

 

      

     Таблица 8 – Анализ показателей плана по труду магазина «Афанасий» 

     за 2010    – 2011 гг.

Показатель 

Год

Отклонение

(+, -)

Отчетный год

в % к прошлому

2010

2011

Товарооборот, тыс.р.

16060

19660

3600

122,42

Численность, чел.

12

12

0

100

Производительность труда, тыс.р.

1338,33

1638,33

300

122,4

Фонд заработной платы, тыс.р.

1482

1500

18

101,2

Уровень ФЗП в % к товарообороту

9,2

7,7

-1,5

83,7

Средняя заработная плата  за год, тыс.р.

123,5

125,0

+1,5

101,2

Зарплатоотдача, р.

10,8

13,1

+2,3

121,3

Зарплатоемкость, р.

0,09

0,07

-0,02

77,7


 

  Из таблицы видно, что численность работников магазина в 2011 году осталась без изменений и составила 12 человек. Производительность труда увеличилась на 300 тысяч рублей или на 22,4 процентов в 2010 году по сравнению с 2011 годом. Зарплатоотдача в 2010 году составила 10,8 рублей, т.е. на один рубль фонда заработной платы в 2010 году объем товарооборота составил 10 рублей 80 копеек. В 2011 году зарплатоотдача составила 13,1 рублей, т.е. на 1 рубль фонда заработной платы товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 2,3 рубля. За счет увеличения зарплатоотдачи снизилась зарплатоемкость на 0,02 копейки, из этого можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно.

Однако каждый из рассмотренных  выше показателей эффективности  коммерческой деятельности, взятый в  отдельности, недостаточно полно учитывает  и характеризует эффективность  торговой организации в целом.

Конечным результатом  деятельности торгового предприятия  является стоимость реализованных  товаров и услуг. Поэтому эффективность  коммерческой деятельности торгового  предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассчитываемым как отношение стоимости реализованных  товаров и услуг к затратам на их реализацию.

В Магазине «Афанасий» данный показатель в 2011 году составил:

Эффективность = 19660/3380=5,81 тыс. руб.

Таким образом, на 5,81 тыс.руб. реализованной продукции приходится 1 тыс.рублей затрат.

Так как в современных  условиях предприятия торговли ориентированы  не только на структурное и организационное  развитие, но и на повышение эффективности  коммерческой деятельности, для повышения  эффективности работы магазина необходимо совершенствовать его торгово-технологический  процесс. Особое внимание необходимо уделять  тем показателям, по которым наблюдается  отрицательная тенденция развития.

 

3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина

 

Рациональное построение торгово-технологического процесса, четкое и последовательное выполнение операций, постоянное их совершенствование –  основа и главная задача магазина «Афанасий».

Для того чтобы обеспечить более рациональное осуществление  торгово-технологического процесса в  магазине, необходима хорошо продуманная  система управления всеми его  операциями. Это позволит эффективно использовать помещения магазина, торгово-технологическое  оборудование, рабочую силу и в  конечном итоге создать условия  для обеспечения высокого качества обслуживания покупателей.

В основу организации торгово-технологического процесса магазина должны быть положены товарные потоки. Под товарным потоком  на розничном торговом предприятии  понимается движение товаров от момента  поступления до вручения проданного товара покупателю. Товарный поток  включает систему взаимосвязанных  последовательно выполняемых операций с товаром.

В дальнейшем, чтобы совершенствовать организацию работы магазине необходимо снижать уровень издержек обращения  и увеличивать товарооборот. Для  этого необходимо учитывать платежеспособность населения, своевременно завозить товары в широком ассортименте, изыскать источники поставок товаров высокого качества, по низким ценам, с наименьшими  затратами, устанавливать обоснованный размер торговой надбавки при определении  розничной цены.

Также больше внимания необходимо уделять ассортиментной политике (расширять, обновлять ассортимент, подходить  дифференцированно при его формировании, для чего необходимо все товары разделить  по группам на социально-значимые, первой необходимости и другие), повышать культуру обслуживания и имидж предприятия, расширять перечень услуг (упаковка товаров, консультация покупателей, доставка товаров на дом и другие), внедрять и расширять службы маркетинга, осуществлять подготовку квалифицированных кадров для работы на предприятии.

Чтобы снижать уровень  издержек обращения, необходимо знать  факторы, влияющие на издержки и следить  за их применением:

- эффективно использовать транспортные средства, обращая внимание на дальность расстояния при заключении коммерческих сделок, полноту загрузки транспорта, использование кольцевого завоза, прицепов; необходимо использовать транспорт организаций с более низкими тарифами, следить, чтобы транспорт не использовался не по назначению и в личных целях;

- следить за фондом оплаты труда: выплаты должны быть обоснованными и способствовать повышению производительности труда;

- с целью поддержания затрат в пределах нормы, а лучше ниже ее, должны заведомо закупаться высококачественные товары, соблюдаться условия хранения и сроки реализации;

- тара должна соответствовать товару, бережно храниться, вскрываться, своевременно отгружаться, соответствовать тому виду тары, которая указана в накладной;

- следить за расходованием электроэнергии, воды, газа, тепла, привлекать для ремонтных работ со стороны по более низким тарифам.

В магазине должны быть созданы  условия, обеспечивающие бесперебойную  торговлю при минимальных объемах  товарных запасов, а также для  предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения  и продажи товаров. Это достигается  путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых размеров (товарных запасов должно быть в пределах нормы).

Решения задачи управления товарными запасами предполагает совершенствование  всей системы хозяйствования и, прежде всего, коммерческой работы: от изучения спроса и конъюнктуры торговли до управления процессами обслуживания в  розничной торговой сети и определения  их экономической эффективности. Работникам магазина необходимо следить за соответствием  фактических запасов товаров  установленным необходимым размерам и принимать меры по их урегулированию.

Одним из основных направлений  повышения эффективности работы магазина является рациональная организация труда продавцов и других работников

В условиях постоянного увеличения производства товаров, роста требований покупателей к ассортименту и  качеству изделий важное значение имеет  вопрос о формировании ассортимента товаров как одно из направлений  совершенствования торгово-технологического процесса магазина. В основе управления ассортиментом товаров лежит  ассортиментная стратегия торговой системы и ассортиментные перечни  товаров.

Информация о работе Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»